Деловая пресса

Главная

О проекте

Партнеры

Рассылка

Свидетельства СМИ

Реклама

Контакты

Публикации

Разместить информацию
Портал электронных
средств массовой информации
для предпринимателей


Поиск
Расширенный поиск


ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ


Бизнес за рубежом



Новости электронной коммерции



Российские политические портреты



Новости малого бизнеса



Вести Отечества



Новости Cистемы ММЦ



Внешнеэкономическое обозрение



Россия выбирает



Торговая неделя



Москва: мэр и бизнес



Новые технологии



Налоги и бизнес



Бизнес и криминал



Деловая Москва



Лизинг Ревю



Маркетинг и практика предпринимательства





Новости малого бизнеса

  номер 12 (154) от 29.03.2002 Архив


<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


ТВОРЧЕСТВО КАК ЧАСТЬ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА

По мнению известного теоретика менеджмента Джима Коллинза, креативность лежит в основе любого успешного бизнеса. Коллинз проанализировал менеджмент 11 самых успешных компаний США, чей ежегодный прирост стоимости капитала на протяжении 15 лет почти в семь раз превышал среднеотраслевые показатели. Один из ключевых факторов их успеха - сочетание креативности и дисциплины, утверждает Коллинз на страницах книги "От хорошего к великому".

Креатив в неволе.

Проблема баланса между творчеством и дисциплиной давно мучает многих лидеров бизнеса. "Творчество невозможно без определенной степени свободы", - говорит президент корпорации "Хэппилэнд" Ольга Курбатова. По ее мнению, талантливого человека нельзя помещать в очень жесткие дисциплинарные рамки. Организация должна предоставлять человеку свободу и использовать ее плоды. Но та же организация должна, насколько это возможно, "организовывать" творческого человека.

"Шоу-бизнес основан на ярких талантливых личностях, и, хочешь того или нет, приходится считаться с каждым человеком, - вторит ей директор петербургского отделения радио "Максимум" Константин Людиновских. - Но нельзя забывать, что это все-таки бизнес. А бизнес не может развиваться без организации и, как следствие, - дисциплины".

В январском номере Harvard Business Review опубликована статья Роберта Херболда, который создавал дисциплинарную систему в одной из самых креативных организаций мира - Microsoft. В 1994 г. Херболд перешел туда из Procter & Gamble и поначалу был просто шокирован увиденным. "Они даже не знали, сколько человек у них работает", - рассказывает он. Утром офис был практически пуст. "Не волнуйтесь, они все равно все трудоголики", - так прокомментировал этот факт один из сотрудников Microsoft. "То, что в P&G занимало месяцы и представляло собой многоуровневую процедуру принятия решения, здесь делалось за считанные дни", - продолжает Херболд. Билл Гейтс, подчас одетый в шорты и сандалии, лично выслушивал руководителей рабочих групп. Ни о каком документировании этапов разработки и уж тем более о планировании сроков сдачи продукта даже не было речи. "Ключевые решения приняты. Теперь группы будут активнее работать, чтобы сделать это быстрее. .. или не будут", - приводит слова Билла Гейтса автор статьи.

Единственное условие, которое было поставлено перед Херболдом - не ущемлять творческую свободу людей. Шаги, которые он предпринял, в принципе, стандартны - создание специальной группы для проведения всех изменений, описание бизнес-процессов, создание унифицированных шаблонов отчетности. Среди неординарных мер - отказ от индивидуальных рабочих мест и перевод всех разработок на общий сервер (Интранет). Каждый менеджер получил свой уровень доступа к этой сети для отслеживания подконтрольного ему участка работы.

В итоге была создана модель, в которой люди не потеряли свободы творчества, но менеджмент получил возможность контролировать ход работы на каждом этапе. Однако Роберт Херболд признает, что созданная система не идеальна. Нужно постоянно совершенствовать ее, поддерживая баланс между творчеством и дисциплиной.

Эта проблема особенно актуальна для компаний, в которых решение творческих задач - ключевая компетенция: разработчики программного обеспечения, рекламные агентства, шоу-бизнес, СМИ.

