Деловая пресса

Главная

О проекте

Партнеры

Рассылка

Свидетельства СМИ

Реклама

Контакты

Публикации

Разместить информацию
Портал электронных
средств массовой информации
для предпринимателей


Поиск
Расширенный поиск


ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ


Бизнес за рубежом



Новости электронной коммерции



Российские политические портреты



Новости малого бизнеса



Вести Отечества



Новости Cистемы ММЦ



Внешнеэкономическое обозрение



Россия выбирает



Торговая неделя



Москва: мэр и бизнес



Новые технологии



Налоги и бизнес



Бизнес и криминал



Деловая Москва



Лизинг Ревю



Маркетинг и практика предпринимательства





Вести Отечества

  номер 3 (279) от 19.01.2005 Архив


<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИИ ПРИСТУПИЛО К РЕАЛИЗАЦИИ НОВОЙ РЕФОРМЫ - БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ

Чем раньше региональные элиты приступят к внедрению современных методик формирования бюджетов, не дожидаясь указания сверху, тем быстрее они повысят качество жизни на территориях

Ирина Перечнева

Правительство России приступило к реализации новой реформы - бюджетной системы. Это не очередное изменение политики в сфере бюджета или техники перераспределения налогов, а именно кардинальный пересмотр системы обязанностей и полномочий различных уровней исполнительной власти.

За каждым уровнем (федеральным, региональным, муниципальным) расходные обязательства и доходные источники для их исполнения закрепляются не на год, как обычно, а постоянно. Для этого создана соответствующая законодательная база: вступили в силу изменения в федеральные законы "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления", подготовлены поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы. Кроме того, предполагается пересмотреть систему контроля и учета эффективности государственных расходов. Для этого принята Концепция реформирования бюджетного процесса в 2004 - 2006 годах. Задача амбициозна - воспитать ответственных администраторов-распорядителей бюджетных средств на всех ступенях исполнительной власти. В переводе на рыночный язык: сделать из чиновника-бухгалтера финансового директора.

По мнению директора Института реформирования общественных финансов (Москва) Владимира Климанова, потребность в реформе в России действительно назрела:

- Наша бюджетная система находится в постоянном состоянии дисбаланса. Взять хотя бы такое явление, как нефинансирование федеральных мандатов, когда расходные обязательства у регионов есть, а денег под них нет. Другая тенденция - при формально высокой централизации финансов на деле наблюдается автономия в распоряжении бюджетными средствами. При этом отчетность и исполнение на уровне регионов и муниципалитетов всегда вызывали много вопросов. Нынешняя реформа нацелена на введение жестких ограничений для всех участников бюджетного процесса. Сводится это банально к тому, что излишки заработанных средств не изымаются, но и возникшие "недочеты" из бюджета вышестоящего уровня не возмещаются.

Реализация реформы идет на трех уровнях. Первый (макро) касается межбюджетных отношений, второй (мезо) - собственно бюджетного процесса, третий (микро) - сети бюджетных учреждений. Стадия готовности уровней к реформированию разная. Например, реорганизацию сети бюджетных учреждений пока лишь обсуждают эксперты. Следствием ее, возможно, станут новые организационные формы - муниципальные организации, некоммерческие, административные учреждения.

Казна в расчете

Наиболее проработанным считается макроуровень: бюджеты на 2005 год регионы формировали уже по новому законодательству, исходя из закрепленных на постоянной основе за каждым уровнем власти доходных и расходных обязательств. "Для меня это уже седьмой бюджет, и каждый год представители территорий ставят один и тот же вопрос: закрепите источники, хотя бы года на три, чтобы можно было планировать", - приветствует новый подход заместитель председателя палаты представителей Законодательного собрания Свердловской области Владимир Никитин. Его поддерживает депутат Свердловской областной думы Борис Чойнзонов: "Федеральный центр предлагает реальное решение проблем. Всем надоело слышать упреки, кто у кого больше денег забрал, кто кому должен. Потому четкое разграничение полномочий по различным уровням бюджетной системы, ответственность распорядителей, проведение денег через федеральное казначейство, постоянный мониторинг расходов - это путь, который поможет навести порядок в этой сфере".

