СОХРАНЯТСЯ ЛИ ЛЬГОТЫ С НАСТУПЛЕНИЕМ ИЮЛЯ?

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
СОХРАНЯТСЯ ЛИ ЛЬГОТЫ С НАСТУПЛЕНИЕМ ИЮЛЯ?

Фактически новые правила отменяет само понятие льгот, в том смысле, каком мы их понимаем. Дело в том, что в постановлении мы учли не только вид производства, но и в каком состоянии оно находится. Если предприятие, производящее, например, валенки, встало на реконструкцию с целью производства обуви на резиновой подошве, то мы на период установки станков и их наладки снижаем ему арендную плату. Принцип простой, завод работает на полную мощь -- это одна ставка, встал на реконструкцию – ставка уменьшается.

Этот механизм также может применяться при выводе вредных производств из центра Москвы. В качестве стимулирования бизнесменов мы можем предоставить земельный участок на периферии и применить понижающий коэффициент.

В столице сейчас промышленные предприятия стараются стать собственниками земельных участков под своими объектами. При этом многие вынуждены обращаться в суд, который обязывает органы власти продать им землю. Поясните, пожалуйста, позицию Департамента земельных ресурсов.

Здесь целый комплекс проблем. Вопросы выкупа земли под промпредприятиями находится на федеральном уровне. Сейчас ставка выкупа земли в Москве составляет от 5 до 30 ставок земельного налога.

Сам налог составляет 1,5% от кадастровой стоимости участка. То есть сегодня мы можем продать земельный участок за 7,5% его кадастровой стоимости, максимум - за 45%, что не совсем точно отражает реальную стоимость московской земли. Нас удивляет, почему мы не можем продавать участок, так дорого как он стоит?

В связи с этим хочу напомнить, что Правительство России разработало законопроект, предусматривающий выкуп земельного участка под промышленными предприятиями в Москве за 20% от кадастровой стоимости, а в случае перепрофилирования собственник доплатит до 100%.

А в суд собственники зданий и сооружений могут пойти и по другой причине, например, из-за несогласия определении границ участков. Вообще же, процесс формирования частной собственности на землю, для мегаполисов не всегда бывает со знаком плюс, так как порой бывает затруднительно эффективно решать городские задачи.

В целом скажу так: насколько мы грамотно сформулируем принципы передачи земли в собственность, настолько удачно сложится судьба города. Сформулируем грамотно – все пройдет без потерь.

Какие, по вашему мнению, поправки необходимо вносить в законодательство? И чем вызвана необходимость выпуска новой редакции принятого три года назад московского закона “О землепользовании и застройке”?

Этот законопроект совсем недавно рассматривался на Правительстве Москвы. В нем четко закреплены принципы расчета арендных платежей исходя из кадастровой стоимости. Прописано, что арендовать землю на 25-49 лет можно не только под существующими зданиями, но и под строящимися.

Сформулированы принципы изъятия и резервирования земельных участков под государственные нужды, даже если они находятся в частной собственности.

Ведь есть территории, в отношении которых у города уже есть градостроительные проработки, поэтому мы отказываем, кому бы то ни было в реализации проектов на этих участках. Ярким подтверждением необходимости резервирования земель в мегаполисе является ситуация, сложившаяся сейчас в московских поселках и деревнях.

В том числе и в Южным Бутово? Насколько, по-вашему, действия властей там подкреплены с точки зрения действующего земельного законодательства?

Жители Бутово де-факто пользовались участками, но никаких прав на землю у них не было. Не было и границ участков. Тем не менее, бутовцам в выплаты за сносимое жилье включили и компенсацию за землю. По моим сведениям, из расчета $9,5 тыс. за сотку.

Согласно недавно заключенному соглашению, Департамент передает Роснедвижимости информационную базу государственного земельного кадастра Москвы. Каковы нюансы соглашения?

Хочу напомнить, что правительство Москвы приступило к формированию системы кадастрового учета земельных участков в середине 90-х годов, то есть задолго до того, как на федеральном уровне занялись правовым регулированием этого вопроса.

В начале 2001 года департаментом земельных ресурсов была создана автоматизированная система государственного земкадастра, который сейчас является наиважнейшим информационным ресурсом правительства Москвы. Причем, это делалось исключительно за счет средств столичного бюджета.