"Люди с желтыми волосами и пятью кольцами в одном ухе - типичная картина для отдела креатива, - говорит руководитель подразделения дизайна и рекламы агентства GRADI Сергей Леликов. - Многие давно уже махнули рукой на то, чтобы заставить их приходить и отчитываться вовремя. На все претензии креативщик отвечает, что думал до 5 утра и поэтому проснулся так поздно".

Очертить рамки творчества.

Одна из типичных проблем СМИ - срыв сроков сдачи материалов. В газете "Деловой Петербург" - дочернем предприятии шведского издательского холдинга Bonnier AB - это относительно редкое явление. В построенной по западному аналогу петербургской газете количество журналистов практически равно количеству редакторов. Каждый редактор контролирует работу подотчетного ему журналиста на всем этапе подготовки материала. Это позволяет в случае срыва сроков заранее найти замену готовящейся статье. Главный редактор или его заместители проводят общие совещания с редакторами отделов и рубрик три раза в день. Они постоянно в курсе дела и могут оперативно предотвращать возможные проблемы. Содержание большого штата редакторов компенсируется большой производительностью - в среднем журналист успевает сделать за месяц 25 - 30 материалов.

Во многих творческих компаниях основным инструментом контроля креативности остаются деньги. "Действительно, у нас существует система штрафов, - рассказывает сопрезидент "BBDO Москва" Игорь Лутц. - Периодически опаздывающий сотрудник креативного отдела может лишиться 10% зарплаты. Но это не самоцель, а лишь часть управления творческим процессом".

В креативном отделе BBDO работает около 20 человек. По мнению Игоря Лутца, поиск баланса между креативностью и дисциплиной сводится к вопросу, как сделать творчество частью бизнес-процесса. "Любой процесс состоит из этапов, разделив их и поручив выполнение правильным людям, руководитель может управлять ходом работ, - говорит он. - Очень важным я считаю разделение функций. Клиентский сервис должен внятно общаться с клиентом, четко ставить задачи, и тогда творческим людям легко создавать идеи".

В BBDO не так уж много дисциплинарных рамок. "После того как креативщики получили брифы [описание задачи], меня не интересует, куда они пойдут - в ресторан, бар или бассейн. Главное - получить отличную работу в срок. Их зарплата зависит от результата, - говорит Лутц. - Более того, я даже приветствую их отсутствие на рабочем месте: творчество должно подпитываться впечатлениями. А где их получать? Не в офисе же". Гарантией того, что идея нужного качества будет рождена к нужному сроку, Игорь Лутц считает правильный бриф и нужное количество людей, выделенное на решение задачи.

В GRADI удалось добиться дисциплины без "карательных" мер. Агентство образовано пятью преподавателями Мухинского художественно-промышленного училища, и практически весь наемный персонал - это выпускники этого училища. По словам Сергея Леликова, одного из основателей агентства, тип отношений преподаватель - студент был просто перенесен на работу: "В училище мы давали им задание по учебе, здесь - задание по работе. Какая была дисциплина там, такая она теперь и здесь". Действует преподавательский авторитет руководителей агентства.

Гарантом того, что нужная идея родится вовремя, Сергей Леликов считает регулярные мозговые штурмы. "Наш креативный отдел работает в парах. И два человека обязаны в течение дня встречаться несколько раз и устраивать сеансы штурма. А штрафовать нерадивых сотрудников бесполезно: лучше думать от этого они не станут", - говорит он.

У директора петербургского отделения радио "Максимум" Константина Людиновских на поиски баланса между креативностью и дисциплиной ушло почти полтора года. По мнению Людиновских, креативных людей надо наделять полномочиями, тогда у них появляется чувство ответственности. "При таком подходе остается только контролировать по определенным критериям. А для каждого бизнеса они свои", - говорит он.

Его коллега из Финляндии - главный редактор и председатель совета директоров русскоязычной радиостанции "Радио Спутник Финляндия" Роман Козырев ключевым моментом баланса между креативностью и дисциплиной считает согласование времени. "Если заказ на производство некой программы исходит от меня, то я сам определяю, сколько понадобится человеку времени, - рассказывает он. - Если же идея исходит от журналиста, то я требую детального описания будущей программы, источников материала для ее создания. Коллектив небольшой, поэтому я сам могу следить за ходом работ. Это и гарантирует мне то, что передача будет готова к сроку".