Доходные и расходные обязательства поделили так. Правительство России решило, что охрана гидрообъектов - задача федерального масштаба, поэтому весь объем водного налога будет зачисляться в федеральный бюджет: из Свердловской области уходят 174 млн рублей. От муниципалитетов в субъекты федерации переданы обязательства финансирования школ, профтехобразования, здравоохранения, социальной поддержки большой категории граждан. Соответственно в регион перейдет часть доходов муниципалитетов, в частности поступления в полном объеме от налогообложения по упрощенной схеме. Кроме того, от местных бюджетов в пользу региональных перераспределяется 10% собираемого в регионе налога на доходы физических лиц, таким образом, в городах и районах остается не 50%, как раньше, а 40% этого налога. Местным бюджетам для исполнения расходных полномочий от субъекта федерации перешли полностью два налога - на вмененный доход и земельный.

Довольны не все. Так, по мнению главы Екатеринбурга Аркадия Чернецкого, допускается огромная ошибка: "У муниципалитетов забираются доходные источники, собираемые относительно просто, а местным властям отдаются налоги, по которым крайне сложно обеспечить сбор. Не получается сбор налога на вмененный доход - на муниципалитеты его! Хорошо получается подоходный налог - отобрать!". Региональные лидеры по старинке пытаются критикой добиться, на их взгляд, справедливости. Однако сегодня эти методы уже не срабатывают: нравится закон или нет, его надо исполнять.

Существенно меняется и подход к формированию расходов. Правительство планирует реализовать идею повышения ответственности администраторов через предоставление регионам большей самостоятельности в некоторых вопросах. Субъект федерации сам устанавливает сроки и темпы увеличения расходов, например, решает, повышать заработную плату работникам бюджетной сферы, находящимся в его ведении, или нет. Так, Тюменская область в 2005 году закладывает средства, позволяющие увеличить зарплату на 36%, Челябинская и Удмуртия - на 20%, а вот Свердловская область источников пока не нашла. Правда, председатель правительства Алексей Воробьев пообещал депутатам вернуться к этому вопросу во втором полугодии 2005 года, когда будет ясно, как работает промышленный сектор и собираются налоги.

Разделяй и наделяй

Основную долю региональных бюджетов составляет налог на доходы физических лиц и налог на прибыль. Возможностей напрямую влиять на собираемость первого у властей немного, разве что заставлять налогоплательщиков выводить зарплаты "из тени". При сборе второго административных ресурсов можно задействовать больше, по крайней мере, в отношении системообразующих предприятий региона.

Прогнозы собираемости налога на прибыль в 2005 году, однако, весьма противоречивы. Например, в первоначальном проекте бюджета-2005 Свердловской области объем поступлений оценивался только в 11,3 млрд рублей, тогда как по итогам 2004 года власти намерены получить 11,5 млрд рублей. "Странно, что мы планируем поступление налога на прибыль меньше, чем в 2004 году", - считает Борис Чойнзонов. В итоге бурных дебатов депутатам удалось убедить правительство увеличить цифру на 600 млн рублей. Такой разброс связан с двумя факторами. С одной стороны, прогнозируется рост объемов производства предприятий, а значит, прибыли и налогооблагаемой базы. Но с другой - консолидированные бюджеты регионов теряют в 2005 году 1,5% ставки этого налога. В 2004 году 2% налога на прибыль шли в муниципалитеты. Теперь они совсем лишаются этого источника дохода: 1,5% уходит в "центр", 0,5% - в субъект федерации. В итоге в распоряжении региона остается 17,5% вместо 19% ставки налога на прибыль из общих 24%. Правительство объясняет эту меру уже не разграничением полномочий, а необходимостью покрыть дефицит Пенсионного Фонда России из-за снижения в 2005 году единого социального налога. Свердловская область потеряет на этом почти миллиард рублей.

