Деловая пресса

Главная

О проекте

Партнеры

Рассылка

Свидетельства СМИ

Реклама

Контакты

Публикации

Разместить информацию
Портал электронных
средств массовой информации
для предпринимателей


Поиск
Расширенный поиск


ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ


Бизнес за рубежом



Новости электронной коммерции



Российские политические портреты



Новости малого бизнеса



Вести Отечества



Новости Cистемы ММЦ



Внешнеэкономическое обозрение



Россия выбирает



Торговая неделя



Москва: мэр и бизнес



Новые технологии



Налоги и бизнес



Бизнес и криминал



Деловая Москва



Лизинг Ревю



Маркетинг и практика предпринимательства





Новости малого бизнеса

  номер 5 (300) от 11.02.2005 Архив


<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


С.БОРИСОВ: “НАСТАЛО ВРЕМЯ УСЛЫШАТЬ ОТ ВЛАСТИ – НУЖЕН ЛИ ВООБЩЕ РОССИИ МАЛЫЙ БИЗНЕС?”

Президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства “ОПОРА РОССИИ” Сергей Борисов дал интервью ИА “Альянс Медиа”.
В.: Сергей Ренатович, дайте, пожалуйста, общую оценку развития малого бизнеса в России за последние годы после принятия в 2001г. на Госсовете государственной концепции развития малого предпринимательства.
С. Борисов: Сейчас наши эксперты и правительственные чиновники разделились во мнении. Последние считают, что у нас хорошая динамика, что мы на правильном пути. В целом вектор, выбранный МЭРТ, которое взялось сейчас за развитие предпринимательства, в том числе малого, правильный. Оно пытается найти механизмы, которые позволили бы, прежде всего, ограничить вмешательство государства в бизнес. Руководители этого министерства дебюрократизацию, реформу госслужбы, административную реформу ставят во главу угла и считают, что это, в том числе, приведет и к улучшению ситуации с малым бизнесом. Превалирует такая точка зрения, что все остальное даже и не нужно.
На недавнем заседании Совета по конкурентоспособности я даже образно сравнил эту ситуацию с осушением болота. У нас стоит задача осушить болото, в котором мы сидим, - сыро, противно, и мы начинаем дуть на облака, чтобы солнышко засветило, и ждем, когда это болото высохнет. А нам нужно действовать уже совершенно по-другому: буквально руками вычерпывать это болото, прокладывать осушительные каналы, действовать совершенно другими методами, нежели пассивно созерцать, что будет происходить. Меня очень настораживает позиция наших ключевых министров, в частности, министра финансов Алексея Кудрина, поскольку он знаковый министр, от его действий и от его политики зависит очень многое. Я имею в виду его точку зрения, которую он высказал в одном из интервью: что малому бизнесу специально помогать не надо, он сам выживет, в этом его уникальность, что он приспосабливается к чему угодно и т.д. По-моему, это ошибочное мнение, и если оно найдет место в будущей идеологии нашего правительства, то это приведет к печальным результатам. Мы, кроме лопухов, которые даже асфальт взламывают, культивированный малый бизнес не вырастим.
Если посмотреть, как действуют наши зарубежные партнеры, то мы увидим, как избирательно они подходят к разным сегментам малого предпринимательства и “пропускают вперед”, создают условия для тех, кто нужней экономике. Недавно на заседании Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ мы обсуждали среднесрочную программу правительства на 2005-2008 гг., но не увидели в ней, образно говоря, взгляда в будущее. Каким мы ожидаем увидеть малый бизнес, какой он должен быть, сколько его должно быть? Мы по-прежнему хотим сохранить ту структуру, которая есть на сегодняшний день? Почему бы нам не создать идеальную модель малого бизнеса, который мы хотели бы видеть в России, учитывая задачу повышения конкурентоспособности страны, выхода нашей конкурентоспособной продукции на мировые рынки?
