Новый закон "О рекламе", подписанный в понедельник президентом, серьезно сокращает объемы телерекламы и вводит ряд ограничений в других сегментах рекламного рынка. Однако даже в своем сегодняшнем виде законопроект, который его авторы изначально задумывали как либеральный, способен сыграть на руку некоторым участникам российской рекламной индустрии. Ъ выяснил, кому может оказаться выгодна новая редакция главного документа рекламного рынка.
Рекламодатели на ТВ
Многие эксперты считают, что новый закон окажет позитивное влияние на рынок даже в тех его секторах, которые подверглись серьезным ограничениям. Так, 25-процентное сокращение объемов телерекламы в сутках вещания (см. таблицу) поможет продавцам телерекламы решить проблему дефицита рекламного эфира на основных телеканалах. До сих пор справиться с этим дефицитом с помощью одного лишь повышения цен не удавалось. Теперь физическое сокращением объемов рекламы, которое к тому же будет сопровождаться резким ценовым скачком – по предварительным оценкам, от 10% до 50%, приведет к значительному сокращению числа телерекламодателей.
Одновременно с исчезновением дефицита телерекламы следует ожидать и роста ее эффективности. Это произойдет благодаря ограничениям продолжительности рекламного блока – не более четырех минут. Данные продавцов телерекламы подтверждают, что чем короче рекламный блок, тем выше его эффективность. "Результаты исследования, которое провел европейский офис нашей сети, показывают, что потребитель, вероятнее всего, увидит и запомнит рекламу в середине короткого блока, чем в середине или конце длинного,– рассказывает Ирина Ряженова, гендиректор агентства Media Direction OMD (входит в группу BBDO).– В среднем реклама в коротком блоке на 25% эффективнее, чем в длинном".
Участники рынка также ожидают, что вырастет и еще один немаловажный для них показатель – лояльность к телерекламе. "В целом рекламы в эфире станет на четверть меньше, блоки сократятся, а значит, станут меньше раздражать телезрителей, которые, будем надеяться, не будут уходить с канала так часто, как это происходит сейчас,– считает Рафаэль Акопов, гендиректор холдинга 'Проф-медиа' (владеет телеканалом 2х2).– Не исключаю, что в этой связи могут немного вырасти и рейтинги телеканалов".
Телеканалы
Наряду с рекламистами от сокращения объемов телерекламы выигрывают два федеральных телеканала, контролируемые государством,– "Первый" и "Россия". "По сравнению с коммерческим развлекательным телевидением – СТС, ТНТ – у них объем рекламы сегодня незначительно превышает нормы, прописанные в новом законе,– отмечает заместитель гендиректора коммуникационной группы Aegis Media/OKS Андрей Брайович.– По нашим данным, в ноябре прошлого года 'Первый' перебирал 20 минут в сутки, а 'Россия' и вовсе недобирала одну минуту до разрешенного законом объема. Между тем суточный перебор рекламы на НТВ составлял 64 минуты, а у СТС и Ren TV – по 56 минут". По его словам, ситуация близкая к критической складывается на телеканалах MTV и "Муз-ТВ", где перебор рекламы составил 109 и 97 минут в сутках вещания соответственно. Показательна и ситуация в вечернем прайм-тайме: в ноябре прошлого года в период с 19.00 до 0.00 "Первый" недобирал одну минуту рекламы, "Россия" – две. НТВ, напротив, превышал лимит на одну минуту, СТС, Ren TV и MTV – на три, а "Муз-ТВ" – на пять минут.
Эксперты отмечают, что в полной мере компенсировать подобные потери за счет роста цен коммерческие телеканалы вряд ли смогут. Так, владельцы компании СТС Media сообщают, что после вступления в силу нового рекламного законодательства их доходы уменьшатся. Правда, конкретных оценок в CTC Media пока не дают. "Вследствие снижения общего объема рекламы ее цена увеличится, однако этого увеличения будет недостаточно, чтобы компенсировать снижение наших доходов",– говорится в проспекте эмиссии, который компания предоставила Комиссии по ценным бумагам США (SEC) в рамках подготовки к проведению IPO на нью-йоркской бирже NASDAQ.
Снижение доходов, в свою очередь, не замедлит сказаться на программном наполнении телеканалов. "Можно предположить, что уменьшение доходности негативно повлияет на конкурентоспособность коммерческого телевидения: придется уменьшать расходы на производство телепрограмм",– замечает директор по телеизмерениям TNS Gallup Media Александр Костюк. Он отмечает, что телекомпании еще не объявляли, какие антикризисные меры будут принимать, и реально оценить их потери можно будет не раньше чем в сентябре-октябре.