У нас был накоплен огромный уникальный опыт. Однако после того как в 2004 году на федеральном уровне были проведены административные преобразования и создана Роснедвижимость, федеральная власть обязала передать ей функции по ведению кадастра. В итоге в начале июня Департамент земельных ресурсов и территориальное управление Роснедвижимости по Москве действительно подписали техническое соглашение, которое разграничивает полномочия между федеральными и городскими органами исполнительной власти.

Мы очень долго обсуждали с федеральными властями нюансы передачи этих функций, чтобы не внести сумятицу в процесс. В результате консультаций Роснедвижимость и Департамент нашли следующий компромисс. Согласно подписанному документу, Роснедвижимость будет полностью заниматься ведением земельного кадастра, в том числе ставить участки на кадастровый учет по материалам, предоставляемым департаментом, а также утверждать изменения в кадастровое деление территорий Москвы. А за нами сохранились функции по формированию земельных участков в городских границах, их межевание и территориальное землеустройство.

На основании обращений граждан и решений органов власти столицы департамент продолжит подготавливать необходимые документы для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет и для их передачи в Роснедвижимость, а также в дальнейшем продолжит формировать кадастровую стоимость земли в границах зон и кадастровых кварталов.

Передача функций по ведению земельного кадастра на федеральный уровень будет осуществляться поэтапно и этот процесс не скажется негативным образом на качестве и сроках постановки земельных участков на кадастровый учет.

А на каком этапе в Москве находится процесс передачи земли в собственность жильцам многоквартирных домов?

По нашим данным Арбитражный суд вскоре вынесет решение, по которому органам власти не придется выпускать распорядительный документ о предоставлении в общедолевую собственность земли жильцам многоквартирных домов. Наш департамент будет только определять границы участка и выдавать кадастровые планы. Мы полностью согласны с таким сокращением административного участия.

Однако есть одна деталь, которая тормозит приватизацию земли. Согласно положению закона “О введении в действие Жилищного кодекса”, мы имеем право формировать границы дома только при наличии заявления от товарищества.

Жильцам необходимо провести собрание, на котором будут присутствовать не менее 50% жильцов, большинством проголосовать за приватизацию земли, назначить уполномоченного, который принесет это заявление. Причем все это должно быть задокументировано. Только тогда мы выдаем кадастровый план.

И много ли ТСЖ в настоящий момент обратились в департамент?

Около тридцати, причем не все заявления оформлены юридически грамотно. Безусловно, жильцы обращаются, но разрозненно, инициатива исходит, как правило, от одного собственника квартиры. Тем не менее, мы работаем над решением этого вопроса. Необходимо, чтобы жильцы знали, как необходимо проводить эту процедуру. Мы же не можем провести за них собрания.

Сейчас департамент ведет активную работу по межеванию жилых территорий. Мы должны определить границы и в идеале в течение трех часов по запросу выдавать информацию, как это делается в развитых странах. В настоящий момент размежевано порядка 15% жилых территорий, но до конца 2007 года этот процесс будет завершен полностью.

А если жильцы не согласятся с теми границами дома, которые определил департамент?

Они в праве отстаивать свои интересы через районную управу. Департамент здесь часто встречается с определенными трудностями. Нам надо так нарисовать эти границы, чтобы с ними согласились еще жильцы на соседних участках.

Возьмем такую ситуацию: три корпуса многоквартирного дома, в центре детская площадка. Кому эта площадка должна принадлежать – непонятно. В идеале три корпуса могут составить кондоминиум, и площадка становится их общей собственностью. Однако, может быть и так, что из этих трех корпусов кто–то обратится первым, и мы отдадим ему эту территорию, а остальные останутся не удел. Получается, кто первый прибежал, тот и молодец.

Биографические данные

Рыжков Олег Владимирович, 1968 г.р. Окончил Московский инженерно-физический институт в 1993 г. Получил второе высшее образование в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова по специальности "юриспруденция". Трудовую деятельность начал в 1995 г.

С 1997 г. работал заместителем начальника управления Комитета по управлению имуществом г. Москвы. С 1999 г. - начальник Управления по контролю за эффективным использованием земли коммерческими организациями Московского земельного комитета Правительства Москвы, с 2000 г. - заместитель председателя, затем заместитель руководителя Московского земельного комитета Правительства Москвы. С января 2005 г. - первый заместитель руководителя Департамента земельных ресурсов города Москвы.

/Realestate.ru, 30.06.06/

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>