Идея, найденная в Псалтыри.

Почти хрестоматийный пример баланса креативности и дисциплины - компания 3М. Каждый ее сотрудник обладает правом тратить до 15% своего времени на научные разработки. Это правило распространяется на сотрудников, в обязанности которых не входит разработка новаций. "Право 15% " дает возможность отлучиться с работы (время отсутствия учитывается) , сходить в лаборатории компании, посмотреть производства. Если в голову пришла идея, то лаборатории предоставляют "вольнодумцу" все необходимые материалы, чтобы проверить ее на практике.

Именно так родилась на свет клеящаяся бумажка для заметок (Post-It) , патент на производство которой принадлежит 3М.

Одного из сотрудников этой компании, певшего по выходным в церковном хоре, очень раздражало, что закладки в сборнике псалмов постоянно вылетают и поэтому нужный текст все время приходится искать заново. Во время одного из таких песнопений он вспомнил, что несколько лет назад ученый компании 3М представил клей со специфическими особенностями - он был слабым по силе прилипания, но надежным для фиксации и мог использоваться многократно, не оставляя следов.

От зарождения идеи до выхода товара на рынок прошло полтора года - время, потраченное учеными на совершенствование продукта, а маркетологами - на исследование рынка. Но если бы у Арта Фрая, так звали того изобретателя, не было "права 15% " и возможности обращаться к разработчикам из лабораторий, может быть, рынок еще долго не увидел бы клеящихся бумажек.

"Все лаборатории и производства находятся в Соединенных Штатах, поэтому воспользоваться этим правом мы не можем технически", - с едва уловимой грустью сказали в отделе связей с общественностью российского представительства компании 3М. Чувствовалось, что на том конце провода так и хотят добавить: "Если бы такая возможность была, мы бы им показали! " Но не добавили. Дисциплина.

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ КРЕАТИВНЫЙ "КОНВЕЙЕР".

Шаг 1. Описать структуру создания продукта (услуги) по этапам разработки и выделить в ней творческие моменты, т. е. те, в которых присутствует элемент неопределенности: получится или не получится статья, сценарий для ролика, родится или нет новая идея для ПО.

Шаг 2. Выработать стандарт решения творческих задач. В последнее время наибольшую популярность получили мозговые штурмы, но, к примеру, для журналистики или отдела программирования больше подходит "теория решения изобретательских задач", смысл которой в том, что формулирование задачи в виде противоречия позволяет легче найти ее суть и прийти к решению. Например, журналист должен подготовить материал о строительстве гипермаркетов. Но это слишком емкая тема. Если мы сформулируем задачу в виде противоречия - гипермаркетов строится много, но оборот в них падает, - то журналист и редактор заранее будут знать, что они должны получить в конечном итоге.

Шаг 3. Разделить зарплату на три составляющие, выделив в ней две переменные (премиальные) части: за соблюдение стандарта решения задач, за соблюдение дисциплины.

Шаг 4. Делегировать менеджерам среднего звена функции контроля за каждым из этапов создания продукта (услуги) и определения зарплаты по каждой из составляющих. ("Ведомости", 25.03.2002)




<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


 
БЕСПЛАТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ

  • ДОБАВИТЬ коммерческое предложение

  • ОПУБЛИКОВАТЬ информацию об организации

  • ОСТАВИТЬ заявку на кредит / инвестирование

  • РАЗМЕСТИТЬ объявление о покупке / продаже бизнеса

  • РАЗМЕСТИТЬ информацию о вакансии

  • Бесплатные сервисы онлайн



    КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
    на 22.08.2019
    USD66,2630-0,5210
    EUR73,4989-0,4777
    E/U1,1092+0,0015
    БВК69,5192-0,5015
    Все валюты