У нас на сегодняшний день порядка 50% только юридических лиц в сфере малого бизнеса – это торговля, что совершенно ненормально, это неразвитая модель малого предпринимательства в мировом контексте. Тем более она будет нерациональной, если взять все субъекты малого предпринимательства вместе с 3,5 млн ПБОЮЛ, о количестве которых вообще никто не знает. Таким образом, если возьмем все субъекты малого предпринимательства, то неторговый сектор будет еще меньше. У нас малый бизнес - это в подавляющем большинстве те люди, которые стоят на рынках. Малые предприятия, которые работают в инновационной сфере, – лишь исключения из правил. Поэтому мы должны стремиться к какой-то определенной модели малого бизнеса, которая в целом адекватна модели социально-экономической развития России. Конечно, это зависит от того, хотим ли мы оставаться только сырьевой страной или намерены стать страной, которая способна дерзнуть на высокие технологии, на развитое промышленное производство. Если мы выберем последнее, тогда нужно усиливать промышленный сектор экономики, в том числе за счет обязательного включения в технологическую цепочку малых предприятий. Они должны “стоять в очереди, толкаться локтями”, бороться за заказы, конкурировать, тем самым повышать качество своей продукции, а значит, повышать качество продукции крупного предприятия.
Конечно, мы должны создать условия для малых инновационных предприятий. Самородков, “кулибиных” у нас очень много, но нужно их собрать, нужно научить их: как защищать свои права, интеллектуальную собственность, каким образом развивать технологии, на каких условиях и каким образом организовать коммерциализацию своих идей, как сделать рыночным продуктом ту или иную идею. Этот процесс должен быть массовым, а для этого должны создаваться условия.
Поэтому я бы в целом на сегодняшний день оценил ситуацию с малым бизнесом как по-прежнему неудовлетворительную. Несмотря на некоторые заделы, которые пытается сделать МЭРТ. Да, наконец-то после нашего давления появился раздел 2.3.9 “развитие малого предпринимательства” в среднесрочной программе, и если вчитаться в его положения, вещи там сказаны правильные. Но мы не хотим, чтобы это была “песенка в сборнике”, а чтобы все “пели песню” про малый бизнес. И если мы рассматриваем другие институты в этой программе как чрезвычайно важные, которые нужно развивать, - жилье, борьба с бедностью, образование, инновационная сфера - то малый бизнес должен быть лейтмотивом всех этих подпрограмм. Он должен быть вкраплен во все программы не через запятую, как, например, “в том числе развивать через малые предприятия инновационную деятельность”, а это должна быть основа основ.
Сейчас правительство хочет решить проблему борьбы с бедностью через “дележку”, или монетизацию. Не об этом надо говорить - должен быть технический инструмент решения проблемы. Если огромному числу людей, которые “болтаются” в стране или работают на экономически нерентабельных предприятиях, дать возможность найти себя в предпринимательстве, тогда возможность выйти из бедняков в средний класс будет у значительно большего числа людей. А кто сейчас идет в малое предпринимательство? Как была численность примерно в 850 тыс. юрлиц, так и остается. Может быть, их даже меньше стало, статистика у нас убогая. Например, по моим данным, из 3,5 млн юрлиц - российских компаний фактически перерегистрацию прошли около 2 млн. Налоговая служба эти данные еще не публиковала, может быть, и не хотят публиковать. Может, в рамках той цифры, которую называет МЭРТ, реально работают 600 или 700 тыс. малых предприятий, остальные “лежат на боку”? То же самое касается ПБОЮЛов, они не проходят перерегистрацию, и называемая цифра 5 млн - не отражает реальности, на самом деле их значительно меньше, я убежден.
Вышеприведенные размышления - результат многократного оппонирования власти и дискуссий на эту тему на разных площадках. Слава богу, что эти площадки заработали, и мы имеем возможность высказаться и на Совете по конкурентоспособности, и на экспертном совете по малому предпринимательству при МЭРТе, и в других местах. Сейчас у исполнительной власти, в министерствах действительно востребован наш интеллектуальный продукт, нас начали слушать. Но хотелось бы, чтобы не только выслушали, но и поняли. Г. Греф впервые 24 ноября произнес фразу, что пора забыть, что мы можем увеличить ВВП страны в два раза за счет нефти и газа, а сделать это возможно за счет развития малого и среднего предпринимательства. И на последнем заседании Совета по конкурентоспособности, которое было посвящено среднесрочной программе, он снова это повторил. Так давайте действовать, давайте делать так, чтобы это было предметом действия всех и вся. Чтобы это была “народная стройка, народная битва” за малый бизнес. И объявим это во всеуслышание, а лучше всего этот постулат сформулировать в законе.
