Управляющий
немецкой компанией "Lafrentz" Дитер Райнхольд окончил Технический
университет в Гамбурге. Женат, двое его сыновей, жена и внучки живут в Испании
и в Англии. "Lafrentz" занимается в Германии дорожным и портовым
строительством, включая прокладку туннелей и различных коммуникаций, делает
разметку дорог, производит и применяет новейшие асфальтовые покрытия. С 1981г.
"Lafrentz" - лицензиат английской системы специальных асфальтовых
швов. Весь этот круг работ - в компетенции Д.Райнхольда.
- Мы пришли сюда в 1994 г., в партнерстве с одной швейцарской
фирмой через знакомых представителей "Автодора" в Московской области,
хотели отчасти перенести свой опыт, - поясняет Д.Райнхольд момент появления
фирмы на российском рынке. - Сперва хотели заниматься исключительно дорожной
разметкой. Но поддались впечатлению, будто дорожно-строительная отрасль в России
все-таки будет развиваться. Мы были первыми дорожниками, начавшими здесь
производить битумную эмульсию: построили два асфальтосмесительных завода, из
них один был смонтирован уже в конце сезона-94.
- Как вы отважились на подобный шаг?
- В то время наши российские партнеры очень просили нас явить чудеса
германских технологий, оборудования и всего того, что мы на нем делаем. Когда
же уложили покрытие, заказчик - "Мосавтодор", осмотрев работу,
сказал, что они подобных технологий не знают и у себя их применять не
собираются. Здесь привыкли иметь дело со сравнительно гладкими покрытиями.
Несмотря на это, мы произвели и уложили еще 15 т. асфальта. Сегодня, как само
собой разумеющееся, в асфальтовые покрытия кладется большее количество щебня.
Со временем практика показала, что работа с битумной эмульсией - очень удачная,
по всей России потихоньку начали на нее переходить. Мы даже продали на
российский рынок разные установки по ее производству. Еще мы ввели определенное
оборудование по т.н. "белой" обработке. До 1995 г. здесь было принято
разливать на дороге битум и сверху сыпать черный щебень. Мы же вместо битума
начали применять технологию разлива битумной эмульсии и сыпать на нее
"чистый" щебень. В последующие годы мы стали замечать: в России все
это быстренько перенимается, изучается и копируется.
Дорожные технологии и материалы на Западе, как правило, не патентуются,
поэтому принимать, изучать и копировать их - это одна сторона вопроса. Но когда
покупают, разбирают и копируют технику - это уже совсем другая сторона.
Поработав здесь, мы пришли к выводу: рыночная экономика, по крайней мере, в
этой отрасли, до сих пор для вашей страны - мечта. Рынок, регулирующийся
спросом и предложением, существует тут только в частном секторе экономики. Там
же, где заказчики - госструктуры, по сей день работают с прайс-листами, которые
ежегодно утверждает какой-то институт. Основой индексации являются 10-15-летней
давности цены, которые умножаются на какие-то коэффициенты. Такие прайс-листы
не для нынешней работы; современная техника очень дорогая, для ее эксплуатации
требуется хорошо обученный персонал. Соответственно, нужно делать калькуляцию,
а не работать по каким-то древним "прайсам". Вообще-то новые
материалы и технологии довольно-таки быстро продвигаются по России. Однако ваши
специалисты крайне неохотно общаются с иностранными коллегами; придерживаются
позиции, будто бы они и без того лучше других все знают, поэтому в посторонней
помощи не нуждаются. Оттого на практике получается, что
"адаптированная" местными умельцами та или иная технология порой
сильно и не в лучшую сторону отличается от западного аналога.
- Вопрос, проясняющий суть явления: сколько
служит ваше покрытие?