    ПОГОДА 
    Россия, Московская обл., Москва
    днем
    ночью

    (прогноз)
    Погода в России и за рубежом

    ВАШЕ МНЕНИЕ



      Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Российский деловой портал «Альянс Медиа»
     · Бизнес России
    Бизнес-образование
     · Бизнес-план
     · БИНФО
     · Благотворительность
     · Бухгалтерский учет
     · Вся Россия
     · ВЭД
    Госзаказ
     · Дистанционный консалтинг
     · ЖКХ
     · Законы
     · Зоокластер
     · Инвестиции
     · Инновации
     · Исследования
    Исторические документы
     · ИТ и связь
     · Кино
     · Кластер инноваций
     · Кластерное развитие
     · Коммерческие предложения
    Легпром
     · Маркетинг
     · Мероприятия
     · Молодежь
     · Наука
     · Недвижимость
     · Охрана труда
     · Размещение пресс-релизов
    Пресса
     · Продукция и услуги
     · Работа
     · Рассылки
     · Реклама и PR
     · Ремесленничество
     · Рестораны
     · Русский язык
    Система ММЦ
     · Словарь
     · Социальное общество
     · Спорт
     · Стиль Мода Дизайн
     · Субконтрактация
    ТВ - Первый канал бизнеса
     · Тесты
     · Транспорт
     · Финансовые рынки
     · Экология
    Адыгея
     · Алтай
     · Амурская область
     · Архангельск
     · Астрахань
     · Башкортостан
     · Белгород
     · Брянск
     · Бурятия
    Владимир
     · Волгоград
     · Вологда
     · Воронеж
     · Дагестан
     · Еврейская АО
     · Забайкальский край
     · Иваново
     · Ингушетия
    Иркутск
     · Кабардино-Балкария
     · Калининград
     · Калмыкия
     · Калуга
     · Камчатка
     · Карачаево-Черкессия
     · Карелия
    Кемерово
     · Киров
     · Коми
     · Кострома
     · Краснодар
     · Красноярск
     · Курган
     · Курск
     · Ленинградская область
    Липецк
     · Магадан
     · Марий Эл
     · Мордовия
     · Москва
     · Московская область
     · Мурманск
     · Ненецкий АО
    Нижний Новгород
     · Новгород
     · Новосибирск
     · Омск
     · Орел
     · Оренбург
     · Осетия
     · Пенза
     · Пермь
     · Приморье
    Псков
     · Республика Алтай
     · Республика Крым
     · Ростов-на-Дону
     · Рязань
     · Самара
     · Санкт-Петербург
     · Саратов
    Сахалин
     · Свердловская область
     · Севастополь
     · Смоленск
     · Ставрополь
     · Тамбов
     · Татарстан
     · Тверь
     · Томск
    Тула
     · Тыва
     · Тюмень
     · Удмуртия
     · Ульяновск
     · Хабаровск
     · Хакасия
     · ХМАО-Югра
     · Челябинск
     · Чечня
    Чувашия
     · Чукотка
     · Якутия
     · Ямало-Ненецкий АО
     · Ярославль
    Дальневосточный ФО
     · Приволжский ФО
     · Северо-Западный ФО
     · Северо-Кавказский ФО
     · Сибирский ФО
     · Уральский ФО
    Центральный ФО
     · Южный ФО
    Австралия
     · Австрия
     · Азербайджан
     · Аргентина
     · Армения
     · АТЭС
     · Белоруссия
     · Бельгия
     · Болгария
     · Бразилия
    Великобритания
     · Венгрия
     · Вьетнам
     · Германия
     · Греция
     · Грузия
     · Дания
     · ЕАЭС
     · Египет
     · Израиль
     · Индия
    Ирландия
     · Испания
     · Италия
     · Казахстан
     · Канада
     · Кипр
     · Киргизия
     · Китай
     · Куба
     · Латвия
     · Литва
    Молдавия
     · Монголия
     · Нидерланды
     · Норвегия
     · Польша
     · Португалия
     · Румыния
     · Сербия
     · Словакия
     · Словения
    СНГ
     · Таджикистан
     · Тайвань
     · Туркмения
     · Турция
     · Узбекистан
     · Украина
     · Финляндия
     · Франция
     · Хорватия
    Черногория
     · Чехия
     · Швейцария
     · Швеция
     · Эстония
     · Южная Корея
     · Япония
    2003 - 2019 © НДП "Альянс Медиа"
    Правила републикации
    материалов сайтов
    НП "НДП "Альянс Медиа"

    Политика конфиденциальности