Об этом рассказано в сборнике
"Поддельные шедевры", вышедшем в свет ровно полвека назад в Москве, в
издательстве "Советский художник". Нет нужды особо представлять Лувр - этот
мирового значения парижский музей. Он широко известен.
... Хмурым мартовским утром 1896 г. в кабинете директора
Лувра собрались самые именитые в стране ученые, искусствоведы, археологи,
историки, художники. Все с восторженным изумлением
осматривали стоявший в центре стола цилиндрические золотой парадный шлем-тиару
царя древнего скифского государства Сайтоферна.
Оно существовало в V-VII веках до н.э. в Северном Причерноморье (ныне Николаев, Очаков, Одесса).
... Античный художник с великолепным
искусством изобразил и богато украсил резные фигурки древних героев и сцен,
описанных легендарным поэтом Гомером в его "Илиаде" и "Одиссее". Вот скифский
царь охотится на фантастического крылатого змея. Вот его коронует лавровым
венком богиня победы Ника. Стоят в карауле воины. Неподалеку мирно пасутся
овцы, быки, лошади. По всему кругу шлема хорошо просматривается греческая
надпись, гласившая, что это дар царю от жителей города Ольвия.
Был такой в устье Буга, в 30
км от нынешнего Очакова. Впоследствии разрушенный,
разграбленный ордами завоевателей город исчез с лица земли наряду с Херсонесом,
Пантикапеем, другими греческими колониями, поселениями.
Никто из почтенного синклита
ученых мужей не усомнился в подлинности раритета. Матовое сияние чистого
золота, изумительной красоты чеканка вызывали общий восторг. Все, казалось,
подтверждало уникальность находки. Ведь такой нет ни в одной музейной коллекции
мира, утверждали ученые. Она станет украшением Лувра, его гордостью.
На приобретение царского шлема
правительство Франции выделило огромную по тому времени сумму - 200 тыс.
франков. Вскоре новый экспонат занял почетное место в постоянной экспозиции
Лувра. Он неизменно вызывал восторженное удивление и у специалистов-знатоков, и
у рядовых любителей древности из многих стран мира. Гид рассказывала о том, что
царский шлем был извлечен археологами при раскопках чудом уцелевшей, не
разграбленной гробницы, где похоронен царь и его жена. А привезли сокровище в
Париж представители неизвестного маклера из Очакова, не известного в Париже. А
в Очакове все знали боротистых купцов, братьев Гохманов, промышлявших продажей антиквариата. О том, что
тиара не что иное, как талантливая фальсификация, первым заметил русский
ученый, профессор Петербургского университета А. Веселовский. При тщательном
изучении тиары он обнаружил едва заметные несоответствия в исполнении рисунка с
манерой древних живописцев. Его мнение поддержал директор Одесского
археологического музея Адольф Фуртвенглер, другие
ученые из Москвы, Петербурга, Вены. До поры до времени спор носил чисто
академический характер, тем более что достаточно большая группа ученых из
Франции, Германии, России поддерживала идею, что раритет подлинный. Но когда в
марте 1903 г.
в парижской прессе появилось сообщение одного из художников с Монмартра, будто именно он исполнял живописную часть тиары,
разразился настоящий скандал. В него тут же ввязался парижский ювелир. Но
Лифшиц заявил, что над царским шлемом 8 месяцев с утра до ночи работал его
приятель одесский ювелир Рухимовский. Никто не
поверил в его сообщение. Тогда ювелир поехал в Париж, чтобы перед специально
созданной авторитетной комиссией подтвердить свое авторство. Члены комиссии
предложили художнику повторить на память какой-нибудь фрагмент чеканки. Ювелир
блестяще справился с этой задачей, а заодно назвал старинный рецепт сплава, из которого сделан шлем. Потом прямо на глазах у
пораженных членов комиссии отчеканил часть фигурного фриза шлема. Сомнений
больше не было. Дар скифскому царю оказался гениальной подделкой одесского
ювелира. Ким Рухимовский получил деньги на проезд из
Одессы в Париж и обратно и благополучно вернулся домой, на свою родную
Успенскую улицу, где и прожил долгую жизнь.
Сконфуженные музейщики Лувра
спешно убрали фальшивку в запасник, а через некоторое время передали тиару в
музей декоративного искусства. Там она и экспонировалась как прекрасный образец
ювелирного мастерства.
Анна
СЕМЕНОВА, наш соб. корр.
Кишинев