"Сейчас известны правила игры",
- считает президент Московского клуба предпринимателей
"Нам, руководителям малых предприятий, очень не хватает
общения друг с другом. Часто именно благодаря личным контактам мы находим
заказчиков и партнеров по бизнесу. Слышала, что в Москве есть клуб
предпринимателей, хотелось бы узнать о нем поподробнее.
Наталья Турукина, генеральный директор ПСК "Восстановление"
Получив это письмо, мы решили, что узнать поподробнее об
активно действующем объединении предпринимателей захотят многие наши читатели.
Итак, наша собеседница сегодня – президент Московского клуба
предпринимателей ЛЮДМИЛА ЛУНЬКОВА.
- Людмила Александровна, когда одна из наших читательниц
попросила нас подсказать, где можно найти какой-нибудь клуб предпринимателей, и
мы в процессе поиска вышли на одного из членов вашего клуба, он сказал в
разговоре удивительную вещь: "Наш клуб – единственный в Москве".
- Объясню, что он имел в виду. На самом деле клубов немало,
но они совсем другого рода: туда люди приходят отдохнуть, потусоваться.
Взять дорогой коньяк, выкурить трубку с хорошим табаком. Или поучаствовать в
хорошо организованном пикнике. Не могу сказать, что мы противники
развлекательных мероприятий – вместе отмечаем Новый год, день рождения клуба, –
но во главу угла у нас поставлены все же
иные цели. Знаете, я вам процитирую слова Аркадия Лопухова,
нашего учредителя, и вам сразу все станет ясно: "Если я на следующий день после
клубной встречи пришел на работу и не нашел способа повысить свою прибыль,
значит, встреча прошла зря". Для нас обязателен экономический эффект.
- То есть любое заседание – это не просто приятное общение
единомышленников, а вполне конкретный разбор полетов?
- Да, тут и анализ всевозможных ситуаций, и информирование,
и тренинги, и консультирование начинающих. Кроме того, каждый вступающий в клуб
сразу получает базу адресов частных предприятий, среди которых он может найти
как клиентов, так и партнеров.
- В чьей голове родилась идея создания именно делового
клуба?
- Идея носилась в воздухе. Я до этого работала консультантом-маркетологом, контактировала со многими
бизнесменами и не раз слышала от них: нужен клуб, нужно объединение, где мы
могли бы вместе обсуждать свои проблемы. Ведь любой предприниматель, если
вдуматься, по определению достаточно одинокий человек. Да, он может общаться со
своим коллективом, да, у него есть квалифицированные специалисты, способные разрулить многие проблемы. И все же есть масса вещей,
которые он может обсудить только с себе
подобным.
- Например, управленческие модели…
- Да-да, менеджмент, повышение производительности, система
стимулирования – список можно продолжить. Существуют, наконец, ситуации, когда
требуется какое-то неординарное решение, мозговой штурм, и тут опять же помочь
могут не твои сотрудники, а только такие же предприниматели, как ты. Клуб был
создан, когда это стало просто очевидно для тех, кого я знала. Несколько
человек в 2004 году на свои средства организовали объединение, аудитория
которого сейчас составляет 25 тысяч представителей малого и среднего бизнеса по
России и Украине.
- Они все - члены клуба?
- Нет, членов на самом деле немного, тридцать человек, это
люди, которые платят взносы, участвуют в собраниях, помогают решать
организационные и прочие вопросы, связанные с деятельностью клуба. Под аудиторией
я подразумеваю тех, кто подписался на наши электронные рассылки. Не рекламного,
разумеется, свойства, а такие, которые содержат ценную для предпринимателей
информацию. Наверное, правильнее назвать это электронной газетой.
К подобной форме общения мы пришли не сразу. Если говорить
откровенно, сначала мы вообще не знали, каким он должен быть, наш клуб. Как уже
говорилось, опыта позаимствовать было не у кого, так что несколько месяцев мы
только и делали, что собирались и думали, что нам делать. Потом узнали, что
клуб деловой направленности есть в Петербурге, связались с ним, отправились в
гости. Многое для себя почерпнули, тогда же родилась идея электронных рассылок.
И дело пошло! На нас стали активно подписываться, о нас узнали. И в процессе
общения как-то сразу стало ясно, какой должна быть структура клуба. Людей
интересуют юридические вопросы? Давайте организуем
юридическую службу, благо у нас в клубе есть свой юрист, владелец юридической
фирмы Александр Олейник. Проблемы с продвижением товара? А я на что? Буду
давать консультации по маркетингу. Ну, и так далее.
Чуть позже родились диспуты. Простой пример. Предприниматель
хочет получить кредит в банке. Схема его действий, я думаю, ясна: он для начала
расспрашивает своих друзей, знакомых, потом бродит по Интернету, потом
начинается утомительная езда по банкам, знакомство с предлагаемыми продуктами –
в общем, довольно обременительные хлопоты. Мы же всю эту работу делаем за него.
Когда собрана вся необходимая информация, даем ему четкие рекомендации.
- А как проходят упомянутые вами мозговые штурмы?
- О, это то, за что нам обычно бывают
благодарны больше всего! Пример. У бизнесмена, занимающегося спутниковым
Интернетом, дело тормозится из-за отсутствия средств на масштабную рекламу, что
делать? Он приходит на заседание клуба, и тут ему столько идей предлагают! Я
рассказываю реальный случай. Этот человек развил свой бизнес во многом
благодаря помощи коллег.
Позже стали организовывать встречи с успешными
представителями крупного бизнеса, чьи имена на слуху.