Недостаточно только говорить о поддержке малого бизнеса, хотя, наверное, это тоже необходимо, как элемент идеологии, просвещения людей. Они должны понимать, что развитый малый бизнес необходим как фактор выживания нашей нации. Но без закона о малом бизнесе, который должен быть сводом основных правил, достичь этого невозможно. Все страны мира имеют различные законы о малом бизнесе: кто-то делает их чисто декоративными, кто-то - рамочными. Но закон должен быть как символ, как флаг, если хотите.
В.: Что, на Ваш взгляд, прежде всего должно быть в этом законе?
С. Борисов: В нем должны быть критерии, принципы развития малого бизнеса. Один из основополагающих – чем меньше предприятие, тем проще к нему должно быть отношение - и в плане налогообложения, доступа к имуществу, т.е. вся система взаимоотношений государства и малого бизнеса.
Самое главное – в нем должно быть сказано, что все федеральные органы исполнительной власти отвечают за развитие малого предпринимательства. Наша позиция такова: какая бы ни была хорошая среднесрочная программа, она не заработает, если практически все органы исполнительной власти не возьмутся за малый бизнес. Я на Совете по конкурентоспособности обратился ко всем министрам, сидящим в зале, (прежде всего, к Кудрину, Рейману, Гордееву) и сказал: “Господин Кудрин, вам нужно иметь собственную программу по поводу того, каким образом наконец-то усовершенствовать правоприменительную практику налоговой системы для того, чтобы отчетность была меньше, - это же временные и денежные потери, удар по конкурентоспособности. У вас должно быть видение стратегии, сформулированной вместе с предпринимательским сообществом, чтобы налогообложение не было фискальным, а стало побудительным фактором развития, и вы способны это сформулировать.
Г-н Рейман, Вы как министр должны максимально поощрять, развивать, пропагандировать, распространять опыт малых предприятий в коммуникационной сфере. А вы их душите, лелеете Ростелеком, ущемляете интересы каждого предприятия, которое хочет выйти на рынок телекоммуникаций и т.д.
Г-н Гордеев, Вы увлеклись крупными холдингами – агрокомплексами, а вам нужно серьезно изучить мировой опыт и показать, каким образом может выжить наше фермерство, ведь во всех странах мира фермеры кормят население. Г-н Христенко, Вы должны сделать специальную программу развития промышленных предприятий, отказаться от преобладания крупных промышленных предприятий, которые пытаются все делать за своим забором “на коленке” и абсолютно неконкурентоспособны. До их сознания еще не дошло, что субконтрактация - это благо, это сила, это будущее, это качество”.
Острый на сегодня вопрос к господину Фурсенко: каким должно быть образование? Мы должны определить модель малого предпринимательства, а потом под нее готовить специалистов, или нам нужно под сегодняшнюю модель – торговую - готовить специалистов? Может быть, нам нужен “курс молодого бойца”: как открыть палатку на рынке, как о ней заботиться, как продвигать товар и т.д.? На что мы сейчас ориентируемся? Если на инновации и если их будет создавать малый бизнес, то, соответственно, и систему образования надо в этом направлении выстраивать.
В.: Вы считаете реальным, что отраслевые министерства внемлют и будут включать в свои отраслевые программы разделы по поддержке малого бизнеса в конкретной сфере? Может быть, эффективнее было бы на высшем уровне принять решение, чтобы в показатели деятельности министерств был включен пункт о создании конкурентной среды (с участием малого бизнеса) в конкретной отрасли?
С.Борисов: В программе каждого министерства должен быть отдельный раздел, включающий четкий план, что оно будет делать для развития малого бизнеса. И обязательно в правительстве должен быть, не знаю, как его назвать, может быть, штаб, который будет координировать деятельность всех министерств в этом направлении. Я убежден, что премьер-министр должен поручить каждому министру изучить зарубежный опыт создания и развития малого предпринимательства в каждом сегменте экономики, его роли в каждой сфере, отрасли. Если этого не произойдет, они будут опять заниматься развитием нашей экономики в том направлении и так, как они делают это сегодня. Они будут плыть по течению, а не стараться быть впереди, быть инициаторами новых идей и новых механизмов в экономике.
