"Круглый стол" РАРМП и газеты "Бизнес для всех"
Ровно год назад, в апреле 2005 г., в рамках Объединенного научно-экспертного Совета РАН и Правительства Москвы по устойчивому развитию и безопасности Московского мегаполиса состоялся научно-практический семинар по теме: "Современная потребительская кооперация. Мировой опыт. Перспективы развития в городе Москве". Тогда же было подтверждено, что потребкооперация может рассматриваться как эффективное средство решения актуальных задач социальной сферы на основе развития внебюджетных механизмов социальной поддержки населения города Москвы. В настоящее время в рамках городской целевой программы "Московский социальный проект", формируемой по поручению мэра Москвы Юрия Лужкова, прорабатываются вопросы использования потенциала потребкооперации в качестве внебюджетного механизма социальной поддержки населения. В различных отраслях городского хозяйства предусматривается осуществление социально ориентированных пилотных проектов и в их числе пилотного проекта "Потребительская кооперация в управлении ЖКХ муниципального образования". "Круглый стол", материалы которого мы сегодня публикуем, проведен по инициативе руководителя Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г.Москвы Михаила Вышегородцева в рамках работ по созданию условий для развития предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства столицы.
Кооперация:
вчера и сегодня
Надежда СЕМЕНЧЕНКО, гендиректор аудиторско-консалтинговой компании "Сенкел", кандидат экономических наук: Мы все знакомы с потребительской кооперацией, которую и ныне возглавляет Центросоюз. Эта кооперация основана на административно-командной системе управления. Преобразования, которые осуществлены в законодательстве о потребкооперации, позволили внедрить рыночные механизмы в эту систему, и они ставят потребительское общество над всеми иными секторами экономики, делая этот сектор более привлекательным для бизнеса. Мы видим, как на базе российского и международного законодательства осуществляется практическое внедрение потребкооперации в торговле, сфере услуг, строительстве, в сфере ЖКХ. Потребительское сообщество - это такая организационно-правовая структура современной экономики, которая позволяет осуществлять все виды деятельности, разрешенные законом. Потребительское общество, в рамках которого и развивается потребкооперация как хозяйственно-правовая форма отличается и от госсектора, и от коммерческой и некоммерческой организаций - по форме образования, по форме формирования имущества, по форме собственности, форме распределения уже готового продукта и дохода.
В наших раздаточных материалах есть сравнительная таблица взаимоотношений и налогообложения ТСЖ, ЖКХ и ПО (потребительского общества). Мы построили таблицу в результате анализа тех законов, которые вышли по жилищной политике в 2005 г. И наглядно увидели, что потребительское общество имеет и свои преимущества, и свою привлекательность при использовании механизмов потребительского общества в системе жилищно-коммунального хозяйства. В том числе привлекательность использования механизмов потребительского общества заключается в том, что ЖКХ - очень сложная проблемная отрасль, но в то же время инвестиционная (каждый месяц население платит по счетам за услуги). Объединение всех участников ЖКХ обеспечивает консолидацию средств в одних руках, в одном Центре и использование этих средств не отдельно в ТСЖ, а на более обширной территории, с привлечением инвестиционных средствтретьих лиц. Потребительское общество имеет возможность создавать залогово-гарантийные фонды, выступать как инвестиционный объект не только на внутреннем, но и на международном рынке. Потребительское общество действует и тогда, когда строится дом, и тогда, когда начинается его эксплуатация и когда жильцы покупают товары первой необходимости.