- В Западной Европе дорожные покрытия без особых дефектов и разрушений
лежат 6-8 лет. У вас же, в России, как правило, через пару лет уже начинаются
довольно-таки крупные ремонты. Вашим чиновникам нужно каждый год класть асфальт
- так они быстрее "зарабатывают". Взять ту же разметку. У нас,
например, используется термопластик - материал этот держится столь же долго,
как и само покрытие - 6-8 лет. А здесь разметку обновляют каждый год. Поэтому
мы пришли к выводу: кому-то в России качество не слишком нужно. Заказчиков
вполне устраивает, когда покрытие сходит вместе со снегом… Долгие годы, при
всякой попытке ввезти сюда передовые стройматериалы на основе битума, грустно и
смешно бывает слышать один и тот же нелепый вопрос: выдержат ли эти материалы
минус 70 градусов? Можно сказать, есть такое подозрение: чем больше заказов,
тем больше сам заказчик "зарабатывает". На словах, конечно, многие
требуют высококачественный асфальт, но никто не хочет за это платить. Мы,
например, желая сохранить свою марку, с 1995г. примешиваем к битуму добавку, с
помощью которой адгезия повышается с 55% до 85-90%, и нам эту "инициативу"
до сих пор еще никто не оплачивал. Конечно, не все заказчики одинаковые. В
различных регионах России наблюдается стремление принять передовые европейские
технологии, а есть места, где все "до лампочки". Поэтому сказать,
будто бы везде все плохо, однозначно нельзя. Но наш опыт в центральной части РФ
более негативный, чем позитивный. Мы теперь стараемся больше воздействовать на
заказчиков через подрядчиков - специалистов-практиков. Наши доводы - одно дело;
когда же чиновника пытается убедить известный ему подрядчик - это уже другое
дело…
- Недавно прошла новость: наши дорожники,
якобы, изобрели новое суперустойчивое покрытие. Так ли это?
- Дорожные технологии и материалы, как я уже говорил, за некоторым
исключением у нас чаще всего не патентуются; есть, скажем, технология
устойчивого щебеночно-мастичного асфальта, и вся Европа укладывает такой
асфальт. Идея применения пористых покрытий с их последующим
"запечатыванием" специальным цементным раствором для увеличения срока
их службы, о которой, вероятно, вы говорите, родом из Германии и отчасти из
Америки. Но такая технология не слишком привлекательна для дорожников - дорогая
и занимает много времени. Ее применение, похоже, здесь тоже имеет свое
объяснение: чем заказ дороже, тем больший "откат" получает заказчик.
Хотя тот же эффект устойчивости можно достичь простыми асфальтовыми смесями,
когда в битум добавляются специальные эксикаторы, предотвращающие образование
колейности.
Исходя из всего этого, нас не слишком радует состояние наших дел, и,
если вы спросите, почему мы все еще здесь, я могу назвать две причины.
Во-первых, за годы пребывания в России мы инвестировали немалые средства, и не
хотим их просто так "подарить". Прежде всего, это два вышеупомянутых
завода - совместные предприятия, где немецкая сторона поначалу держала с
российской стороной равную долю по 50%. По мере приобретения нами все новой и
новой техники и ее внесения в уставный капитал соотношение изменялось: на одном
предприятии у нас теперь почти 100%, на другом - 62% инвестиций. ООО "Руслафпласт"
находится в Москве, ООО "Руслафальт" - в Дмитрове, много работает на
подмосковного "Мосавтодора". В середине 90-х на данных предприятиях
было занято почти 500 человек, сейчас - 320. Весь персонал, включая
руководство, - исключительно российский. Сокращение происходило по причине
уменьшения количества заказов и снижения их стоимости: фактические затраты на
производство не всегда перекрываются этими самыми прайс-листами. В итоге не
только наши, но и многие другие дорожно-строительные фирмы работают по
себестоимости, ибо никак не могут выполнить требования работать качественно, с
использованием хороших материалов и техники, за те цены, которые им фактически
навязывают.