Для "Первого" и "России" такая ситуация крайне выгодна. Доля аудитории этих каналов в последние годы растет незначительно, а в некоторых случаях даже снижается. Например, по данным TNS Gallup Media, доля "России" увеличилась с 21,3% в 2004 году до 24,1% в 2005-м, а у "Первого" упала с 27% до 24,1%. Аналитики объясняют этот процесс тем, что по мере развития телевизионного рынка аудитория становится все более сегментированной и нишевые каналы начинают активно отбирать зрителей у каналов общего профиля. Можно предположить, что уменьшение объемов финансирования способно до некоторой степени ослабить позиции конкурентов федеральных каналов.
Извлечь свою выгоду из сокращения объемов рекламы на ТВ рассчитывают региональные, а также спутниковые и кабельные вещатели. До сих пор из-за ограниченной аудитории доходившие до них рекламные бюджеты были несравнимы с теми деньгами, которые рекламодатели тратили на центральном телевидении. Теперь ситуация может измениться. "Существенное повышение уровня медиаинфляции и физическое ограничение объемов рекламы вынудит часть рекламодателей изменить свои медиапредпочтения и начать рекламироваться более точечно, например, на региональных каналах",– считает Андрей Брайович из Aegis Media/OKS. Показательно, что совсем недавно, в начале марта, компания "НТВ-медиа", продающая эфир НТВ и ТНТ, объявила о начале реализации рекламных возможностей спутниковых телеканалов холдинга Music Box Group, а также детского канала Jetix.
Наружная реклама
О том, что новый закон работает на них, заявляют и участники рынка наружной рекламы. "Для операторов он принесет больше позитива, чем проблем",– считает гендиректор компании "Вершина" Александр Хайлис. В старом законе наружной рекламе была посвящена статья из трех пунктов, в которой этот рынок описывался до предела схематично. Многочисленные пробелы в законодательстве восполняли местные власти с помощью нормативных документов регионального масштаба. Новый закон описывает наружную рекламу на порядок более детально: глава, посвященная этому виду бизнеса, содержит уже 24 пункта. О том, как тщательно она прорабатывалось, свидетельствует уже то, что именно эта глава стала основной причиной, по которой второе чтение закона неоднократно переносилось в течение двух месяцев: комитет рекламы правительства Москвы и лоббисты закона компания News Outdoor-Russia сражались буквально за каждую запятую.
В результате закон содержит ряд положений, которые выгодны скорее операторам этого рынка, чем городским властям. К примеру, демонтаж рекламных конструкций, которые были установлены с нарушениями, или тех, разрешение на установку которых признано недействительным, власти вправе осуществлять только через суд. До сих пор достаточным основанием для демонтажа было предписание местных властей. Московскому правительству удалось внести в закон лишь пункт о демонтаже рекламоносителя во внесудебном порядке в случае, если он установлен самовольно, без надлежащего разрешения. "Выгода участников рынка наружной рекламы заключается в том, что новый закон более четко регламентирует отношения города и операторов,– говорит исполнительный секретарь комитета по наружной рекламе Ассоциации коммуникационных агентств России Андрей Конин.– Это единообразие позволит компаниям работать в четком правовом поле".
После того как закон "О рекламе" был подписан президентом, рекламисты заговорили о том, что в стране может появиться новый сегмент рекламной индустрии – рынок социальной рекламы. Новый закон разрешает размещать в социальной рекламе логотипы спонсоров, что до сих пор было категорически запрещено. "До сих пор из-за того, что социальная реклама рассматривалась как благотворительность, ею мало кто занимался",– говорит исполнительный директор Союза создателей социальной рекламы (СССР) Игорь Збронжко. Участники рынка отмечают, что едва ли не единственным ведомством, которое в обход закона размещало спонсоров в своей рекламе, было Министерство внутренних дел. Теперь, по оценке СССР, оборот рынка социальной рекламы вырастет в три-пять раз. "В 2004 году на этот вид рекламы, по данным нашего союза, приходилось около 1% от объема рекламной индустрии – около $30 млн,– говорит господин Збронжко.– Мы надеемся, что в течение ближайших двух-трех лет этот показатель может вырасти до 3%, то есть до $150-200 млн".
Реклама алкоголя
Теоретически радоваться новому закону должны производители алкоголя и издатели периодики. Авторы закона неоднократно заявляли, что он отменяет существующие ограничения на рекламу алкоголя в прессе. Однако пока запрет существует. Как и старый закон, новый лишь не запрещает рекламировать алкоголь в СМИ. Однако 17-я статья закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта" говорит о том, что рекламировать крепкий алкоголь можно только в местах осуществления производства и оборота этого товара. Руководствуясь положениями именно этой статьи, ФАС продолжает штрафовать журналы за рекламу спиртного. "Можно будет с абсолютной уверенностью говорить о законности размещения рекламы крепкого алкоголя в СМИ только после того, как 17-я статья будет отменена в порядке приведения закона 'О госрегулировании' в соответствие с новым законом 'О рекламе'",– полагает заместитель директора Центра правовой поддержки рекламной деятельности Сергей Малахов. Когда это произойдет, авторы нового закона "О рекламе" не сообщают. Проект соответствующей поправки еще не внесен в Госдуму.
