САМАРА:ТОРГОВЛЯ И РЫНКИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЛИЦОМ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
САМАРА:ТОРГОВЛЯ И РЫНКИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЛИЦОМ

Торговля - это сфера, которая окружает нас повсеместно и повседневно. С этим нельзя не считаться. Да и каждый из нас, в конечном счете, является покупателем или продавцом. Торговля - это та реальность, от которой зависит климат в обществе, настроение людей и в определенной мере социальное благополучие каждого из нас.

Неслучайно поэтому, первое народное собрание жителей Самары, состоявшееся в апреле с.г., посвящалось вопросам организации торговли и общественного питания. Напомним, что инициатором проведения народного собрания выступил консультативный координационный совет общественных и политических партий и общественных организаций при Главе Самары. Георгий Лиманский активно поддержал эту идею.

Самарцы проявили большой интерес к народному собранию в период подготовки и во время его проведения. Оргкомитет собрал и обобщил сотни предложений, касающихся улучшения деятельность сферы торговли и общепита. решения, принятые по итогам собрания, включены в план работы различных муниципальных служб.

С тех пор прошло почти три месяца. Что же из намеченного выполнено? С этим вопросом мы обратились к руководителю городского департамента потребительского рынка и услуг Олегу Манахову.

В центре внимания - рынки

Больше всего предложений и замечаний вызвала у горожан работа мини-рынков, оптовых рынков и т.д. В связи с этим была активизирована разработка соответствующей нормативной базы. А в июне городская Дума приняла "Правила торговли на рынках г.Самары", подготовленные департаментом потребительского рынка

Совместно с думским комитетом по экономике документ впервые обобщил передовой опыт в российской парктике. Оговорен список документов, которые должен иметь продавец, - от тех, что подтверждают легальность происхождения товаров до документа, подтверждающего постановки продавца на налоговой учет. Даны классификация самих рынков и соответствующие требования в вопросах благоустройства и санитарного содержания.

Еще раньше в рамках выполнения программы "Чистый город" была проведена паспортизация всех мини-рынков, магазинов и торговых точек, определены зоны ответственности за порядок на прилегающей территории.

В прошлом году городские власти пошли на то, чтобы создать на мини-рынках условия пенсионерам для торговли продукцией, выращенной на собственных участках, без оплаты за аренду торгового места. Это дало возможность многим малообеспеченным самарским семьям иметь дополнительный приработок.

На народном собрании звучали предложения об увеличении количества таких мест. Специалисты городского департамента торговли обошли все самарские мини-рынки изучая ситуацию. Был проведен опрос, в том числе и тех старушек, которые торговали с ящиков, импровизированных лотков. Выяснилось, что по городу необходимо дополнительно оборудовать для пенсионеров около 1860 торговых мест. На сегодня такие места имеются на каждом мини-рынке. Работа по их оборудованию продолжается.

Не ослабевает контроль за деятельностью рынков. К примеру, 10 июня проводилась проверка оптового рынка "Октябрьский" (Московское шоссе, около автовокзала). В проверке участвовали специалисты департамента, отдела по защите прав потребителей администрации города, налоговой инспекции, горУВД. При контрольных закупках в четырех случаях расчет произведен без применения контрольно-кассовых аппаратов. В двух контейнерах в продаже имелась водка, не маркированная специальными марками. В трех случаях торговля алкогольной продукцией осуществлялась без лицензии. У двух продавцов отсутствовали санитарные книжки. Изъят 71 литр водки, находивщейся в незаконном обороте. Приостановлена реализация 835 литров алкогольных напитков.

В тот же день проверялся оптово-розничный рынок ООО "Росинка-Т" (пол.Фрунзе). Здесь также вскрылся целый букет нарушений правил торговли.

Так, только за неделю с 18 по 24 июня 1999 года межведомственные комиссии районных администраций провели 361 проверку. Материалы проверок рассматривались на административных комиссиях. Всего наложено штрафов на общую сумму 29 207 рублей.

Позаботиться о тех, кому труднее

Одно из предложений, поступивших в ходе народного собрания, - увеличить количество магазинных отделов, обслуживающих малообеспеченных граждан. Сегодня такие отделы созданы в каждом районе. Они торгуют продуктами первой необходимости (растительное масло, мука, крупа, сахар, макаронные изделия и т.д.). по ценам ниже общегородских на 10-15 процентов.

По словам Олега Манахова, расширение сети подобных отделов - одна из главных и сложных задач департамента. В настоящий момент готовится инициатива в городскую Думу по предоставлению налоговых льгот предприятиям торговли, открывающим такие отделы.

Многие годы практически "в загоне" находился вопрос обеспечения питанием больных диабетом. Но только за I и II кварталы 1999 г. в магазинах Самары по инициативе городского департамента потребительского рынка дополнительно созданы 18 отделов диетического питания. Эта важная работа ведется при поддержке генерального директора ОАО "Кондитерское объединение "Россия" А.П.Хомякова и руководителя самарского центра "Диабет" Г.П.Тихоновой. С ними решаются вопросы координации поставок и организации диетического питания. То есть ситуацию в данной сфере удалось переломить.

Едет на ярмарку фермер-купец

Одобрение самарцев получила практика организации постоянно действующих сельскохозяйственных ярмарок. Не зря на народном собрании говорилось о необходимости продолжить эту работу.

В 1999 году районные администрации Самары впервые стали заключать прямые договоры с сельхозпроизводителями - коллективными хозяйствами, фермерами. Тем самым сельская продукция доходит до городского покупателя без посредников, а значит без лишних "накруток".

Схема такова. Производители привозят на ярмарку молоко, мясо, овощи, фрукты и так далее, а районные власти готовят им удобные условия для торговли.

Кстати, подобная связь с пригородными хозяйствами Волжского, Красноярского, Алексеевского, Кинельского районов помогла в обеспечении молоком горожан в сложный зимний период. Тогда удавалось разворачивать в Самаре до 120 молочных бойлеров. Причем, устанавливались они в удобных для покупателей местах, например, на внутриквартальных территориях.

Некоторые участники народного собрания высказывались за расширение сезонной торговли - картофелем и т.д. - именно во дворах, внутри жилых массивов. Руководитель городского департамента потребительского рынка и услуг Олег Манахов считает, что такую форму торговли нужно разрешать, но с согласования районных администраций. Это опять же позволит обойтись без посредников, а значит даст возможность держать цены на приемлемом уровне.

В последнее время департамент более тесно сотрудничает в вопросах насыщения потребительского рынка продовольственными товарами с местными производителями - "Самаралакто", "Верола", жиркомбинатом и другими.

Потребительский рынок - это не только вопросы планирования, но и оперативное реагирование на неожиданные ситуации. Как в случае с печально знаменитым бельгийским мясом. Как только из Москвы было получено распоряжение о запрете ввоза свинины и продукции свиноводства из Бельгии, птицы и продукции птицеводства из Франции и Голландии, департамент стал более тесно координировать свои действия с государственной ветеринарной службой г.Самары. Проведено совещание, на котором рассматривались профилактические меры. Все городские торгующие организации были извещены о необходимости снятия с реализации опасной мясной продукции. В центр метрологии и стандартизации направлено письмо с напоминанием о недопустимости выдачи сертификатов на перечисленные мясопродукты. Намечено проведение соответствующих проверок торговой сети.

Все предложения, пожелания и жалобы, прозвучавшие в ходе народного собрания, взяты на контроль. А принятые решения легли в план работы городского департамента потребительского рынка и услуг,. Назначены ответственные, определены сроки исполнения. /Самарская Газета,13.07.1999/

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>