Застит нам глаза и колоссальный успех на энергетическом поле, этот 128 миллиардный золотовалютный резерв, непомерно разросшийся Стабилизационный фонд. Может быть, потому нам и кажется, что в жаркий день одеяло нам не понадобится. Но ведь лето не вечно. Завтра будет осень, а послезавтра – зима...
В.: Но те же руководители министерств не могут этого не понимать.
С. Борисов: Мы, предприниматели, по натуре оптимисты и считаем, что несмотря на весь негатив проблемы должны разрешиться в правильном направлении. Президент этого хочет, просто мы сорганизоваться не можем. Я думаю о другом: не является ли сопротивление развитию малого бизнеса со стороны крупного намеренным? Может, крупный бизнес хочет сохранить статус-кво, имея дешевую рабочую силу? Может быть, они живут сегодняшним днем и думают только о том, чтобы сохранить то, что есть? Я не буду называть фамилию, но я разговаривал с одним очень крупным бизнесменом. Он заявил: “Я против идеи развития малого бизнеса, ведь это дополнительная конкуренция. Он отберет у меня дешевую рабочую силу. Значит, я потеряю маржу, потому что я буду платить большую зарплату, покупать более дорогую рабочую силу, потому что вы разовьете конкуренцию в этом секторе рабочей силы. Сейчас они от безысходности ходят ко мне на работу - сколько им не заплати. А потом они подумают: государство открыло заслонку для малого бизнеса, значит, можно попробовать себя в бизнесе - сапоги шить, или что-то еще делать. Я, конечно, существенно потеряю прибыль, поэтому я лучше включу свои рычаги на государственном уровне, чтобы статус-кво сохранить”.
В.: Как Вы оцениваете подготовленную МЭРТ программу поддержки малого бизнеса, на которую в бюджете-2005 выделено 1,5 млрд руб.?
С. Борисов: Конечно, в целом это правильный подход. Можно согласиться, что это шаг вперед. Я не хочу сказать, что эта ведомственная программа плохая, каждую неделю она претерпевает какие-то изменения. Она еще будет меняться, и мы сейчас подключились к разработчикам. Но ее нужно максимально связать с остальными программами, её нужно увязать с программами развития ЖКХ, программой борьбы с бедностью. И тогда у нас будет синергетический эффект, и если все это использовать как инструмент развития малого бизнеса, то тогда он будет расти не на 1-2% в год, как заложено в программе, а значительно больше.
Они должны дерзнуть и сказать – “мы обязаны сделать прорыв в малом бизнесе”, именно прорыв, а не просто так написать программу по малому бизнесу в угоду назойливым ребятам из бизнес-объединений, парламентариям, чтобы только они успокоились.
Одно время говорили, что малый бизнес – это ерунда, вот средний – это да. Не будет этого: без подлеска леса не бывает, потому что он должен вырасти из какой-то среды, пройти этот путь. Есть единичные удачные проекты становления бизнеса как среднего или крупного с самого начала - Вимм-Билль–Дамм, например, но в целом люди в бизнесе должны пройти свой путь развития. Предприятие, чтобы быть эффективным, должно быть связано с малым бизнесом, который будет у него на подряде и будет предоставлять хорошую качественную продукцию.
Мне кажется, все начинается с общей философии понимания роли малого бизнеса. Если этого понимания в совокупности в правительстве, на высоком уровне нет, то это, конечно, большая ошибка, которая потом будет оцениваться историками как упущенные возможности России. Да, мы выживем, трагедии не случится. Научимся “делить”, монетизировать, но богаче от этого не станем, и народ будет ментально скуднеть, он будет опускаться. И мы останемся “кочегаром мировой экономики”. Представьте себе: наша страна в образе кочегара в замусоленной одежде, который подбрасывает в топку поезда мировой экономики уголек. Другие страны мира: одна - образно в виде инновационного вагона, другая – эшелон с альтернативными источниками энергии, а наших вагончиков там нет, только уголек. И однажды нам скажут: “Знаешь, кочегар, у тебя слишком дорогое топливо, ненужное, у нас уже есть водородная установка”. Я был на Всемирном форуме по альтернативному топливу. Так там было сказано, что уже к 2020 году Европа на 25% откажется от наших углеводородов в качестве моторного топлива, они его газом заменят водородным, биотопливом. Постепенно углеводородный сегмент в качестве источника энергии будет вытесняться - это совершенно очевидно. Поэтому вопрос стоит так: мы будем ждать этого периода или будем тоже вместе двигаться со всем миром в правильном направлении?
