"АЭРОФЛОТ" СОЗДАЕТ СВОЮ ТУРИСТИЧЕСКУЮ КОМПАНИЮ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
"АЭРОФЛОТ" СОЗДАЕТ СВОЮ ТУРИСТИЧЕСКУЮ КОМПАНИЮ

"Аэрофлот", крупнейшая российская авиакомпания, объявил о создании собственной туристической фирмы. Ее гендиректором стал бывший руководитель банка "Русский стандарт" (а ранее - зампред Центробанка) Андрей Козлов. Огласив свои стратегические планы, "Аэрофлот" взволновал туроператоров: новый игрок собирается завоевать треть всего туристического рынка.

ООО "Мир Аэрофлота" образовалось в декабре 2000 г. Учредителями являются ЗАО "Шеротель" и НОУ ВКШ "Авиабизнес" - 100% -ные "дочки" "Аэрофлота". Уставный капитал новой компании - 15 млн руб.

"Мир Аэрофлота" собирается создавать программы не по направлениям, как это принято на туристическом рынке, а по интересам клиентов. К летнему сезону компания представит девять "коллекций": например, "гольф", "дайвинг ", "мир гурманов", "культурные столицы". Каждую из программ можно будет реализовать в нескольких странах. К зиме "Мир Аэрофлота" собирается разработать следующие девять "коллекций".

Купив услугу у турфирмы, клиент будет доставлен на место регулярным рейсом "Аэрофлота". В качестве зарубежных представительств "Мир Аэрофлота" будет использовать зарубежные офисы авиакомпании (их сейчас 135). "Мы хотим создать для своих клиентов целый мир, комфортный и безопасный", - говорит Александр Зурабов, первый зам генерального директора "Аэрофлота" по финансовой и экономической деятельности.

Андрей Козлов, возглавивший "Мир Аэрофлота", с 1999 г. руководил банком "Русский стандарт" (он создавал этот розничный банк вместе с Зурабовым). С банковского рынка Козлов ушел в прошлом году, решив заняться турбизнесом, в котором его больше всего интересует "разработка технологий". Одну из них клиент "Мира Аэрофлота" опробует на себе: ему разрешат выплачивать часть стоимости тура в рассрочку - по программе потребительского кредитования того же "Русского стандарта". Такую схему сейчас используют две небольшие турфирмы ( "Коллаж сервис" и SWTS) , ориентированные на корпоративных клиентов.

По словам Андрея Козлова, компания собирается через три года занять 25 - 30% российского туррынка. В дальней перспективе - слияния и поглощение других турфирм.

Заявления нового игрока сильно взбудоражили рынок. "Дочка" "Аэрофлота" создана исключительно для того, чтобы замкнуть на себя финансовые потоки других туроператоров", - уверен Павел Ременный, президент Московской ассоциации турагентств. Он имеет в виду, что "Мир Аэрофлота" будет действовать по принципу печально известной "Аэрофлот Тур групп" - предыдущей "дочки" авиакомпании, выступавшей посредником между перевозчиком и туроператорами при продаже билетов и блоков мест. Исключительно как очередной аналог "Аэрофлот Тур групп" воспринимают "Мир" и многие участники рынка. "Не получилось с одними, авиакомпания решила попробовать с другими - которые поумнее", - сказал представитель одной из крупных турфирм.

Правда, Зурабов утверждает, что "Мир Аэрофлота" не будет посредником и не получит никаких эксклюзивных тарифов. "Работа должна строиться на рыночных условиях, т. е. на обычной агентской комиссии", - объясняет Зурабов.

Единственное, что перевозчик предоставляет своему детищу, - возможность пользоваться базой данных бонусной программы "Аэрофлота". "Мы будем предлагать свой турпродукт клиентам, которые пользуются бонусом. За покупку тура у нас они получат определенное количество баллов", - рассказывает Дженифер Баттенхейн, исполнительный директор "Мира".

"Для того чтобы получить треть рынка, компании понадобится вкладывать по $1 млн в год на каждое направление, - считает Александр Бузов, генеральный директор компании Express Line. - В принципе, за несколько лет можно завоевать такую долю, если грамотно использовать все возможности "Аэрофлота". И при условии, что перевозчик через какое-то время не прекратит их финансировать".

Вложив деньги в турфирму, "Аэрофлот" потребовал от "дочки" за один сезон покорить турецкий рынок, заняв на нем 25 - 30%. Конкуренты считают это абсолютно невозможным. "В этом году у них точно ничего не получится, - говорит Бузов. - Турецкое направление забито до отказа".

По мнению Александра Синегибского, генерального директора компании TEZ Tour, "Мир Аэрофлота" сможет перевезти за сезон около 5000 туристов. "Это очень много для первого раза - им придется сильно постараться", - говорит он. TEZ Tour считается сейчас лидером турецкого направления, занимает около 18% рынка и перевозит 55 000 - 65 000 туристов в год.

"ДЕТИ" ПИЛОТОВ.

Близкие к авиационным структурам компании, претендовавшие на лидерство на туррынке, появлялись и раньше. Например, в ноябре прошлого года собственную турфирму создало Главное агентство воздушных сообщений (ГАВС). Компания очень хотела завоевать пальму первенства: Рифат Шайфутдинов, генеральный директор ГАВСа, обещал за $2 млн выкупить все чартерные цепочки на Анталию, Барселону и Ларнаку. Туроператоры восприняли заявление как неудачную шутку. Сейчас о туркорпорации ГАВСа вообще ничего не слышно.

Практика создания туроператоров при крупных авиакомпаниях, столь успешная на Западе, в России приживается с трудом. На рынке работает, скажем, фирма "Трансаэро-тур", но до top-десятки ей далеко. "Аэрофлот" накопил многочисленный отрицательный опыт работы с туркомпаниями на эксклюзивных условиях. Операторские задолженности полностью не подсчитаны до сих пор. В прошлом году, например, перевозчик судился с "Аэрофлот Тур Групп", которая перестала быть структурой авиакомпании, но продолжала использовать ее брэнд. По мнению Александра Зурабова, неудачи объясняются тем, что все прошлые тур-партнеры "Аэрофлота" занимались консолидацией денежных потоков и посредничеством при продаже билетов. /"Ведомости", 27 марта /

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>