КАК ПРОДАТЬ НЕНУЖНЫЕ ВЕЩИ

<< предыдущая статья     оглавление 
КАК ПРОДАТЬ НЕНУЖНЫЕ ВЕЩИ

Комиссионки (и только они) берут товар у любого желающего. Причем не скупают его и не выдают ссуды под залог, как ломбарды, а принимают на реализацию за определенный процент - комиссию.

Правила сдачи

В советское время только в комиссионках можно было купить какой-нибудь дефицит.

Хотя, конечно, лучшие товары (как и сейчас раритеты на Верхней Масловке) реализовывались, так и не попав на витрину. Помните сценку в фильме "Берегись автомобиля", где герой Андрея Миронова, ушлый работник комиссионного магазина, обговаривает с покупателем возможность приобретения импортного магнитофона?

Только комиссионная торговля давала возможность продать привезенные из-за границы дефицитные джинсы или магнитофон, не рискуя сесть по статье за спекуляцию.

Правила приема товара у населения почти не изменились с советских времен. Но если раньше в комиссионку можно было не задумываясь нести практически любой непродовольственный товар, то сейчас возьмут далеко не все. Выставят ли (и по какой цене) в зале магазина принесенный вами ковер или стиральную машину - фактически всегда решает товаровед. Клиент может только согласиться или не согласиться с предложенными условиями, а спорить бесполезно. На глазах у корреспондента в одной из комиссионок мужчина сдавал два пиджака и спортивную куртку. Пиджаки попали на вешалки по 550 и 700 руб., а куртка была оценена в 500 руб. "Они же совсем новые",- попытался набить цену клиент, памятуя, что на руки он получит и того меньше. "Но дороже никто не купит",- отрезала товаровед.

С точки зрения закона, цена любой вещи, попавшей на прилавок комиссионного магазина, всегда предварительно согласовывается товароведом и владельцем вещи. Но спорить с работником магазина обычно бессмысленно, потому что профессиональный товаровед по опыту знает, за сколько будет продана вещь.

При этом клиент с завышенными запросами может получить даже меньше, чем ему предлагали. Директор комиссионного магазина при отсутствии спроса на товар имеет право уценить его в соответствии со своим видением возможного спроса, но опять же только согласовав уценку с владельцем вещи. И при условии, что истек срок договора, который магазин заключил с комитентом.

Эти сроки, как и размер комиссионных, каждый магазин устанавливает по своему усмотрению. Торговая точка берет за услуги, как правило, 30% от продажной цены вещи (комиссию устанавливает сам магазин). Стандартные сроки реализации - от двух недель до месяца. Хотя бывают исключения: иной раз аппетиты комиссионки возрастают до половины цены товара. А срок реализации может быть изначально довольно большим - например, в магазине "Мечта" стандартным сроком реализации признают 45 дней.

Клиент имеет право забрать вещь, не проданную за указанный в договоре период, - но тогда ему придется заплатить за хранение товара в торговом зале 5-10% от цены.

В советские времена в комиссионках практиковалась и простая скупка вещей. Сейчас этот рынок подмяли под себя ломбарды - хотя и комиссионным магазинам закон не запрещает сразу платить за понравившийся предмет. Ломбардам же комиссионные магазины не помощники: они, как правило, располагают собственными торговыми площадями. Впрочем, для продажи ювелирных изделий и сотовых телефонов (именно эти вещи в основном принимают ломбарды) много места и не требуется.

Определенные риски в комиссионной торговле есть и у продавца. Все то время, пока вещь находится на прилавке, продавец несет за нее ответственность, и если она будет испорчена, магазин обязан возместить владельцу ее стоимость, указанную в договоре комиссии. "Этим часто пользуются аферисты, чтобы получить деньги, - рассказывает Владимир Терешин. - Буквально две недели назад мы поймали за руку товарища, который пытался незаметно испортить шубу, сданную им за несколько дней до этого".

Чтобы оградить себя от издержек, продавцы при приеме товара скрупулезно ищут и описывают степень его износа и все недостатки, если таковые имеются. "При продаже мы говорим обо всех недостатках, и если человек решается на покупку такого товара, то к нам претензий никаких",- поясняет директор магазина на Верхней Масловке. Если же в приобретенной в комиссионке вещи обнаружились дефекты, о которых покупателя не предупреждали закон на его стороне.

