– О ближайшем будущем рынка лизинга в нашей стране можете рассказать?
– Могу. Россия вскоре узнает до конца, что такое оперативный лизинг, выкупная цена, возврат предмета лизинга и его вторая перепродажа.
– Звучит угрожающе...
– Дело в том, что оперативным лизингом здесь никто и никогда особо не занимался, и практически никто даже не знает, как он выглядит. Если финансовый лизинг действительно сильно не отличается от кредита, то в основе лизинга оперативного все-таки
арендные взаимоотношения, нужно это понимать. В связи с этим прежде всего необходим несколько иной подход к оценке рисков. При оперативном лизинге нужно не так много внимания уделять финансовому состоянию клиента, сколько понимать специфику отрасли и специфику самого предмета. Фактически российский рынок лизинга в ближайшем будущем ждет появление специализации. И именно специализированные компании смогут предложить клиентам наиболее выгодные условия и удобную форму работы.
– И как скоро настанет это будущее?
– За один день, естественно, ничего не изменится, я предполагаю, через 2–3 года. Проблема в том, что в России пока не сформирован вторичный рынок техники. Практики изъятия предмета лизинга и понимания того, куда это потом направлять, нет, зато есть серьезные проблемы с сервисом и хранением. Мы раньше сами боялись оказаться один на один с ликвидным имуществом: когда у вас нет инфраструктуры, нет разбирающихся в этом людей – это страшно. Поэтому мы пришли к формату создания союза лизинговой компании и поставщика. Во-первых, это позволяет объединить клиентскую базу и снизить риски. Но главное – мы создаем продукты совместно с поставщиком. Ведь, надо понимать, что лизинг на самом деле вторичен. Клиент никогда не придет к вам со словами: “я хочу взять что-нибудь в лизинг, что не знаю, но точно в лизинг”.
– Вы ничего не сказали про последствия вступления России в ВТО. Перспектива появления на нашем рынке множества зарубежных конкурентов вас не беспокоит?
– Мы считаем, что конкуренция с западными финансово-кредитными организациями очень полезна. Она заставляет российские лизинговые компании активнее пытаться выходить на те же западные рынки в поисках сопоставимых условий финансирования и тем самым стимулирует их становиться прозрачнее.