Деловая пресса

Главная

О проекте

Партнеры

Рассылка

Свидетельства СМИ

Реклама

Контакты

Публикации

Разместить информацию
Портал электронных
средств массовой информации
для предпринимателей


Поиск
Расширенный поиск


ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ


Бизнес за рубежом



Новости электронной коммерции



Российские политические портреты



Новости малого бизнеса



Вести Отечества



Новости Cистемы ММЦ



Внешнеэкономическое обозрение



Россия выбирает



Торговая неделя



Москва: мэр и бизнес



Новые технологии



Налоги и бизнес



Бизнес и криминал



Деловая Москва



Лизинг Ревю



Маркетинг и практика предпринимательства





Новости малого бизнеса

  номер 37(76) от 22.09.2000 Архив


<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ ПОДГОТОВКУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В СФЕРЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Развитие нашего общества во многом определяется инновационной и инвестиционной политикой в сфере малого и среднего бизнеса, активностью предпринимателей и их способностью эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и потенциал имеющихся предприятий и организаций.

Предпринимателям есть о чем задумываться при подготовке решений о продвижении своего бизнеса и выборе вариантов инвестиций. Времена, когда многие вопросы решались административными методами, выделением бюджетных средств для закупки оборудования, материалов и рабочей силы, закончились. Привлечение инвестиций в значимые для общества предприятия требует наличия проектов не только для обоснования инвестиций, но и для открытия дела и текущего управления предприятием. Основным вопросом является обеспечение качества проекта и оценки инновационного потенциала предприятия, осуществляющего проект, а также его окружения. Анализ инвестиционных проектов, предлагаемых для внедрения, но так и не дождавшихся желанных инвестиций, показывает, что к типичным ошибкам проектов относятся: слабая проработка потребностей в продукции и услугах, возможностей закупки сырья и материалов в конкретных условиях; недостаточно строгое ценообразование и оценка фактической себестоимости продукции на основе принятой технологии; неадекватная оценка сбыта продукции в условиях конкуренции из-за недостаточности маркетинговых исследований или некорректных методик анализа; несогласованность материальных потоков с действующими производствами и, как следствие, плохой учет транспортных расходов, таможенных и финансовых операций, недооценка вопросов экологической экспертизы проектов, технологической безопасности, охраны труда, страхования имущественных рисков и других вопросов, связанных с получением разрешительной документации в органах местного самоуправления.

Особо следует отметить необходимость более грамотного решения вопросов, связанных с обоснованием проектов, их привязкой к действующим производствам, встраивания в существующие инфраструктуры, управлением предприятием, подготовкой персонала, применением современных информационных технологий и средств связи.

В основе большинства промахов в организации дела лежит недостаточная грамотность основной массы предпринимателей, а также персонала органов местного самоуправления, неотработанность организационно-правовых и экономических механизмов взаимодействия и соответствующих технологий обеспечения совместной деятельности. Задачи обеспечения грамотности многоаспектны и полипредметны и должны решаться совместными усилиями органов управления, образовательных учреждений, инициаторов инноваций и носителей конкретных знаний в различных сферах деятельности. Парадокс заключается в том, что существующие системы общего, специального и высшего профессионального образования в настоящее время не могут дать предпринимателям необходимые знания, навыки и умения для решения задач развития предпринимательства. В России эти задачи ставятся как социокультурная проблема, которая затрагивает мировоззренческие основы жизни общества и требует особого внимания к ее культурным, социальным, организационно-правовым, экономическим и образовательным основам, распространению в обществе особого типа грамотности, направленной на управление изменениями, вызванными различными инновациями - от выпуска на рынок новых продуктов до создания новых организационных структур и отношений в обществе.

Речь идет о переменах в стереотипах мышления предпринимателей. При этом принципиально важно обеспечить системность инновационной практики во всех структурах общества и на всех уровнях образования, формирование специфической культуры инновационных процессов. Такого рода культура не исключает, а сосуществует наряду с традиционной. Все элементы обеспечения инновационного процесса должны вырастать из практики и реального продвижения инноваций на рынке, только в этом случае такого рода деятельности будут присущи культурные характеристики, а потенциал инновационного процесса будет нарастать. По сути, речь идет о специфическом виде образования, которое можно назвать инновационным. Причем, такого рода образовательная программа реализуется не только силами специальных учебных заведений, центров подготовки персонала, сколько благодаря должной организации совместной деятельности различных действующих структур, прямо или косвенно связанных с инновационными процессами.