Денежные средства населения собираются для будущих капвложений или на ремонт жилого фонда, могут использоваться в форме капитализации, в каких-то долгосрочных программах, в ПИФах, в приобретенных коммерческих, корпоративных ценных бумагах. Это также дает дополнительный доход, который можно использовать для развития жилищно-коммунального комплекса и обеспечения снижения тарифов. Важно иметь в виду, что средства, которые собирает ТСЖ (товарищество собственников жилья) на содержание и эксплуатацию жилого фонда - облагаются налогом. А в системе потребительского общества они не облагаются налогом, что позволяет также экономить средства, которые также используются на развитие сферы ЖКХ и на снижение тарифов. Наконец, потребительское общество - это прозрачный механизм, контролируемый организацией. Имущество общества формируется из средств пайщиков и, соответственно, создает более демократичную форму управления (пайщик - один голос). Пайщик всегда может узнать в потребительском обществе, как используются его деньги, на какие целевые потребительские программы направляются, насколько правомерно и эффективно это делается. Такой контроль облегчает задачу налоговых органов, которые получают всю необходимую информацию со стороны контролирующих органов потребительского общества. Потребительские общества объединяют не только денежные средства, но и объекты недвижимости, землю и т.д. Это более широкий спектр объединения ресурсов, которые можно использовать в качестве залогово-гарантийных фондов для получения кредитов, а затем - предоставления займов и инвестиций. Иначе говоря, потребительское общество предусматривает не только совершенствование каких-то операций создания и получения услуг, а и более широкие возможности для инвестирования, создания инновационных потенциалов в развитии этого сектора экономики и, что немаловажно, мобилизации общественного мнения по поводу эффективности создания именно такого механизма в системе ЖКХ.
Вопрос: Хотелось бы узнать, где такой механизм реально действует. Не в научных разработках, а в реальной практике, с прогнозируемыми результатами.
Н.Семенченко: Нами была разработана программа социально-экономического развития потребительского рынка в г.Краснознаменске. Программа была принята Советом депутатов, и сегодня в Краснознаменске действуют 2 потребительских общества. Несколько потребительских обществ ("Дом на паях", "Строим на паях") было создано в Люберцах, где застраивается городок для военнослужащих. Там же осуществляется эксплуатация - тоже в рамках потребительского общества. В Воронеже создано потребительское общество "Семья". Действует потребительское общество в Перми. Всего в стране сегодня насчитывается более 15 тысяч потребительских обществ. Не все они правильно понимают свое предназначение - решение социальных вопросов. Имеют место факты выкачивания денег у населения, строительства "пирамид". Консолидация средств в одних руках способствует их капитализации, обеспечивает участие потребительских обществ в долгосрочных программах. Доходы, получаемые от этого, достаются, в частности, малообеспеченным людям, инвалидам, пенсионерам. Для таких категорий граждан вступительный взнос может составить 10 рублей в год. Выгодно участвовать в потребительском обществе и юрлицу - оно будет тратить средства на покупку продуктов, работ, услуг меньше, чем в коммерческих организациях.
Выигрывает конечный потребитель
Кемер НОРКИН, советник Мэра Москвы: Если вы будете платить ОСАГО (обязательное страхование автогражданской ответственности), вам это дорого обойдется; конкуренция и игра на ценах тут для страховки компаний не допускаются. Но если ОСАГО выделяется через социальные организации, то допускается снижение цены, поскольку на рынке действуют цены экономически необоснованные. Т.е. выгодно снизить цену и увеличить страховку.
Н.Семенченко: Если только один магазин войдет в потребительское общество - этого будет недостаточно. Другое дело, если выстроится цепочка: фермер - завод - потребитель - поставщик упаковки - посредническое звено - магазин. А поскольку в этой цепочке отсутствует налогообложение, за счет этого себестоимость продукции у конечного покупателя снижается на 40%. Есть возможность снизить стоимость продукции для конечного покупателя и решить социальные вопросы.
Владимир ШТЕРН, вице-президент Московского фонда поддержки малого предпринимательства: Если я вас правильно понял, льготное налогообложение позволяет снижать цену товара внутри потребительского общества. Производитель внутри этой системы может предоставить льготы. Но тогда мы получим локальную структуру, не дающую широкого охвата. Тот же фермер должен быть уверен, что его продукция будет потреблена. А если нет? Вы же предлагаете создать маленькую (с точки зрения рынка) локальную систему с расчетом, что она внутри себя окупится.