Согласно утвержденным правительством России "Правилам комиссионной торговли", при покупке товара ненадлежащего качества (если дефект не обнаружен при приеме на реализацию или не указан продавцом) покупатель может потребовать заменить товар на аналогичный, уменьшить покупную цену, устранить недостатки за счет продавца или просто вернуть покупку.

По словам Владимира Терешина, некачественный товар чаще всего приносят обратно и получают уплаченные за него деньги.

К технике, гарантийный срок службы которой еще не истек, продавец должен приложить гарантийный талон, техпаспорт или сервисную книжку, чтобы покупатель смог воспользоваться остатком гарантии. Если гарантия истекла, продавец должен предупредить об этом покупателя.

Здесь, считают работники комиссионок, тоже есть лазейка для потребительского экстремизма. Как рассказал Владимир Терешин, нередко люди, покупая бытовую технику, снимают с нее нужную им деталь, а затем возвращают аппарат - якобы из-за дефекта, который не был обнаружен продавцом.

Понятно, что респектабельный клиент этим заниматься не станет. Хотя и люди, экономящие каждую копейку, обращают на комиссионки все меньше внимания.

Кризис жанра

Клиенты классических комиссионок - в которых висят и пиджаки, и люстры - это в основном пенсионеры и представители других малообеспеченных слоев.

"Есть даже постоянные скупщики разной ношеной одежды, особенно меховой,- рассказывает Владимир Терешин.- Они ее перешивают и продают своему кругу заказчиков". Отдельная категория, как уже говорилось,- охотники за редкостями. Но они магазину особого дохода не приносят, а за дешевым ширпотребом покупатель идет не в комиссионки, а на рынки, в стоки и секонд-хенды. Вот комиссионки и закрываются.

По данным начальника отдела департамента потребительского рынка и услуг города Москвы Татьяны Корнешовой, в Москве осталось всего 23 комиссионных магазина непродовольственных товаров, а еще несколько лет назад их было более полусотни.

Специалисты считают, что классическая комиссионка, торгующая всем подряд, обречена: будущее есть лишь у тех магазинов, которые выберут конкретную товарную нишу. Впрочем, и здесь все непросто. Если комиссионка сосредоточится на предметах старины - это будет уже антикварный салон. Могла бы, говорят товароведы, пользоваться спросом подержанная, но изначально дорогая мебель. Специализированные магазины, торгующие этим товаром, в Москве есть, но они не принимают на комиссию мебель у населения, а закупают ее за рубежом, то есть работают в нише секонд-хенда. Сергей, администратор магазина "Старинный интерьер" (торгует старой голландской мебелью), объясняет: "Мебель занимает много места, и выгоднее ее покупать оптом за рубежом - скажем, в гостиницах, которые меняют интерьер,- а не зарабатывать на комиссии".

В комиссионной торговле специалисты видят фактически только одно перспективное направление.

"Наиболее выгодна сейчас торговля дорогой одеждой, бывшей в употреблении",- утверждает Татьяна Корнешова. Выгодность торговли ношеными брэндовыми вещами подтверждают и в комиссионках, которые такой торговлей занимаются. В магазинах "Мечта", "Вторая жизнь", сети магазинов "Второе дыхание" корреспондент обнаружил одежду Brioni, Korneliani, Dolce & Gabanna по более чем приемлемым ценам. В бутиках цены на эти вещи начинаются с $300-500, а в таких магазинах можно купить за 1,5-3 тыс. руб.

Есть и подороже - вот, например, дубленка от Dolce & Gabanna за 25 тыс. руб. Выглядит как новая, но новая стоила бы вдвое, а то и в пять раз дороже. Галстук от Hugo Boss, актуальный по внешнему виду и без каких-либо дефектов, можно купить всего за 700 руб. (новый стоил бы около $100). Все это, по словам продавцов, приобретает "модная, но не самая обеспеченная молодежь".

Работники "комиссионных бутиков" уверяют, что на подделку вы у них не нарветесь: мол, они специально ходят по именитым московским магазинам, чтобы изучить, какие они на цвет, на вкус и на ощупь - настоящие импортные вещи. Раньше с этой целью покупатели ходили в комиссионки.

/Rokf.ru, 29.09.06/

<< предыдущая статья     оглавление