СВОЙ ФРУКТ СРЕДИ ЧУЖИХ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
СВОЙ ФРУКТ СРЕДИ ЧУЖИХ

ЛЕТО - это возможность до отвала наесться фруктами. Во всяком случае так принято считать в нашей стране, расположенной в весьма средней полосе и населенной весьма средне обеспеченными жителями. И вот эти самые жители спешат за фруктами на рынок в надежде отовариться там по более или менее сносной цене (в отличие от магазина, не говоря уж о супермаркете). И главное - в надежде встретить на рынке фрукты из России и ближнего зарубежья, а не заморские плоды в сеточках и коробочках - отдающие синтетикой на вкус и даже в летний сезон наотмашь бьющие по карману.

КТО КОМАНДУЕТ ПАРАДОМ?

ЕСЛИ пройтись по московским продовольственным рынкам, можно проследить четкую закономерность: чем рынок солиднее - больше по размерам и ближе к центру, - тем скромнее на нем фруктовое разнообразие. Чуть ли не перед каждым торговцем (как правило, кавказской, а точнее, азербайджанской национальности) стройными рядами, словно солдаты на параде, красуются испанские яблоки (сортов "гольден", "симеренко") и груши, греческие персики и абрикосы, турецкий виноград... Подобный "джентльменский набор" отлично знаком каждому московскому покупателю. Мы успели насмотреться на него еще зимой. И что характерно, лежит ли такой набор на рынке или в магазине, цена его всюду практически одна и та же: "гольден" - 35 руб., груши - 40, персики - 35... Несмотря на то что когда-то в рыночных рядах было принято торговаться, на фруктовый импорт вам цену не скинут. И хорошо еще, если продавец, нанятый предпринимателем-закупщиком, сумеет правильно ответить, из какой именно страны товар он продает. Я сама, к примеру, бродя недавно по рынкам, у многих пыталась это уточнить. Одни честно молчали в неведении, другие судорожно кидались разглядывать фруктовые этикетки (которые, впрочем, даже мне говорили больше, чем им), третьи - то ли от безнадежности попыток, то ли из хитрости - испанские груши ничтоже сумняшеся называли... грузинскими. И при виде этих "космополитических" плодов, похожих на яркие муляжи, возник естественный вопрос: почему на московских рынках так катастрофически мало тех (разумеется, речь не об испанцах и не греках), кто фрукты выращивает сам и сам же их продает, минуя многочисленных посредников-перекупщиков, накручивающих цену?

В принципе ни для кого не секрет, что большинство московских рынков находится под влиянием представителей кавказских диаспор, в основном азербайджанцев. Так сложилось и исторически, и генетически (кавказцы - прирожденные торговцы). И политически: по слухам, власти заключили в свое время негласную договоренность с наиболее брутальными представителями Кавказа - им дозволяют и дальше заниматься привычным бизнесом (в т. ч. и рыночным) в столице, а они избавляют город от каких бы то ни было эксцессов со своей стороны.

НАШИХ БЬЮТ!

ТЕ, КТО нынче заправляет рыночной торговлей в Москве, не выращивают, как нетрудно догадаться, ни груш, ни персиков. Они их покупают. А потом снова продают. И, как любой посредник, они заинтересованы в том, чтобы приобрести подешевле, а отдать подороже. И к тому же чтобы между этими двумя действиями

было поменьше хлопот с товаром. Те, кто имеет дело с импортными фруктами, отмечают ряд их несомненных достоинств по сравнению с российскими и "эсэнгэшными": это образцово-показательный товарный вид, высокое качество и отличная упаковка, а следовательно - более длительный срок хранения. А с "нашими" фруктами не очень-то церемонятся. В результате они до Москвы часто доезжают побитыми и быстро портятся. Торговец рискует разориться на "усушке-утруске". Ведь "наши" фрукты натуральнее, надо отдать им должное. А "их" фрукты, даже если и "уходят" с прилавка медленно, еще долго не завянут: почти все импортные плоды покрывают тонким слоем воска.

Ко всему прочему импортные фрукты даже летом можно закупить на базе прямо в Москве (например, яблоки или персики по 25 руб. за кило - причем хочешь - покупай одну коробку, а хочешь - одну машину, т. е. 20 тонн).

Справедливости ради надо отметить, что фирмы, занимающиеся закупками импортных фруктов, на июль - август все-таки немного сворачивают свою бурную деятельность, учитывая наступление отечественного фруктового сезона. Ну а рыночные торговцы-перекупщики "осваивают" сезонные формы работы: либо оптом скупают прибывший с юга России или из ближнего зарубежья товар прямо на вокзале, либо у ворот рынка - по обоюдному согласию с привезшими его людьми. А если по-хорошему договориться с ними не удалось, то действуют и с помощью силы. Бывают случаи, когда рыночные заправилы-перекупщики требуют немедленно продать им весь товар, заметив конкурента уже обосновавшимся в торговом ряду. При его несговорчивости переворачивают лоток. В прошлом году в Москве по подобным фактам было возбуждено несколько уголовных дел.

МЕСТО ПУСТО НЕ БЫВАЕТ

НО ВООБЩЕ-ТО самый главный бич для продавца-производителя даже не противозаконные "наезды", а изначальные трудности в получении на рынке торгового места. Во-первых, большинство мест занято - надолго арендованы перекупщиками. Во-вторых, даже если свободные места есть, они слишком дорого стоят: от 50 до 300 руб. в день (в зависимости от рынка, вида товара и длины занимаемого прилавка). Обнаруженный мною на задворках рынка дядечка с собственноручно выращенными огурцами посетовал, что такие расценки для него слишком невыгодны, потому что за день удается продать хорошо, если один мешок... И далеко не всякий продавец, успешно вырастивший огурец (яблоко и т. д.), сумеет успешно его продать. Выходит, совсем не удивительно, что часть производителей - поставщиков фруктов и овощей сами рады побыстрее избавиться от своего товара, еще находясь за воротами рынка. Еще немножко, и в самом разгаре будет отечественный фруктовый сезон. Московские власти серьезно готовятся к процессу наполнения рынков нашими овощами-фруктами. И совместно с правоохранительными органами собираются защищать их от нападок перекупщиков. Но вот кто и как защитит отечественные фрукты от экономических напастей?../Аргументы и факты / Москва 06.07.1999/

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>