- Хочется услышать вторую причину…
- Почему мы все еще здесь? Нас до сих пор не покидает надежда на
перемены к лучшему. Во всяком случае, президент РФ В.Путин недавно на каком-то
мероприятии в одной из стран бывшей Югославии как раз заявил, что он в ужасе от
состояния дорожной сети в России. Была высказана мысль о необходимости вложения
больших средств в дорожное строительство. Деньги на это, может быть, и
найдутся, только вот не ясно, дойдут ли они по назначению… Очень может
получиться, что от этого "вливания" некоторые станут еще богаче, а
дороги останутся в том же состоянии… Пожалуй, еще одна причина нашей
"задержки" в России в том, что здесь, действительно, много всего
нового. И человеку, подобному мне, "нюхающему асфальт" уже более 40
лет, трудно оставаться в стороне, ибо, считаю, мне есть что привнести в ваше дорожное
строительство. Мы, например, уже несколько лет участвуем в совещаниях
межправительственного Совета дорожников. В рамках Совета хотим содействовать
разработке единых технических условий применения определенных материалов и
технологий не только для России, но и для СНГ. И, несмотря на то, что идти в
данном направлении предстоит еще не год и не два, работа эта лично мне приносит
большое удовлетворение.
- Чем для вас примечательны отношения с
российскими партнерами?
- В отношениях между российскими и иностранными партнерами хотелось бы
увидеть больше корректности и действительно настоящего сотрудничества, ибо
момент взаимной выгоды как бы давно потерялся. Мы всегда старались в отношениях
с партнерами быть откровенными, доброжелательными. Стремились не просто
заработать на продажах оборудования и материалов, а делать это исключительно в
нужных партнерам целях. Мы еще ни разу не продали ничего лишнего, хотя интерес
купить у нас все и вся периодически проявлялся. Кроме того, мы стараемся
оперативно реагировать на всевозможные запросы и просьбы. Если с утра пришел
запрос на оборудование, нередко ценой до полмиллиона евро, то в тот же день
люди получают конкретные предложения. Но, как часто бывает, на тонну наших
бумаг не следует никакого отклика: потенциальный клиент что-то для себя
изучает, взвешивает, и в случае отрицательного решения не считает нужным об
этом сообщить.
- Какой вам видится основной изъян в нашем
законодательстве?
- Российскому законодательству, на мой взгляд, не хватает постоянства.
Нередко бывали случаи, когда законы принимали задним числом. Скажем, закон
публикуют в октябре, действовать же он начал еще в июле. В апреле был указ
Государственного таможенного комитета о том, что некоторое технологическое
оборудование, не имеющее аналогов в РФ, освобождается от пошлин при ввозе в
течение полугода. После этого у нас появилось очень много ценовых запросов на
дорожную технику, но сделать мало чего удалось: через три месяца после
публикации указ был отменен.
- Что вы можете сказать о нашей системе
налогового и бухгалтерского учета?
- Ваша налоговая и бухгалтерская отчетность требует большого количества
всевозможных бумаг. Потом еще дополнительно все это должно быть
растиражировано, переведено на дискеты или СD - для облегчения работы
проверяющим. Чтобы все это сдать, нужно отстоять очередь и, в зависимости от
настроения чиновника, быть принятым или получить от ворот поворот. Все это
дергает людей и, конечно же, вызывает сильнейшее недовольство бюрократами. В
Германии фирмы отправляют отчеты по более простой форме в соответствующие
инстанции по электронной почте. В России во всех отношениях бюрократии намного
больше, это сильно усложняет жизнь. Для сравнения: если вы, к примеру,
покупаете машину в Германии (это можно сделать по телефону, по Интернету),
дилер сам ее регистрирует, ставит номера и, если угодно, - застрахует. Затем
передает вам техпаспорт и, при вашем желании, поставит машину аккурат перед
вашим домом. Все!
- Наши налоги на зарплату, на доходы - лучше
они, чем у вас?
- Совокупных социальных налогов в Германии мы платим намного больше, чем
здесь на российский персонал. Но и социальное обеспечение у нас на более
высоком уровне, чем здесь, в России. Половину этих налогов у нас платит
работодатель, половину - сам работник. То есть не все 100% кладутся, как
затраты на работодателя, на предприятие. В нашем законодательстве есть больше
возможностей уменьшить налогооблагаемую базу на прибыль. У вас же почему-то
многие затраты предприятия, включая выплату процентов по кредитам, идут из
прибыли. В современном западном мире почти нет предприятий, работающих без
банковских кредитов, их погашение - из налогооблагаемой базы на прибыль.