Н.Семенченко: Закон о потребительской кооперации позволяет создавать не только замкнутую сеть. Если не купили внутри системы, продавайте за ее пределами, но с использованием обычного налогообложения по действующим ценам. Имея более низкую себестоимость, потребительскому обществу выгодно выйти на рынок, где действуют более высокие цены и быть конкурентоспособным. В данном случае потребительское общество выступает в качестве обычного налогоплательщика.
Светлана ЗАНГЕЕВА, президент Национального фонда развития малого и среднего предпринимательства: Мои родители - потомственные кооператоры, работавшие еще в системе потребкооперации СССР. Сегодня кооперация функционирует на базе федерального Закон о развитии потребкооперации и находится в явно привлекательных условиях, что побуждает воспользоваться этой организационно-правовой формой. Тем более что потребительское общество освобождается от налога на прибыль по решению местных органов власти. Ни одна организационно-правовая форма не имеет сегодня таких привлекательных условий функционирования. К сожалению, местная власть крайне слабо использует потенциал потребительской кооперации. В г.Краснознаменске наши эксперты проработали эту модель, теперь потребительские общества растут здесь как грибы. Форма потребкооперации, как показала практика, отлично работает именно в сфере потребительского рынка и услуг (торговля, общепит, комбинаты бытового обслуживания). Сегодня в различных отраслях городского хозяйства Москвы предусматривается осуществление социально значимых проектов, основанных на использовании внебюджетных средств (денег пайщиков).
Вопрос: А что мешает свободным людям в свободной стране создавать общества потребкооперации, раз это всем выгодно? Вот унитарные предприятия. Как ни борются с ними, после ликвидации они тут же возникают снова. Что мешает этот процесс запустить в потребкооперации? Ведь уже 5-6 лет на рынке имеется инструмент, создающий благоприятные условия для самодеятельности населения. Почему он плохо используется?
Н.Семенченко: Как не используется? Используется, но недостаточно, конечно, Хотя 3-я статья закона о кооперации прямо обязывает государство поддерживать потребительские общества.
- Поддерживать финансово?
- Нет, потребкооперация самостоятельно зарабатывает деньги и берет на себя решение вопросов социальной поддержки населения. Но вот внимания к потребкооперации у нас проявляется явно недостаточно. Отсутствуют подзаконные акты, которые делали бы потребительское общество надежным для населения. Никакой информации из Минфина, налогового ведомства. Никто явно не запрещает потребкооперацию, но и активной поддержки тоже нет.
- Что конкретно нужно сделать?
- Для начала мы решили реализовать в Москве пилотный проект, а для этого необходима поддержка Правительства Москвы.
С.Зангеева: Сегодня кооперация развивается плохо при отсутствии государственной поддержки этого движения.
Александр ИОФФЕ, президент РАРМП: В отношении потребительской кооперации много путаницы в головах людей, что подтверждает и наш "круглый стол". И если мы сами не разберемся в этом механизме, еще меньше поймут в нем читатели газеты. Нужно сосредоточиться на проблемах, которые есть в потребкооперации. Давайте суммируем, какие решения должна принять федеральная, региональная и местная власть, чтобы потребительская кооперация активно развивалась. Например, ничто не мешает вместо ТСЖ создавать потребительские общества. Возможно, руководители тех же товариществ собственников жилья не располагают соответствующей информацией? Так давайте им такую информацию, такие механизмы предоставим.
Принцип добровольности
Вопрос: Хотелось бы уточнить, что означает такой обязательный взнос, как имущественный. Вы предполагаете, что я свою квартиру могу заложить? Это допустимо, когда предлагается добровольно делать взнос. Иное дело, когда это нужно делать в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ порядке.
Н.Семенченко: Один из принципов потребительского общества - это добровольное вхождение в общество и добровольный выход из него. И если вы выходите из потребительского общества, то ваш паевой взнос вам должны вернуть. Это записано в 14-й статье закона о потребительской кооперации. Пайщику не обязательно вносить свою квартиру в общество, собственность на квартиру не меняется, а вашими взносами является плата по счетам за потребляемые услуги.
- Как-нибудь просчитывались последствия применения данного механизма? Его социально-экономическая эффективность?
