"БИЗНЕС В СПОРТЕ ДОЛЖЕН ОПИРАТЬСЯ НА КОНТРАКТНУЮ СИСТЕМУ"

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
"БИЗНЕС В СПОРТЕ ДОЛЖЕН ОПИРАТЬСЯ НА КОНТРАКТНУЮ СИСТЕМУ"


Недавно в конференц-зале гостиницы "Рэдиссон-Славянская" состоялась торжественная церемония вручения Национальной теннисной премии "Русский Кубок". Подведение теннисного года, как всегда, коснулось не только молодых спортсменов и состоявшихся звезд, но и тренеров, журналистов, бизнесменов и меценатов. Мы обратились к президенту Федерации тенниса России Шамилю Тарпищеву с просьбой рассказать, как обстоят дела с подготовкой нашего олимпийского резерва.

- Шамиль Анвярович, на сегодняшний день два таких понятия как бизнес и спорт настолько переплелись, что мы наблюдаем реальный и регулярный отток за рубеж наших талантливых спортсменов: теннисистов, хоккеистов, футболистов… Почему это происходит?

- Все дело в том, что западная система спорта, независимо от принадлежности к стране, имеет разветвленную сеть посреднических фирм, которые ведут не только селекцию спортивных звезд, но и занимаются их воспитанием. Все мало-мальски талантливые спортсмены связаны контрактами и уже не принадлежат себе. И это сделано на нормальной цивилизованной основе. Как правило, по России, наряду с представителями солидных фирм, таких, как "Актагон", "IMG" или, в меньшей степени, "Advantage", гуляют и спекулянты-посредники, которые закабаляют юного российского спортсмена обязательствами, используя нашу нищету и отсутствие нормальной законодательной базы. Они покупают наши таланты задешево (покупают, естественно, не на свои деньги), а продают за дорого, пользуясь ситуацией, в которой оказались спортсмен и его родители.

- Если не на свои, то на чьи же деньги посредники покупают наши дарования?

- Посредник находит их у спонсоров, банков, коммерческих организаций или просто состоятельных людей, болеющих за спорт. Можно привести характерный пример из тенниса. Как только появляется юное дарование, то посредник тут же заключает с ним контрактное обязательство, выплачивая средства на годовую подготовку. Обычно бюджет на девочку-теннисистку составляет до тридцати тысяч долларов в год, а, скажем, на 12-летнего паренька - 50 тысяч в течение каждого года. Причем, это идет только на обеспечение игрока, без массажистов и другого обслуживающего персонала. Финансируя юный талант, допустим, от 12 до 18 лет, он обменивает затраченные расходы на права спортсмена. Если молодой теннисист не заиграл, то это всего лишь упущенная выгода посредника - он же ничего не тратил. Но если спортсмен стал подавать надежды, то спекулянт с помпой перепродает его могущественной фирме, покрывая расходы и договариваясь с фирмой о дополнительных средствах (премиальных), которые определенное количество лет будут "капать" ему на счет.

- О каких деньгах в данном случае может идти речь?

- Считайте сами. В нашем случае посредник покрывает потраченные в течение семи лет (с 12-ти до 18-ти) 210-350 тысяч долларов и приблизительно столько же получает в случае будущего успешного выступления теннисиста. Но эти суммы становятся несоизмеримо больше, если теннисист становится звездой.

- А как же спортсмен?

- В силу обязательств по новому контракту, он из будущих собственных доходов вынужден теперь платить фирме процент за ее деятельность (иногда он составляет 20%) и покрывать расходы, затраченные на него предыдущим посредником, к тому же - отчислять ему проценты от выигранных призовых в течение нескольких лет. Получается, что наши ребята остаются россиянами, защищающими честь своей страны, а вся бизнес-машина с ее товарно-денежными отношениями работает уже не в интересах нашего государства.

- А в других видах спорта?

- Аналогичная ситуация в футболе, хоккее, да что говорить - везде, где есть коммерческий интерес, обязательно появляются "прилипалы". То есть, своровав спортсмена (а я называю это воровством), посредник при удобном случае (когда тот что-то из себя представляет) перепродает его тем же солидным фирмам, о которых я говорил выше.

- Неужели нашим монстрам типа "Газпрома" не нужна такая реклама, которую могут сделать им за рубежом те же теннисисты?

- Не знаю, но так уж сложилось, что почему-то именно западные фирмы легко спонсируют наших спортсменов, хотя любой спонсор, по большому счету, получает в этом случае кота в мешке. Так как нужно 5-6 лет, чтобы понять - заиграет ребенок или нет: из ста претендентов подают надежды только два-три. Все равно, даже с учетом этой лотереи, для западников - это имидж. Если, например, Елену Дементьеву спонсирует "Газ де Франс", то Газпрому это, как монополисту, видимо, не нужно - ни реклама, ни высочайший международный имидж. Но нельзя говорить, что абсолютно все у нас поставлено на коммерческие рельсы. Самые талантливые дети, например, тренируются на бесплатной основе.

- И все-таки спорт и бизнес неразделимы. Хотя общеизвестно мнение отца Марии Шараповой - Юрия о том, что если кто-то планирует отдавать детей в теннис только ради денег, то эта затея обречена на провал…

- Дело в том, что ни в одну ведущую теннисную академию мира не берут детей, у которых мотивация - деньги. Такие соискатели никогда теннисистами не станут. Ведь склонность с детства к шаромыжничеству и зарабатыванию денег - это отнюдь не тренировочный процесс. А заключают контракт только в том случае, если мотивация (как у той же Маши Шараповой) - результат.

- Что вы как специалист можете предложить для исправления ситуации в спорте?

- Прежде всего, нужно, чтобы федерация или клуб (тот же ЦСКА или любой другой) открыли свое представительство в одной из западных стран, передав туда права клуба или федерации, и именно там вели все дела своих спортсменов. Другими словами, государство может создать такую же посредническую фирму, которая могла бы стать могущественной, как "IMG" или "Актагон". Эта работа - не одного года, но она очень реальна и благодатна и формирует совмещение бизнеса и спорта на благо интересов Родины. Одна из основных задач, о которой должны думать спортивные организации, - это контрактная система. Настало время принять нормальную законодательную базу, ввести по видам спорта систему академий, не отягощенных коммерцией, с тем, чтобы тренеры и игроки не платили за аренду кортов или других спортивных сооружений и оборудования. И наоборот, эти академии должны быть задействованы на бюджетные организации, которые были бы в силах решить социальные проблемы. Это и называется налаживанием механизма взаимоотношений на всех уровнях посредством законов.

Беседу вели

Ира ЖУКОВА,

Виталий КАРЮКОВ.

 

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>