Реинвестирование производства, благотворительность, инвестиции, убытки - все
это также за счет уменьшения налогооблагаемой базы. Поэтому формально, по
процентам, налоги в Германии вроде бы выше; на практике же у нас они получаются
более выгодными.
- Вы упомянули о кредитах. Какие они в
Германии?
- Кредиты банков предприятиям - 6-6,5% годовых. Займы у нас, в основном,
идут на пополнение оборотных средств.
- Грех отказываться от таких кредитов! Наш
малый и средний бизнес сейчас страдает от нашествия, в основном, иностранных
сетевых монополий. Как в Германии государство заботится, я бы сказал, не то,
что о развитии - о защите малого и среднего бизнеса?
- В России малое и среднее предпринимательство по большому счету еще
только проклевывается и, к сожалению, часто законодательство и какие-то барьеры
мешают ему развиваться. В Германии же частный бизнес несколько десятилетий
являлся стержнем экономики. Сейчас, за счет глобализации и интернационализации
малое и среднее предпринимательство у нас тоже страдает. Постоянно меняются
хозяева собственности; даже существовавшие по 50-60 лет "родные"
немецкие предприятия вдруг становятся американскими, голландскими и какими-то
там еще… Глобализация приводит к концентрации в чьих-то руках капитала и
экономической силы. Эти процессы касаются всех европейских стран. Крупные
концерны, конечно, своей политикой содействуют гибели среднего класса. Но, с
другой стороны, через какие-то социальные мероприятия государство старается
оказывать денежные поддержки предприятиям, облегчать налогообложение, чтобы они
могли что-то реинвестировать и т.д. Так что какие-то моменты господдержки,
конечно, есть. Да и общественность борется с проявлениями глобализма. Ведь у
нас достаточно развитое малое и среднее предпринимательство, люди привыкли к
достатку и стараются как-то его сохранить. У вас же, по сути, и сохранять-то
еще нечего… - Каким вам видится
экономическое будущее нашей страны?
- Увы, мы твердо придерживаемся мнения, что экономическое будущее России
по-прежнему будет сильно зависеть от природных ресурсов. Конечно, эти высокие в
последнее время цены на нефть и газ - своего рода благотворительность для вашей
страны. Должен сказать, много лет назад аналогичная ситуация сложилась в
Голландии, но для нее тогда эта "манна небесная" закончилась
катастрофой - нефтяные ресурсы в Северном море оказались не столь
безграничными, как ожидалось… Россия же успела довольно-таки плотно сесть на
нефтяную иглу: кроме икры и водки, без иностранных инвестиций у вас, в
принципе, ничего своего не существует. Почему в Москве столько автобусов
"SCANIA" и нет российских? Почему на магистралях России видны только
40-тонные иностранные фуры? Почему российский гражданин преимущественно
покупает легковые иномарки? Россиян, в основном, интересует лишь иностранная
бытовая техника. Пассажирских самолетов серии "Ту" за год в вашей
стране делается всего 5-6 штук - почти в триста раз меньше, чем производит
"Боинг" с партнером! Короче говоря, во всех отраслях, что я сейчас
обозначил, не хватает инвестиций. И не всегда нужно ждать иностранных
инвесторов. В крайнем случае, и Центробанк РФ вполне может дать т.н. дешевые
кредиты для промышленности, чтобы там смогли что-то организовать. Именно эти
вопросы мы считаем важными для экономического будущего России.
- Что бы вы пожелали нашим россиянам -
предпринимателям и не только?
- Я бы пожелал всем российским гражданам, чтобы они учились дисциплине,
при помощи которой смогли бы создать порядок в своей стране. Людьми считаются
не только те, у кого больше всего денег и которые ездят на самых крупных
машинах. Важно, чтобы все научились вместе работать и друг друга уважать. В
социалистические времена во взаимоотношениях было больше человечности; сейчас
же получается, каждый борется сам за себя, и нет такого содружества. Кроме
того, я, конечно, всем российским гражданам желаю, чтобы политическая система у
вас развивалась в направлении настоящей демократии. Потому что, одно дело -
показать эту самую демократию и на этом успокоиться, и другое дело - жить в
условиях демократии.
Вел беседу
Владимир ВОЖИЧ.