- Я могу говорить об этом на примере города Люберцы: стоимость услуг здесь снизилась на 2 рубля. Поскольку местные потребительские общества успешно решают социальные вопросы, для них снижен налог на имущество.
В.Штерн: Как я понимаю, вся система льготного налогообложения возникает в рамках внутреннего потребления общества, когда производится товар и распределяется между членами потребительского общества. Льготные цены также возникают в рамках замкнутой локальной системы.
Н.Семенченко: Все эти льготы образуются не только за счет льготных налогов, но и за счет консолидации ресурсов эффективного управления.
- Кто контролирует потребительские общества?
- Потребительское общество как любое другое юридическое лицо сдает отчетность, декларацию о целевом использовании средств. Налоговая инспекция вправе прийти и все это проверить. Кстати, каждый пайщик вправе раз в месяц, квартал проверить состояние своего лицевого счета.
К.Норкин: Сегодня услуги в сфере ЖКХ предоставляет государство. Допустим, их потребителем является отдельно взятая семья. Это партнерство явно неравноправное, т.к. у семьи нет никакого способа радикального воздействия на мощную государственную организацию. Положение может измениться, если семья будет выступать как член потребительского общества, которое и потребляет услугу. Но при этом очень важно, как будет устроено это потребительское общество. Риск криминализации здесь просматривается невооруженным глазом. Создание общих средств всегда разжигает аппетит ловкачей, и присвоить их нетрудно. Потребкооперация в этом ничем не надежнее хорошо известных структур, обернувшихся "пирамидами". Крайне опасно использование имущества потребкооперации в качестве залога. В городе именно таким методом было разорено не одно унитарное предприятие: имущество использовалось для залога по кредиту, затем за взятку нарушались условия договора и кредитор получал в свою собственность имущество унитарного предприятия, которое в разы превышает стоимость кредита.
Или случай с шоколадной фабрикой: руководство приобрело компьютерное оборудование, чтобы планировать производство, но вскоре обнаружило, что оказывать информационные услуги с помощью компьютера гораздо выгоднее, чем производить шоколад, и фабрика перестала его производить. Чтобы избежать подобных ситуаций, потребительское общество должно быть обставлено контролем и по уставу не вправе допускать никаких других видов деятельности за пределами сферы ЖКХ. Очень важно, чтобы договор потребительского общества на получение услуги не допускал образования монополизма компании, которая их предоставляет, независимо от того, частная это компания или государственная. Условия такого договора должны поддерживать состояние конкуренции. Недавно в американском городе Феникс, в котором вывоз мусора осуществляла муниципальная компания, решили такой вид деятельности перевести на конкурс, и муниципальная компания на нем проиграла частной фирме. Через год снова был проведен конкурс и муниципальная компания, извлекшая урок из своего поражения и предложившая новую схему работы и новую технику, вышла победителем. В результате город на вывозе мусора ежегодно стал экономить до 8 млн долларов. Кроме того, договор, который потребительский кооператив будет заключать с обслуживающими фирмами, должен предусматривать все обязательства сторон вплоть до страховки. Я лично считаю, что фирмы, оказывающие услуги в сфере ЖКХ, нужно вообще освободить от налогов. В канадском Калгари эти фирмы от налогов освобождены и практика показывает, что это не является избыточной льготой. Особое внимание необходимо уделить проблеме возможного повышения тарифов. Это потребителями услуг, владельцами жилья воспринимается особенно болезненно. Но необходимость в корректировке тарифов, действительно, может быть объективной. В этом случае фирма, которая предоставляет услуги и настаивает на увеличении ставок их оплаты, должна обнародовать свою бухгалтерию вплоть до последней платежки и тем самым доказать людям, что тарифы повышаются не ради умножения ее прибыли, а для покрытия независящих от нее и возросших расходов. И при этом, если это частная фирма, то должен быть объявлен новый конкурс. Если же фирма государственная, то ее руководитель должен быть сменен. Если же фирма не желает обнародовать свою бухгалтерию, она не должна повышать тариф. Кроме того, в договоре на такой случай должна быть предусмотрена уплата неустойки,
Вопрос: В договоре между кем и кем?