Кроме того, "центр" забрал себе 95% налога на добычу полезных ископаемых, что отразилось на бюджетном процессе самых богатых территорий Урала: Башкирия, Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа сверстали бюджеты на 2005 год с дефицитом.

Дефицит региональных бюджетов - тоже следствие реформы, причем одно из самых болезненных. Возмещать потери в регионах предполагается старыми испытанными способами: кто-то сократит расходы, кто-то прибегнет к заимствованиям на фондовом рынке, а кто-то "надавит" на региональный бизнес. "Предприятия должны работать эффективнее, и на рубль затрат давать больше прибыли. Повышением эффективности производства, ростом его объемов будем закрывать выпадающие доходы", - говорит министр экономики и труда Свердловской области Галина Ковалева. "Муниципальные образования тоже будут заинтересованы в повышении собираемости, очевидно, особое внимание будет уделено усилению мер администрирования наиболее важных налогов", - прогнозирует заместитель председателя комитета Свердловской областной думы по вопросам законодательства Галина Артемьева.

Именно такой подход тревожит предпринимателей. 2005 год - переходный: за соответствующими уровнями власти только закреплены налоги. С 2006 года источники, которые в стопроцентном объеме зачисляются в соответствующий бюджет, будут этим бюджетом и регулироваться. Однако благое намерение не только наделить чиновников правами, но заставить нести ответственность на деле может обернуться банальным ужесточением налогового бремени. Малый бизнес в небольших городах и районах Свердловской области знает, что это такое: завышенные ставки налога на вмененный доход, которые утвердило областное Законодательное собрание на 2004 год, многих привели к разорению. "Мы опасаемся, что примеру областного правительства в будущем могут последовать и муниципальные образования. Их никто не будет контролировать и они смогут "обжать" нас со всех сторон", - говорит председатель Новоуральской ассоциации среднего и малого бизнеса (Свердловская область) Валерий Ефимов.

Ориентир на результат

Пока на уровне региона идея "ответственности администраторов" воспринимается исключительно как задача увеличения сбора налогов. Между тем авторы реформы закладывали несколько иной смысл: они хотели изменить подход чиновников к расходованию казенных денег. Заменить выпадающие доходы можно не только через увеличение доходов, но и с помощью более эффективного планирования затрат и рационального использования общественных финансовых ресурсов. Собственно, для этого и задумана реформа бюджетного процесса.

Задача заключается в том, чтобы перейти от управления затратами к управлению результатами. В мировой практике широко используется метод бюджетирования, ориентированного на результат (БОР). Его идеология схожа с более знакомым нам еще по плановой экономике программно-целевым методом управления финансовыми ресурсами. Чиновникам нужно будет учиться составлять бюджет не только на базе данных его фактического исполнения за предыдущий год, но и представлять, какие задачи нужно решить каждому подразделению, министерству, ведомству, какой уровень качества бюджетной услуги следует обеспечить для граждан. Для этого вводится механизм среднесрочного (на три года) планирования жизни страны и региона.

Проблема, однако, в том, что однозначного толкования этого аспекта реформы ни у чиновников, ни у депутатов, ни даже у экспертов до сих пор нет. Илья Трунин, заведующий лабораторией проблем фискального федерализма и субнациональных финансов Института экономики переходного периода на сайте оpec.ru предостерегает: "Задачей гос-управления является в общем случае не повышение ВВП (за что всю ответственность можно свалить на Минэкономразвития), а оказание государственных услуг, где косвенным образом экономический рост может являться результатом, если это необходимо для повышения качества жизни и для достижения других целей. Поэтому превращение этой системы в тот вариант, когда у нас есть набор хороших поводов для снятия министра, руководителя агентства или для того, чтобы не дать денег, совсем не является бюджетированием, ориентированным на результат".