В.: В конце прошлого года на экспертном совете при Госдуме прошло обсуждение закона о государственной политике по развитию малого предпринимательства. Недавно было заявлено, что этот закон застрял в процессе согласования с МЭРТ и предметом разногласий является отнесение предприятия к субъекту малого предпринимательства. Как Вы считаете, если этот закон будет и дальше бесконечно согласовываться, будет ли это сдерживать в целом развитие малого бизнеса в стране?
С. Борисов: Г.Греф сказал нам: “Я не вижу предмета закона, если вы найдете предмет правого регулирования в этом законе, я соглашусь”. Сейчас мы спорим, различные версии законопроекта в МЭРТ направляем и пытаемся убедить, что этот закон необходим как стержень. В любом случае нельзя одинаково оценивать микропредприятия, малые и средние предприятия, и к ним должны быть разные подходы. Если в МЭРТ считают, что никаких специальных программ по малому бизнесу не должно быть, то, наверное, никакие критерии и не нужны.
У нас превалирует, набирает обороты государственный капитализм - чиновник вкрапился в экономику, в бизнес, он уже диктует свои правила игры, поэтому этот закон должен еще и останавливать чиновника. Закон, в том числе, должен сформулировать, что прямое или косвенное участие в бизнесе преследуется по закону. У нас такой формулировки нет, поэтому, может, кому-то и удобно, чтобы чиновник был всемогущ: тогда он будет с деньгами, будет иметь долю собственности и “править бал”. Вот только предпринимательство не будет развиваться.
К моему огромному сожалению, все больше предпринимателей, хороших и сильных, думающих предпринимателей принимают правила игры чиновников и соглашаются с его требованиями. Они уходят от честной конкурентной борьбы и начинают ловчить: они идут на поклон, а значит, получают преференции от чиновника за определенное вознаграждение. Получается, что чиновник входит в бизнес-цепочку, предоставляя предприятию особый статус. Для этого предприятию в угоду чиновнику, который вкрапляется в эту технологическую цепочку, создаются все условия. И это перекашивает все бизнес-пространство...
Может быть, это путь для России? Пусть тогда нам скажут, что это - путь для России. Такой капитализм. А не единые правила для всех. У нас принято судить и осуждать только предпринимателей. А много мы видим чиновников, которых судят за предпринимательскую деятельность, на которую они не имеют права? Мы считаем, что настало время услышать от власти честно: нужен нам малый бизнес или нет? В противном случае давайте будем жить по закону джунглей – каждый умирает в одиночку, нам не нужны ассоциации, и гражданское общество, которое может быть приводным ремнем всей экономики, нам тоже не нужно. Если бы был дан карт-бланш институтам гражданского общества, саморегулируемым организациям, а не просто цеховым организациям, это был бы колоссальный прорыв.
В.: При отсутствии внятной политики на федеральном уровне каковы должны быть действия, мотивация региональных властей развивать малый бизнес? Может быть, регионы его поднимут?
Б.: Регионалы должны доказать необходимость развития конкрентных программ. Например, на нашей территории можно построить технопарк, для этого есть обоснование, мы создадим все преференции для создания инфраструктуры - только бы пришли предприятия. Особенно это важно для южных регионов, Северной Осетии, например, Чечни, где необходимо восстановить предприятия. Тогда эти зоны малого бизнеса могли бы стать приоритетом для региона, приоритетом предпринимательства. Депрессивным регионам не будет нужды ждать помощь из федерального центра, перекладывать деньги из одного кармана в другой. Таким регионам нужно дать возможность самим встать на ноги, тогда они превратятся в процветающие и не будут стоять с протянутой рукой.
Решение вопроса подъема малого бизнеса в регионах возможно и через инструменты налогообложения. Например, в части налоговых поступлений достаточно поднять границу перехода на упрощенную систему налогообложения до 50 млн руб., и доля поступлений от малого бизнеса в региональные бюджеты вырастет до значимых величин. Ведь 90% отчислений по упрощенке идет в бюджет субъекта Федерации. Это ли не стимул для региональных властей на расширение сектора малого предпринимательства? А сейчас поступления от этого налога - крохи, которые не видит регион, поскольку слишком мало предпринимателей находятся на упрощенке, для регионов это пока ничто. Но если они задумаются, то поймут - это классно. Конечно, это должно касаться только конкретных малых предпринимателей, и нужно будет внимательно следить, чтобы не было офшоров, чтобы все оставалось в регионе и у олигархов не появилось бы желания использовать схему ПБОЮЛов.