К.Норкин: Между потребительским обществом, которое закупает услуги, и компанией, которая их предоставляет. Договор с условиями неустойки должен регистрироваться, чтобы он не мог быть подменен. Если все эти условия правильно разработать и закрепить юридически, создание потребительских обществ в сфере ЖКХ, на мой взгляд, будет перспективным.
А.Иоффе: Использование хозяйственно-правового механизма потребительского общества в рыночном переустройстве комплекса ЖКХ мне представляется не только возможным, но и крайне полезным. Реформа этой сферы сейчас является одной из наиболее болезненных точек общества. Собственно реформа еще по существу не начиналась, мы только на подступах к ней, но многократный всплеск тарифов за услуги ЖКХ уже вызвал массовые протесты в целом ряде городов, что и завело реформу в тупик. Выход из него мне видится на пути использования в ЖКХ именно формы потребительских обществ, потому что это единственная хозяйственно-правовая форма, которая позволяет удешевить услуги по содержанию домов и сделать расценки подконтрольными тем, кто должен за эти услуги платить - владельцам и нанимателям жилья.
Однако, как уже отмечалось, использование потребительского общества таит и немало угроз. Она заключается в полном незнакомстве нашего населения с принципами организации деятельности потребительских обществ. Нам надо учесть опыт масштабных афер в начале 90-х, известных как финансовые пирамиды. Они стали возможны потому, что наши доверчивые люди были совершенно не знакомы с элементарными рыночными механизмами финансовой деятельности. В ситуации с потребительскими обществами то же самое. К примеру, человек, вступающий в общество, должен заплатить три вида обязательных паевых взносов да еще три вида добровольных паевых взносов. Чем они отличаются один от другого и когда, в каких ситуациях, на какие цели их надо вносить? Какими правами располагает пайщик и каковы его обязанности? Для любого жильца это тайна за семью печатями. Поэтому я считаю, что любой проект по перестройке работы ЖКХ на основе использования механизма потребительских обществ должен начинаться с программы просветительской работы, которая не выборочно, а целиком охватывала бы всех владельцев и нанимателей жилья. Когда люди хорошо поймут, что собой представляет потребительское общество, как они могут с ним взаимодействовать, какие выгоды от этого могут получить - они пойдут в эти общества, ведь от хорошего не отказываются. Кроме того, прежде чем браться за практическую реализацию проектов по внедрения хозяйствования и управления по системе потребительской кооперации надо добиться ликвидации еще существующих "белых пятен" в ее нормативно-правовой базе.
Почему трудно выйти на рынок
Виктор КИСЕЛЕВ, глава управы района "Митино", кандидат экономических наук: С 1981 года работал в системе местного самоуправления и городского хозяйства Москвы на различных инженерно-технических и руководящих должностях, в частности, старшим инженером Главного Управления жилищно-коммунального хозяйства Исполкома Моссовета, заместителем начальника Производственного жилищно-ремонтного объединения Исполкома Киевского райсовета, заместителем начальника отдела Исполкома Тушинского райсовета, первым заместителем начальника Управления развития окружной инфраструктуры префектуры Северо-Западного округа, директором ГУП "ДЭЗ района "Митино" г. Москвы. Учитывая этот мой опыт, префектура три года назад поручила мне разработать пилотный проект реформы ЖКХ округа на примере района "Митино". Такой проект был разработан и уже даже пересмотрен с учетом возможности использования при реформировании этой сферы. Сейчас головным звеном в системе ЖКХ являются государственно-муниципальные предприятия. Малые предприятия входят на этот рынок с большим трудом даже при том, что Департамент поддержки и развития МП оказывает им всестороннюю информационную, консультативную и финансовую помощь. Дело в том, что на этом рынке пока не сложилась система. Использование формы потребительских обществ в качестве управляющих компаний как раз и позволяет создать такую систему. Государственно-муниципальная система управления сферой ЖКХ неэффективна тем, что управление финансовыми потоками в ней ведется нерационально. Эти финансовые потоки непрозрачны и неподконтрольны жильцам. Кроме того, эта система характеризуется использованием чисто административных методов управления, что препятствует объединению в секторе ЖКХ ресурсов