Весьма актуальным для нашего общества является создание открытой и прозрачной среды взаимодействия предпринимателей, органов управления и различных образовательных систем. Новая культура мышления, новые образцы деятельности, новый уровень коммуникаций призваны сформировать соответствующие стимулы и повысить мотивацию предпринимателей и персонала предприятий к приобретению новых знаний, умений и навыков для решения практических задач.

В настоящей статье авторы, в порядке обсуждения, предлагают рассмотреть актуальные вопросы развития образовательных программ в сфере малого и среднего бизнеса и подготовки соответствующих предложений по программам подготовки предпринимателей, специалистов муниципальных образований, занимающихся вопросами встраивания предприятий малого и среднего бизнеса в реальную среду деятельности. Оценивая состояние подготовки предпринимателей в регионах РФ, можно отметить следующее. По данным Института предпринимательства и инвестиций Международной Академии менеджмента и рынка потребности в специалистах для малого и среднего бизнеса в настоящее время удовлетворяются недостаточно, в России в 1999 г. всеми формами обучения было подготовлено порядка 100 тыс. предпринимателей, при годовой потребности экономики - не менее 300 тыс.

Ориентация большинства образовательных программ на декларируемые достаточно высокие стандарты в узкопрофессиональной деятельности для основной массы предпринимателей и специалистов является избыточной, экономически неоправданной и может быть невостребована в силу целого ряда социально-психологических, этнографических и геополитических факторов, особенностей национальных и конфессиональных отношений в субъектах РФ.

Существующая инфраструктура государственной поддержки предпринимательства на региональном и муниципальном уровне не обеспечивает в должной мере мониторинг инновационных и инвестиционных намерений предпринимателей, а также координацию подготовки специалистов различными образовательными структурами. В связи с этим остро ставится вопрос о формировании требований к знаниям, умений и навыков предпринимателей и специалистов предприятий, прогноза потребностей на 5-10 лет, отбора и формирования лиц, способных к тому или иному виду деятельности по психологическим, поведенческим, имущественным и общеобразовательным основаниям, соответствующей их мотивации, стимулирования и создания условий для развития инновационной активности в конкретных муниципальных образованиях и регионах страны.

Сегодня, в первую очередь, необходимые знания (через повышение квалификации и переобучение) нужно дать действующим предпринимателям и менеджерам предприятий. Кого учить и чему учить? Ответ на этот вопрос можно получить на основе анализа инновационных и инвестиционных предложений, накопленных знаний и технологий в различных областях деятельности, актуализации существующих образовательных программ и их модификации для применения в инновационных проектах.

В основу концепций развития образовательных программ в сфере малого и среднего бизнеса могут быть положены следующие положения.

Миссия образовательной системы - расширить спектр образовательных программ для предпринимателей и специалистов за счет аккумуляции интеллектуальных ресурсов носителей знаний и применения интенсивных технологий обучения и приобретения знаний по мере возникновения потребностей в их реализации. По отношению к действующим образовательным системам новая система строится по дополнительному принципу и ориентирована в основном на инновационное образование предпринимателей и специалистов.

Цели образования и ценностные ориентации слушателей:

приобретение достаточного для практики уровня знаний, умений и навыков для организации бизнеса, совместной работы с коллективом предприятия, а также внешними клиентами, административными и деловыми кругами;

снижение рисков ведения бизнеса по "незнанию" организационных, правовых, методических, технологических, экономических и прочих основ успешной деятельности предпринимателей;

официальное признание достигнутого уровня знаний, получение сертификатов, дипломов и лицензий, дающих право на отдельные виды деятельности.

Задачи инновационного образования - подготовить научно обоснованные модели и базовые процедуры деятельности специалистов, обеспечивающие обоснованность инвестиционных предложений, конкурентоспособность продукции и предприятий, снабдить обучаемых методами и средствами для получения новых знаний и соорганизации совместной деятельности участников инновационных процессов.

Образовательная деятельность осуществляется аккредитованными образовательными учреждениями всех форм собственности, методологами, консультантами и специально обученными преподавателями, освоившими специальные технологии активного обучения предпринимателей.

В основе образовательных технологий преимущественно используются активные методы обучения и дистанционного образования, групповое и индивидуальное консультирование, проблемно-ситуационные игры, моделирование и оценка бизнес-процессов на ЭВМ. Специальные блоки образовательных программ реализуют профессиональное и психологическое тестирование личности, оценку знаний, умений и навыков в конкретных сферах деятельности.