Что изменилось в законе "О рекламе"
Положение |
Действующий закон |
Новый закон |
Ограничения телерекламы |
Объем телерекламы не должен превышать 20% эфирного времени в сутки |
В 2006-2007 годах телереклама будет занимать не больше 20% от часа вещания и не более 15% от суточного эфира. С 2008 года допустимый объем рекламы в часе уменьшится до 15%. |
Реклама в детских теле- и радиопередачах |
Запрещает прерывать и совмещать с рекламой детские передачи |
Разрешено распространять рекламу в начале программы и перед ее окончанием: в передачах длиной не менее 15 мин.– по 1 мин., длиной не менее 25 мин.– по 1,5 мин., длиной не менее 40 мин.– по 2 мин. Если передача длится час и более – по 3 мин. |
Реклама табака |
Табак и табачные изделия могут рекламироваться в наружной рекламе |
С 1 января 2007 года реклама табака и табачных изделий в наружной рекламе запрещена |
Реклама алкоголя (крепостью свыше 15%) |
Прямой запрет рекламы алкоголя в СМИ отсутствует. Ограничения содержатся в ст. 17 закона "О государственном регулировании оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции", который разрешает рекламировать крепкий алкоголь только в местах осуществления производства и оборота этого товара |
В законе отсутствует запрет на размещение рекламы алкоголя в СМИ |
Использование зонтичных брэндов |
Законом не регулируется |
Закон запрещает рекламировать продукцию, реклама которой подпадает под какие-либо ограничения (табак, алкоголь), под видом других товаров, товарные знаки которых схожи до степени смешения |
Реклама игорного бизнеса |
Запрещено распространять рекламу на радио и телевидении с 7 до 22 часов местного времени и в наружной рекламе |
Запрет сохраняется. Также запрещено создавать впечатление, что азартные игры являются способом заработка, использовать образы людей и животных. Рекламировать такие игры можно только в зданиях, где они проводятся |
Реклама лекарственных средств |
Запрещалась при отсутствии лицензии на производство этих лекарств |
Требование сохраняется. Также запрещено создавать представление о преимуществах препарата, ссылаясь на обязательные исследования, гарантировать безопасность, положительное действие препарата и отсутствие побочных действий, представлять препарат в качестве биологически активной добавки и пищевой добавки |
Использование образов медицинских и фармацевтических работников |
Законом не регулируется |
Разрешено в рекламе медицинских услуг и средств личной гигиены, а также в рекламе, рассчитанной только на медицинских и фармработников и распространяемой при проведении специальных мероприятий |
Реклама жилищного строительства |
Законом не регулируется |
Не допускается реклама, связанная с привлечением денежных средств физических лиц для строительства жилья, за исключением рекламы, связанной с привлечением денежных средств на основании договора участия в долевом строительстве. Такая реклама должна содержать сведения о месте и способах получения проектной декларации, информацию о порядке покрытия членами жилищного накопительного кооператива (ЖНК) понесенных ими убытков, сведения о включении ЖНК в реестр жилищных накопительных кооперативов, адрес сайта, на котором осуществляется раскрытие информации ЖНК. Кроме того, в такой рекламе не допускается гарантировать сроки приобретения или строительства жилых помещений. Также ее нельзя размещать до выдачи разрешения на строительство |
Реклама в телемагазинах |
Законом не регулируется |
Должна содержать информацию о продавце: наименование, место нахождения, номер записи о создании юридического лица либо ФИО и номер записи о госрегистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя |
Реклама по сетям электросвязи (антиспамовое законодательство) |
Законом не регулируется |
Допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы |
Наружная реклама |
Наружная реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками и указателями, ухудшать их видимость |
Распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, не допускается |
Правила демонтажа конструкций законом не регулируются |
Демонтаж конструкций, разрешение на установку которых признано недействительным или установленных с нарушениями, осуществляется через суд. Демонтировать рекламные конструкции во внесудебном порядке, на основании своего предписания местные власти могут, только если рекламоноситель установлен без надлежащего разрешения |
Реклама на мобильных билбордах |
Законом не регулируется |
С 1 января 2007 года вводится запрет на использование данного вида рекламоносителей |
/”Коммерсант”, 15.03.2006/