населения и предпринимателей на принципах добровольности, развитию конкуренции и снижению себестоимости услуг. Потребительская кооперация как раз и обеспечивает полную прозрачность финансовых потоков в этой сфере. Практика показывает, что переход на экономически эффективные формы работы комплекса ЖКХ эффективнее там, где на рыночной основе создается подотраслевая вертикаль управления, а производственно-экономические отношения между ее субъектами строятся исключительно на договорной основе. В этом случае головное предприятие такой вертикали выступает в роли локомотива рыночных преобразований. Разработанный в нашей управе пилотный проект предусматривал, что основной производственной структурой по управлению содержанием и технической эксплуатации жилищного фонда должна стать районная управляющая компания "Спас - Митино" в форме открытого акционерного общества. При этом было предусмотрено создание вертикально интегрированной системы управления жилым фондом, осуществляемое по филиальному и концессионному принципу. Районная управляющая компания брала бы на себя функции заказчика, балансодержателя основных производственных фондов и технический надзор. Она должна была управлять жилищным фондом района, оказывать услуги по эксплуатации домов, управлять муниципальным фондом энергообеспечения, финансовыми потоками.
А также содействовать созданию новых ТСЖ, ЖСК, кондоминиумов и активизировать работу уже существующих, развивать инфраструктуру дополнительных коммунальных услуг населению.
Однако серьезным препятствием для реализации этого проекта стало отсутствие ряда основополагающих законодательных актов. Прежде всего отсутствовали правовые основания участия городских властей в капитале управляющей компании ОАО "Спас-Митино", передачи ему функций по управлению и обслуживанию жилищного и нежилого фонда.
В результате проект был переработан в рамках городской целевой программы "Московский социальный проект" и в частности ее подпрограммы "Развитие в городе Москве внебюджетных механизмов социальной поддержки населения на основе современной потребительской кооперации". Он опирается на Закон № 3085-1 "О потребительской кооперации" и ориентируется на создание в сфере ЖКХ потребительских обществ, которые представляют собой уникальную форму некоммерческих предприятий, осуществляющих хозяйственную деятельность для удовлетворения материальных потребностей пайщиков. Эта модель предполагает конструктивное сотрудничество жителей с управляющими компаниями, поэтому здесь актуально создание и юридическое закрепление института организованных собственников жилья в форме ЖСК, ЖК, МЖК, домовых комитетов нанимателей жилья в качестве субъектов права жилищно-коммунального рынка. Внедрение такой модели предполагает полную демонополизацию жилищно-эксплуатационной деятельности на уровне района и повышает инвестиционную привлекательность комплекса ЖКХ.
Ольга ДАНОВСКАЯ, директор Агентства инновационных решений: Проект, разработанный в "Митино", несомненно интересен. С точки зрения управления он предлагает достаточно сложную систему. Меня интересует, предусматривает ли проект систему подготовки кадров и их мотивации. Известно, что любая подготовка без должной мотивации не срабатывает.
В.Киселев: В Москве не только выявлен дефицит кадров в ЖКХ низшего звена, но уже началась их подготовка, возрождается система профессионального образования. В нашем проекте также предусматривается организация обучения специалистов для сферы ЖКХ. Мотивация известна - высокая оплата высокопрофессионального труда, уровень которой должен расти по мере роста профессионального уровня работника.
Иван ГРАЧЕВ, лидер партии "Развитие предпринимательства": С моей точки зрения, реальная проблема в использовании принципов потребительской кооперации при реформе ЖКХ заключается в том, что наши люди просто не готовы собраться в единую команду, как бы она ни называлась - потребительский кооператив, ТСЖ, ЖСК, ЖТ - и единым фронтом защищать свои интересы. А любое волевое их "вколачивание" в такие коллективы приведет к тому, что их снова обманут и оберут. Поэтому потребительские общества и ТСЖ надо создавать не форсированно - на сугубо добровольной основе. Известно, что там, где рынок работать не может, лучше всего жесткое централизованное управление. Если в том же "Митино" будет доминировать в ЖКХ потребительская кооперация, это, наверное, будет хорошо. Но только если это не будет навязываться силой.