В сентябре, к примеру, у нас в гостях будет владелец сети магазинов "Связной"
Максим Ноготков. На подобных встречах присутствуют, как правило, человек 50, но
иногда и до сотни набирается. Могут приходить все желающие. Позже отчет о
прошедшем диалоге получают наши подписчики.
- Встречи у вас проводятся бесплатно. Насколько это
рационально? Может, стоило бы некоторые мероприятия сделать платными, а
вырученные средства направлять на поддержку начинающих предпринимателей или
тех, кто попал в затруднительное положение?
- Мы об этом думали, но пока решили оставить все, как есть.
Вы же знаете: с введением коммерческой
составляющей всегда меняется атмосфера. А мы ею очень
дорожим. Консультации, возможно, станут платными, встречи же, где люди свободно
обмениваются опытом, спорят до хрипоты, вряд ли.
Что же касается финансовой поддержки, то у нас есть очень
интересная форма инвестирования. Любой человек может предложить бизнес-идею для
рассмотрения. Мы собираем предпринимателей, которые разбирают ее по косточкам.
Если замысел покажется перспективным, среди них находится и человек, готовый в
него вложиться. Года два назад таким образом родился
бизнес Марата Елисеева. Парень предложил организовать зимний прокат надувных
"ватрушек" для катания с горок. Сразу нашелся инвестор – Аркадий Лопухов. Надо
сказать, он вообще очень любит помогать другим, и МКП в том виде, в каком он
есть, вряд ли мог бы существовать без него. На его средства были приобретены
первые пять "ватрушек", а дальше Марат смог сам развить дело: на сегодняшний момент
у него пункты проката (сюда добавился еще прокат арбалетов) в пятнадцати парках
города.
А вот еще занятный случай. Молодой человек решил создать
фирму, связанную с компьютерными технологиями. По его подсчетам, на ее открытие
требовалось 20 тысяч долларов. На заседании клуба (такие встречи называются
"Выигрыш – выигрыш") ему один наш опытный товарищ в два счета доказал, что
раскрутить этот бизнес можно не вложив ни рубля, просто на базе домашнего
компьютера. Подробно рассказал, как и что, и сейчас вчерашний студент у нас –
успешный бизнесмен!
- Вообще молодежи много приходит? Соцопросы показывают, что
молодые сегодня охотнее становятся "белыми воротничками", перспектива иметь
собственный бизнес пугает чрезмерной ответственностью.
- Не думаю, что все так плачевно, приходят многие. Но не
надо думать, что каждый из них при известной подготовке способен открыть свое
дело. Предприниматель – это ведь особый склад характера. А
кроме того, есть люди, которые могут годами мечтать, а есть те, кто изначально
настроен на действие, кто приходит и сразу говорит: "Хочу открыть фирму прямо
сейчас, с чего начать?".
- Мне довелось не так давно беседовать с англичанином,
который по роду деятельности должен хорошо знать тенденции мировой экономики, в
том числе экономики России. Удивил тем, что основной нашей проблемой назвал не
коррупцию, как сейчас принято, не чиновничий беспредел,
а отсутствие стремления к кооперации, к объединению у предпринимателей. Он
прав?
- Трудно так с ходу ответить. Определенная доля истины здесь
есть: люди у нас действительно разобщены. Но ситуация начинает потихоньку
меняться. Клубы, подобные нашему, открываются сейчас и
в других городах России – это тоже о чем-то говорит.
- Согласитесь, коллективно легче отстаивать свои интересы,
легче наладить конструктивный диалог с властью. Участвовать в обсуждении
законопроектов, к примеру. А то у нас часто получается так, что митинговать
начинают постфактум, когда какой-нибудь закон, ущемляющий права бизнес-сообщества, уже принят.
- Но со стороны власти тоже должны предприниматься шаги
навстречу. Если бы нас приглашали участвовать в экспертизе готовящихся
законопроектов, мы бы, естественно, не отказались. Но
увы… Часто возникает ощущение, что властные структуры живут своей замкнутой
жизнью, а мы своей. Словом, параллельное сосуществование.
- В целом, на ваш взгляд,
малому и среднему бизнесу сейчас живется легче, чем
в 1990-х?
- Разумеется! Гораздо комфортнее, уютнее. Общая ситуация в
стране стала более стабильной – вот вам и объяснение.
- У нас на страницах газеты предприниматели выступают часто,
и, знаете, негативная оценка действительности все же превалирует. Претензий
много: запутанная система налогообложения, придирки проверяющих органов,
невнятица в нормативных актах.
- Все это правда, но ведь мы договорились сравнивать с
определенным периодом. Так вот: на данный момент жизнь более прогнозируема, и
люди знают правила игры. Представляют, хотя бы приблизительно, за что его могут
"прижать", стараются подстраховаться. А в 90-х правил никаких не было. К любому
могли прийти и сказать: "У тебя тут нарушения, фирму закрываем". Мне
рассказывали много таких историй, говорили: "Мы показали им закон, в
соответствии с которым у нас все сделано, а они нам в ответ достали другой
закон, по которому мы нарушители. И при этом совершенно непонятно, какой из них
"правильный". Спорить бесполезно, потому что не знаешь, кто они вообще –
действительно чиновники или бандиты".
Кроме того, на данный момент гораздо больше людей, так или
иначе участвующих в производстве, – тоже хороший показатель. В 90-е же все
занимались только торговлей. Иллюстрацией тут может служить история самого
Аркадия Лопухова. Начинал он как обычный поставщик
индийского текстиля, работал по принципу: что фабрика производит, то и будем
продавать. А теперь он диктует фабрикам: что, как и в каком количестве
производить. Плюс к тому его фирма сама делает дизайн, так
что шьют именно по его лекалам.
- Значит, тенденции оптимистичные?
- Даже не сомневайтесь!
Татьяна Шидловская