В.: Вы знаете ситуацию в регионах? Правда ли, что там начинают сворачиваться программы поддержки малого бизнеса?
С. Борисов: Это результат отмашки. Регионы почувствовали отмашку федерального центра, когда были отменены некоторые статьи закона о поддержке малого бизнеса 88-ФЗ. Плюс высказывания высокопоставленных наших лидеров: “А зачем развивать малый бизнес?” Да и штат соответствующих структур поддержки сокращается, и, в первую очередь, в регионах. Это уже цепная реакция, результат того, что нет закона.
Я привык верить в ту программу, у которой есть логический смысл. Если не вижу логики, то скажу откровенно: увидеть светлое будущее России – очень сложно и призрачно. Нам хотелось, чтобы нам было доказано, что сегодняшний курс - правильный. А сейчас власти действуют по принципу “Мы сказали – так”. А кто сказал, что это правильно?
В.: Какова в этой ситуации роль общественных объединений предпринимателей? Нужна ли малому бизнесу своя партия?
С. Борисов: Партия предпринимателей будет тогда, когда наступит очень серьезный кризис. Пока сейчас что-то получается и через госкапитализм, который позволяет приспосабливаться работать под “крышей”, приспосабливаться к чиновникам. Это приведет к развитию большой внутренней конкуренции среди чиновничества. Они, как тараканы, начнут за куски пирога драться.
Но предприниматели очень хорошо чувствуют, что будет “на выходе”. Они могут сказать: “То, что вы делаете, господа уважаемые в правительстве, – не будет работать”. Наше бизнес-объединение действует согласованно с другими бизнес-объединениями, и, конечно же, мы выступаем как эксперты от делового сообщества и как независимые экономические эксперты или практики. Очень часто разработчики программ и законопроектов закрываются в тиши научных кабинетов и не слушают мнение практиков. Я сравниваю нашу ситуацию с американской: в США есть ассоциация независимого бизнеса, что-то типа нашей “ОПОРЫ”, куда входят отраслевые союзы, региональные союзы. Так там ни один закон, ни одно действие правительства без четкого взаимодействия, без мощнейшей системы консультаций с предпринимателями не проходит.
В: То есть там законодательно закреплена процедура согласования законопроектов с бизнес-сообществом. Может быть, нам тоже начать бороться за подготовку такого закона?
С. Борисов: Существующее законодательство предусматривает, что это необходимо – консультироваться с предпринимателями. В новый закон о госполитике по развитию малого бизнеса мы планировали такой раздел включить, но это, к сожалению, из области фантастики.
В.: Все-таки, есть ли у Вас надежды на более-менее светлое будущее российского малого бизнеса?
С. Борисов: Пока предприниматели есть, они будут надеяться и верить. Если они начнут вымирать, то вера будет постепенно иссякать. Но пока она есть. Недавние дискуссии по проекту закона и другие моменты добавили пессимизма, особенно на общем фоне того, что происходит в государстве. Недовольство в отношении монетизации льгот каждый пропускает через себя, хотя дело-то не в законе. Закон сам по себе во многом правильный, он логичен, поскольку создает более справедливый механизм, но исполнение его примерно такое же, как исполнение большей части намерений, высказанных в отношении малого бизнеса. У нас нет механизма предсказания – как будет работать то или иное решение, к каким реальным последствиям оно приведет. В этой связи разве не важно мнение предпринимателей? Создано достаточно много площадок, которые позволяют нам высказываться. Дай Бог, они докажут свою эффективность.
Я считаю, что одной из самых важных площадок за последние полгода стал Совет по конкурентоспособности и предпринимательству. По крайней мере, он научился так обострять ситуацию, в такой тональности проходят там заседания, что это не может не заставить задуматься. Предприниматели действуют достаточно решительно, более решительно, чем это было раньше.