Бюджетные заявки на 2005 год принимались от министерств и ведомств в новом формате: в течение прошлого года специальная комиссия под руководством вице-премьера Александра Жукова собирала доклады руководителей соответствующих подразделений, в которых чиновники пытались обосновать их необходимость и полезность. "Эти доклады показали, что министерства и ведомства не всегда до конца понимают суть принципа бюджетирования, ориентированного на результат, когда необходимо привязать результаты финансирования к результатам деятельности того или иного ведомства. Доклады выявили и много проблем: дублирование функций, отсутствие результатов деятельности", - говорит Владимир Климанов.

Правительство России планирует в 2005 году провести эксперименты внедрения БОР на некоторых территориях. Поэтому понятие "ориентированность на результат" каждый толкует по-своему. Борис Чойнзонов: "В проекте областного бюджета на 2005 год нет акцентов на том, каких прорывов мы собираемся достичь в сфере бюджетного проектирования и управления. Например, если сейчас вложить деньги в строительство метрополитена и развитие кольцевых дорог вокруг Екатеринбурга, то в будущем это повысит инвестиционную привлекательность города, а если мы вкладываемся в газификацию области, то через некоторое время это приведет к сокращению бюджетных расходов на обеспечение населения энергоносителями". Получается, что уровень делегированных регионам обязанностей, прав, ответственности уже новый, а метод управления финансами и, главное, менталитет исполнителей на местах, - еще старые. Причина банальна: сверху ведь не спрашивают.

Безусловно, реорганизация бюджетной системы - процесс не локальный. Он во многом связан с ходом административной реформы, реформы бюджетного учета, местного самоуправления, развитием казначейского исполнения бюджета. Идут реформы разными темпами и связи между ними непрозрачны. Международный опыт внедрения БОР, например в США, показывает, что этот процесс занимает десятилетия. Правительство России форсирует события, по максимуму используя благоприятную экономическую конъюнктуру, связанную с высоким уровнем мировых цен на энергоносители: в таких условиях экспериментировать проще.

Реформа в бюджетной сфере пойдет, может быть, еще сложнее, чем другие: слишком много здесь задействовано интересов. Поэтому чем раньше региональные элиты приступят к изучению и внедрению на практике новых методов, не дожидаясь указания сверху, тем быстрее они адаптируются, сгладят возможные негативные факторы и в конечном итоге повысят качество жизни на территориях. Тем более что теперь именно с них, лидеров регионов, будут спрашивать за ошибки, неточности прогнозов и невыполненные обязательства. Возможности кивать на несправедливый центр больше нет. Значит, инициатива как минимум не наказуема.

/Эксперт-Урал, 17.01.2005/




<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


 
БЕСПЛАТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ

  • ДОБАВИТЬ коммерческое предложение

  • ОПУБЛИКОВАТЬ информацию об организации

  • ОСТАВИТЬ заявку на кредит / инвестирование

  • РАЗМЕСТИТЬ объявление о покупке / продаже бизнеса

  • РАЗМЕСТИТЬ информацию о вакансии

  • Бесплатные сервисы онлайн



    КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
    на 21.09.2019
    USD63,8487-0,3712
    EUR70,5975-0,3398
    E/U1,1057+0,0011
    БВК66,8857-0,3571
    Все валюты