Михаил МАМУТА, директор Российского микрофинансового центра: Я сторонник научной самоорганизации, чтобы в конечном итоге рынок сам себя отстроил на принципах, которые будут выгодны потребителю. Несомненно, таким структурам как потребительские общества с интегрированными управляющими компаниями место на рынке найдется, особенно там, где нет высокой конкуренции - в селах, небольших поселках. Но в крупных городах у потребителя всегда будет оставаться право выбора даже при условии, что он будет членом потребительского общества. Наличие частных компаний всегда будет оказывать конкурентное давление на потребительское общество. Если хозяин квартиры увидит, что слесаря из потребительского общества надо ждать три дня, а слесарь из частной компании придет тут же, быстро и качественно сделает что необходимо, то этот вопрос на правлении паевого общества он поставит. В итоге произойдет рыночное выстраивание, и потребительские общества в ЖКХ займут те ниши, которые не могут быть заняты частным бизнесом.
Возможности потребкооперации
К.Норкин: Возможности потребительской кооперации, как принципа хозяйствования, во многом уникальны и в разных сферах они проявляются по-разному. Эта форма может использоваться для реформирования ЖКХ, такую возможность надо очень внимательно изучить и предложить действенные меры, чтобы потребкооперация в ЖКХ не превращалась в орудие финансовых спекуляций и операций с недвижимостью, что явно доходнее, чем обслуживание жильцов. Надо совершенствовать договорную культуру между теми, кто оказывает услуги и теми, кто эти услуги покупает. Принципиальной должна быть установка на сохранение конкурентной среды между фирмами, оказывающими услуги, независимо от того, являются они частными или государственными. Монопольное положение и тех и других неизбежно будет вести к неоправданному росту тарифов. Частную фирму на это толкает ее стремление к извлечению как можно большей прибыли, а государственную - постоянный рост издержек из-за нерационального хозяйствования. Стимулов же к снижению тарифов у таких компаний при их монопольном положении нет. Они появляются только, когда компания за заказ, который она может получить от потребительского общества, должна бороться на конкурсе. Потребкооперации надо так же научиться защищать свои договорные интересы. Взаимодействие с юридическим лицом, которое ни за что не отвечает, не может быть продуктивным. И государственная поддержка потребкооперации в ЖКХ, на мой взгляд, должна заключаться в отработке и нормативном закреплении таких механизмов. Относительно того, какая форма лучше для реформирования ЖКХ - потребительская кооперация или, скажем, ТСЖ, ЖСК, сейчас не принципиально. Пусть каждая из них используется там, где она лучше прижилась и лучше понята жильцами. Результаты такого своеобразного состязания покажет сама жизнь.
А.Иоффе: Законодатели Российской Федерации как правопреемника Союза ССР, выполняя международные обязательства, внесли необходимые изменения и дополнения в законодательство о потребкооперации. Однако механизм их реализации до настоящего времени не сформирован, отсутствует единый методический и координирующий орган, каким в советский период был Центросоюз.
Исполнительная власть как на федеральном так и на региональном уровне объективно не заинтересована в стихийном неуправляемом развитии потребкооперации и видит в ней фактор снижения собираемости налогов. Бизнес, в том числе и малый, оценивает участие в потребкооперации с точки зрения рисков "наездов" фискальных органов, которые получают дополнительные основания причислить бизнесменов-потребкооператоров к категории "недобросовестных налогоплательщиков".
Население не имеет объективной информации о достижениях зарубежной потребкооперации как внебюджетного инструмента социальной поддержки широких слоев населения и позитивных примеров в развитии возрождающейся отечественной потребкооперации. В сложившейся ситуации РАРМП видит свою задачу в том, чтобы активно участвовать в создании механизмов, позволяющих малому бизнесу реализовать на практике те преимущества, которые заложены в законе о потребкооперации.