/
ИА "Альянс Медиа" , 09.02.2005/

 

 




<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


 
БЕСПЛАТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ

  • ДОБАВИТЬ коммерческое предложение

  • ОПУБЛИКОВАТЬ информацию об организации

  • ОСТАВИТЬ заявку на кредит / инвестирование

  • РАЗМЕСТИТЬ объявление о покупке / продаже бизнеса

  • РАЗМЕСТИТЬ информацию о вакансии

  • Бесплатные сервисы онлайн



    КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
    на 28.02.2020
    USD65,6097+0,0920
    EUR71,6458+0,4019
    E/U1,0920+0,0046
    БВК68,3259+0,2315
    Все валюты

    ПОГОДА 
    Россия, Московская обл., Москва
    днем
    ночью

    (прогноз)
    Погода в России и за рубежом

    ВАШЕ МНЕНИЕ



      Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Российский деловой портал «Альянс Медиа»
     · Бизнес России
    Бизнес-образование
     · Бизнес-план
     · БИНФО
     · Благотворительность
     · Бухгалтерский учет
     · Вся Россия
     · ВЭД
    Госзаказ
     · Дистанционный консалтинг
     · ЖКХ
     · Законы
     · Зоокластер
     · Инвестиции
     · Инновации
     · Исследования
    Исторические документы
     · ИТ и связь
     · Кино
     · Кластер инноваций
     · Кластерное развитие
     · Коммерческие предложения
    Легпром
     · Маркетинг
     · Мероприятия
     · Молодежь
     · Наука
     · Недвижимость
     · Охрана труда
     · Размещение пресс-релизов
    Пресса
     · Продукция и услуги
     · Работа
     · Рассылки
     · Реклама и PR
     · Ремесленничество
     · Рестораны
     · Русский язык
    Система ММЦ
     · Словарь
     · Социальное общество
     · Спорт
     · Стиль Мода Дизайн
     · Субконтрактация
    ТВ - Первый канал бизнеса
     · Тесты
     · Транспорт
     · Финансовые рынки
     · Экология
    Адыгея
     · Алтай
     · Амурская область
     · Архангельск
     · Астрахань
     · Башкортостан
     · Белгород
     · Брянск
     · Бурятия
    Владимир
     · Волгоград
     · Вологда
     · Воронеж
     · Дагестан
     · Еврейская АО
     · Забайкальский край
     · Иваново
     · Ингушетия
    Иркутск
     · Кабардино-Балкария
     · Калининград
     · Калмыкия
     · Калуга
     · Камчатка
     · Карачаево-Черкессия
     · Карелия
    Кемерово
     · Киров
     · Коми
     · Кострома
     · Краснодар
     · Красноярск
     · Курган
     · Курск
     · Ленинградская область
    Липецк
     · Магадан
     · Марий Эл
     · Мордовия
     · Москва
     · Московская область
     · Мурманск
     · Ненецкий АО
    Нижний Новгород
     · Новгород
     · Новосибирск
     · Омск
     · Орел
     · Оренбург
     · Осетия
     · Пенза
     · Пермь
     · Приморье
    Псков
     · Республика Алтай
     · Республика Крым
     · Ростов-на-Дону
     · Рязань
     · Самара
     · Санкт-Петербург
     · Саратов
    Сахалин
     · Свердловская область
     · Севастополь
     · Смоленск
     · Ставрополь
     · Тамбов
     · Татарстан
     · Тверь
     · Томск
    Тула
     · Тыва
     · Тюмень
     · Удмуртия
     · Ульяновск
     · Хабаровск
     · Хакасия
     · ХМАО-Югра
     · Челябинск
     · Чечня
    Чувашия
     · Чукотка
     · Якутия
     · Ямало-Ненецкий АО
     · Ярославль
    Дальневосточный ФО
     · Приволжский ФО
     · Северо-Западный ФО
     · Северо-Кавказский ФО
     · Сибирский ФО
     · Уральский ФО
    Центральный ФО
     · Южный ФО
    Австралия
     · Австрия
     · Азербайджан
     · Аргентина
     · Армения
     · АТЭС
     · Белоруссия
     · Бельгия
     · Болгария
     · Бразилия
    Великобритания
     · Венгрия
     · Вьетнам
     · Германия
     · Греция
     · Грузия
     · Дания
     · ЕАЭС
     · Египет
     · Израиль
     · Индия
    Ирландия
     · Испания
     · Италия
     · Казахстан
     · Канада
     · Кипр
     · Киргизия
     · Китай
     · Куба
     · Латвия
     · Литва
    Молдавия
     · Монголия
     · Нидерланды
     · Норвегия
     · Польша
     · Португалия
     · Румыния
     · Сербия
     · Словакия
     · Словения
    СНГ
     · Таджикистан
     · Тайвань
     · Туркмения
     · Турция
     · Узбекистан
     · Украина
     · Финляндия
     · Франция
     · Хорватия
    Черногория
     · Чехия
     · Швейцария
     · Швеция
     · Эстония
     · Южная Корея
     · Япония
    2003 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"
    Правила републикации
    материалов сайтов
    НП "НДП "Альянс Медиа"

    Политика конфиденциальности