    ПОГОДА 
    Россия, Московская обл., Москва
    днем
    ночью

    (прогноз)
    Погода в России и за рубежом

    ВАШЕ МНЕНИЕ



      Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Российский деловой портал «Альянс Медиа»
     · Бизнес России
    Бизнес-образование
     · Бизнес-план
     · БИНФО
     · Благотворительность
     · Бухгалтерский учет
     · Вся Россия
     · ВЭД
    Госзаказ
     · Дистанционный консалтинг
     · ЖКХ
     · Законы
     · Зоокластер
     · Инвестиции
     · Инновации
     · Исследования
    Исторические документы
     · ИТ и связь
     · Кино
     · Кластер инноваций
     · Кластерное развитие
     · Коммерческие предложения
    Легпром
     · Маркетинг
     · Мероприятия
     · Молодежь
     · Наука
     · Недвижимость
     · Охрана труда
     · Размещение пресс-релизов
    Пресса
     · Продукция и услуги
     · Работа
     · Рассылки
     · Реклама и PR
     · Ремесленничество
     · Рестораны
     · Русский язык
    Система ММЦ
     · Словарь
     · Социальное общество
     · Спорт
     · Стиль Мода Дизайн
     · Субконтрактация
    ТВ - Первый канал бизнеса
     · Тесты
     · Транспорт
     · Финансовые рынки
     · Экология
    Адыгея
     · Алтай
     · Амурская область
     · Архангельск
     · Астрахань
     · Башкортостан
     · Белгород
     · Брянск
     · Бурятия
    Владимир
     · Волгоград
     · Вологда
     · Воронеж
     · Дагестан
     · Еврейская АО
     · Забайкальский край
     · Иваново
     · Ингушетия
    Иркутск
     · Кабардино-Балкария
     · Калининград
     · Калмыкия
     · Калуга
     · Камчатка
     · Карачаево-Черкессия
     · Карелия
    Кемерово
     · Киров
     · Коми
     · Кострома
     · Краснодар
     · Красноярск
     · Курган
     · Курск
     · Ленинградская область
    Липецк
     · Магадан
     · Марий Эл
     · Мордовия
     · Москва
     · Московская область
     · Мурманск
     · Ненецкий АО
    Нижний Новгород
     · Новгород
     · Новосибирск
     · Омск
     · Орел
     · Оренбург
     · Осетия
     · Пенза
     · Пермь
     · Приморье
    Псков
     · Республика Алтай
     · Республика Крым
     · Ростов-на-Дону
     · Рязань
     · Самара
     · Санкт-Петербург
     · Саратов
    Сахалин
     · Свердловская область
     · Севастополь
     · Смоленск
     · Ставрополь
     · Тамбов
     · Татарстан
     · Тверь
     · Томск
    Тула
     · Тыва
     · Тюмень
     · Удмуртия
     · Ульяновск
     · Хабаровск
     · Хакасия
     · ХМАО-Югра
     · Челябинск
     · Чечня
    Чувашия
     · Чукотка
     · Якутия
     · Ямало-Ненецкий АО
     · Ярославль
    Дальневосточный ФО
     · Приволжский ФО
     · Северо-Западный ФО
     · Северо-Кавказский ФО
     · Сибирский ФО
     · Уральский ФО
    Центральный ФО
     · Южный ФО
    Австралия
     · Австрия
     · Азербайджан
     · Аргентина
     · Армения
     · АТЭС
     · Белоруссия
     · Бельгия
     · Болгария
     · Бразилия
    Великобритания
     · Венгрия
     · Вьетнам
     · Германия
     · Греция
     · Грузия
     · Дания
     · ЕАЭС
     · Египет
     · Израиль
     · Индия
    Ирландия
     · Испания
     · Италия
     · Казахстан
     · Канада
     · Кипр
     · Киргизия
     · Китай
     · Куба
     · Латвия
     · Литва
    Молдавия
     · Монголия
     · Нидерланды
     · Норвегия
     · Польша
     · Португалия
     · Румыния
     · Сербия
     · Словакия
     · Словения
    СНГ
     · Таджикистан
     · Тайвань
     · Туркмения
     · Турция
     · Узбекистан
     · Украина
     · Финляндия
     · Франция
     · Хорватия
    Черногория
     · Чехия
     · Швейцария
     · Швеция
     · Эстония
     · Южная Корея
     · Япония
    2003 - 2019 © НДП "Альянс Медиа"
    Правила републикации
    материалов сайтов
    НП "НДП "Альянс Медиа"

    Политика конфиденциальности