Михаил ВЫШЕГОРОДЦЕВ, руководитель Департамента поддержки и развития МП: Уважаемые коллеги! Потребительская кооперация в России насчитывает более ста лет, однако сегодня уместно говорить лишь о ее возрождении на рыночной основе после окончания советского периода.
Объективный анализ показывает, что сегодня МП не могут самостоятельно осваивать приемы и методы работы в системе современной потребкооперации (потребительского общества), которая дает существенные налоговые льготы и преференции на рынке. Причина заключается в отсутствии как на федеральном, так и на региональном уровне механизмов реализации федерального Закона о потребительской кооперации.
.Деятельность отдельных энтузиастов потребкооперации в российских регионах, как правило, заканчивается тем, что налоговые органы при плановых камеральных проверках выявляют многочисленные нарушения, доначисляют налоги и подвергают предпринимателей штрафным санкциям, что фактически приводит к свертыванию их работы в системе потребкооперации, В то же время всевозможные "строители пирамид" и недобросовестные бизнесмены используют потребкооперацию исключительно как инструмент уклонения от уплаты налогов в крупных масштабах.
В Московском регионе в рамках действующего законодательства создаются единичные предприятия потребкооперации - потребительские общества. Однако в силу указанных причин эти общества не в полной мере обеспечивают решение главной своей задачи - удовлетворение потребностей населения в материальных и иных благах. При этом, по нашему мнению, в городе Москве сложились объективные предпосылки для того, чтобы на основе объединения интересов исполнительной власти, населения и малого бизнеса задействовать потенциал потребкооперации для решения актуальных задач городской социальной сферы.
Наличие в городском хозяйстве Москвы успешно работающих потребительских обществ позволит запустить внебюджетные механизмы социальной поддержки населения путем реализации целевых социальных потребительских программ, осуществляемых исключительно за счет паевых взносов физических лиц (населения), юридических лиц (малый бизнес) и средств, аккумулируемых из прибыли от хозяйственной деятельности.
Развитие потребкооперации как отрасли городского хозяйства обеспечивает достижение баланса интересов всех ее участников. Исполнительная власть получает действенный инструмент повышения уровня социальной поддержки населения за счет ее адресности и оперативности. Выступая гарантом исполнения социально ориентированных потребительских программ, исполнительная власть достигает улучшения свого имиджа в глазах населения.
Население города Москвы через участие в целевых потребительских программах получает возможность приобретать товары и услуги повседневного спроса по льготным, существенно ниже рыночных, ценам . Малый бизнес, участвующий в реализации целевых потребительских программ, получает преференции на рынке товаров и услуг за счет снижения себестоимости и роста на этой основе объемов продаж.
Для запуска указанных механизмов в качестве первого шага представляется целесообразным создание при участии Департамента поддержки и развития МП экспериментального многопрофильного потребительского общества и городского консультационно-методического учебного центра потребкооперации.
Главная задача указанного потребительского общества видится в отработке на практике через осуществление пилотных проектов вопросов встраивания малого бизнеса, работающего в системе потребительской кооперации, в различные отрасли городского хозяйства и в первую очередь в сферу жилищно-коммунального хозяйства. Первейшая задача учебного центра - подготовка руководящих кадров и бухгалтеров малых предприятий для работы в системе городской потребкооперации.
Таким образом, можно с уверенностью констатировать, что городскому хозяйству Москвы и москвичам нужна современная потребкооперация как основа внебюджетных механизмов социальной поддержки населения и движущая сила развития социально ориентированного и социально ответственного малого предпринимательства города Москвы. Такая потребкооперация послужит надежной основой интеграции в формирующуюся российскую и мировую систему современной потребительской кооперации.
Малый бизнес Москвы располагает достаточным потенциалом для того, чтобы стать локомотивом поступательного развития российской потребительской кооперации в интересах малого бизнеса и широких слоев населения Российской Федерации.
Запись вели
Валерий РОМАНЮК,
Леонид САВЧЕНКО.