Программы отдельных учебных курсов ориентированы на реальные практические задачи предприятий и имеют блочномодульную структуру. Каждый блок учебного цикла должен включать актуализированный набор знаний, навыков и умений базовых дисциплин общеобразовательных программ, а также административные предписания и ограничения действующего законодательства и организационно-правовых норм в деятельности предпринимателей и предприятий. Каждый курс должен сопровождаться комплектом методических пособий и практических рекомендаций (по сферам деятельности, отраслям производства, специализациям и уровням общего образования участников инновационных процессов). В совокупности модули образовательных программ должны обеспечивать уровень знаний достаточный для подтверждения квалификации по соответствующим циклам учебных дисциплин средних и высших учебных заведений РФ, а также других стран, с которыми имеются правительственные соглашения о признании уровня образования.

В разрабатываемых концепциях развития сферы малого и среднего бизнеса целесообразно выделять следующие направления работ:

научно-методическое обеспечение и сопровождение территориальных, отраслевых и специальных образовательных программ;

оценка потенциала отдельных предприятий, стратегий и тактик мотивации предпринимательской деятельности и стимулирования инвестиций в точки роста экономики муниципальных образований и регионов;

формирование системы оснований деятельности предприятий в условиях конкуренции и антимонопольного законодательства;

правовое и нормативно-методическое обеспечение деятельности предпринимателей;

методы и средства аккумуляции интеллектуальных ресурсов в распределенных базах данных государственной системы образования, коммерческих учебных центров, консультационных фирм по различным аспектам деятельности;

методы описания бизнес-процессов, проблемно-ситуационного моделирования деятельности предприятий;

применение информационных технологий и средств электронных коммуникаций;

надежность обеспечения деятельности, экологическая и технологическая безопасность на предприятиях малого и среднего бизнеса;

частные программы подготовки персонала, взаимодействия и делового сотрудничества предприятий;

совершенствование организационных структур, методов и механизмов взаимодействия образовательных и учебно-консультационных центров.

Успешная реализация инновационных образовательных программ в сфере малого и среднего бизнеса может быть осуществима в условиях проведения соответствующей инновационной и инвестиционной политики в муниципальных образованиях и субъектах РФ, направленной на:

формирование мягких механизмов регулирования инновационных процессов на основе выявления наиболее значимых предложений и их влияния на "точки роста" экономики муниципальных образований и регионов;

совершенствование инфраструктуры муниципальных образований;

проведение разумной налоговой политики;

консолидацию и объединение ресурсов для решения общих задач;

соблюдение предприятиями организационно-правовых норм и процедур деятельности;

определение потребностей сферы малого и среднего бизнеса в специалистах разной квалификации и формирования региональных и муниципальных заказов на их подготовку и переподготовку.

Учитывая актуальность образовательных программ для создания условий, необходимых для развития в регионах РФ инновационной деятельности, особое внимание следует уделять созданию стартовой площадки и формированию мероприятий по реализации инновационных проектов. В этом направлении планируются: проведение совещаний групп разработчиков проектов образовательных инновационных программ; ознакомительных семинаров-совещаний по привлечению в проекты заинтересованных организаций и специалистов малого и среднего бизнеса, носителей знаний и технологий, консультационных фирм и инвестиционных компаний.

Авторы выражают благодарность всем коллегам, с которыми обсуждались вопросы и рассмотренные в статье подходы, в частности, Каганову В.Ш., Морозову В.В, Дерябкину В.П, Исламову А.А., Попову А.М., Герасимову Б.Н. и многим другим, а также надеются на заинтересованность деловых кругов, отдельных предпринимателей и специалистов-носителей знаний в реализации рассмотренных подходов и отдельных инновационных проектов. Ждем ваших замечаний и предложений. /"Волга-Бизнес", 15 сентября/




<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


 
БЕСПЛАТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ

  • ДОБАВИТЬ коммерческое предложение

  • ОПУБЛИКОВАТЬ информацию об организации

  • ОСТАВИТЬ заявку на кредит / инвестирование

  • РАЗМЕСТИТЬ объявление о покупке / продаже бизнеса

  • РАЗМЕСТИТЬ информацию о вакансии

  • Бесплатные сервисы онлайн



    КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
    на 28.11.2020
    USD75,8599+0,4081
    EUR90,4629+0,4338
    E/U1,1925-0,0007
    БВК82,4312+0,4197
    Все валюты

    ПОГОДА 
    Россия, Московская обл., Москва
    днем
    ночью

    (прогноз)
    Погода в России и за рубежом

    ВАШЕ МНЕНИЕ



      Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    2003 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"
    Правила републикации
    материалов сайтов
    НП "НДП "Альянс Медиа"

    Политика конфиденциальности