ИНТЕРВЬЮ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
ИНТЕРВЬЮ

"Сейчас известны правила игры",

- считает президент Московского клуба предпринимателей

"Нам, руководителям малых предприятий, очень не хватает общения друг с другом. Часто именно благодаря личным контактам мы находим заказчиков и партнеров по бизнесу. Слышала, что в Москве есть клуб предпринимателей, хотелось бы узнать о нем поподробнее.

Наталья Турукина, генеральный директор ПСК "Восстановление"

Получив это письмо, мы решили, что узнать поподробнее об активно действующем объединении предпринимателей захотят многие наши читатели. Итак, наша собеседница сегодня – президент Московского клуба предпринимателей  ЛЮДМИЛА ЛУНЬКОВА.

 

- Людмила Александровна, когда одна из наших читательниц попросила нас подсказать, где можно найти какой-нибудь клуб предпринимателей, и мы в процессе поиска вышли на одного из членов вашего клуба, он сказал в разговоре удивительную вещь: "Наш клуб – единственный в Москве".

- Объясню, что он имел в виду. На самом деле клубов немало, но они совсем другого рода: туда люди приходят отдохнуть, потусоваться. Взять дорогой коньяк, выкурить трубку с хорошим табаком. Или поучаствовать в хорошо организованном пикнике. Не могу сказать, что мы противники развлекательных мероприятий – вместе отмечаем Новый год, день рождения клуба, – но во главу угла у нас  поставлены все же иные цели. Знаете, я вам процитирую слова Аркадия Лопухова, нашего учредителя, и вам сразу все станет ясно: "Если я на следующий день после клубной встречи пришел на работу и не нашел способа повысить свою прибыль, значит, встреча прошла зря". Для нас обязателен экономический эффект.

- То есть любое заседание – это не просто приятное общение единомышленников, а вполне конкретный разбор полетов?

- Да, тут и анализ всевозможных ситуаций, и информирование, и тренинги, и консультирование начинающих. Кроме того, каждый вступающий в клуб сразу получает базу адресов частных предприятий, среди которых он может найти как клиентов, так и партнеров.

- В чьей голове родилась идея создания именно делового клуба?

- Идея носилась в воздухе. Я до этого работала консультантом-маркетологом, контактировала со многими бизнесменами и не раз слышала от них: нужен клуб, нужно объединение, где мы могли бы вместе обсуждать свои проблемы. Ведь любой предприниматель, если вдуматься, по определению достаточно одинокий человек. Да, он может общаться со своим коллективом, да, у него есть квалифицированные специалисты, способные разрулить многие проблемы. И все же есть масса вещей, которые он может обсудить только с себе подобным.

- Например, управленческие модели…

- Да-да, менеджмент, повышение производительности, система стимулирования – список можно продолжить. Существуют, наконец, ситуации, когда требуется какое-то неординарное решение, мозговой штурм, и тут опять же помочь могут не твои сотрудники, а только такие же предприниматели, как ты. Клуб был создан, когда это стало просто очевидно для тех, кого я знала. Несколько человек в 2004 году на свои средства организовали объединение, аудитория которого сейчас составляет 25 тысяч представителей малого и среднего бизнеса по России и Украине.

- Они все - члены клуба?

- Нет, членов на самом деле немного, тридцать человек, это люди, которые платят взносы, участвуют в собраниях, помогают решать организационные и прочие вопросы, связанные с деятельностью клуба. Под аудиторией я подразумеваю тех, кто подписался на наши электронные рассылки. Не рекламного, разумеется, свойства, а такие, которые содержат ценную для предпринимателей информацию. Наверное, правильнее назвать это электронной газетой.

К подобной форме общения мы пришли не сразу. Если говорить откровенно, сначала мы вообще не знали, каким он должен быть, наш клуб. Как уже говорилось, опыта позаимствовать было не у кого, так что несколько месяцев мы только и делали, что собирались и думали, что нам делать. Потом узнали, что клуб деловой направленности есть в Петербурге, связались с ним, отправились в гости. Многое для себя почерпнули, тогда же родилась идея электронных рассылок. И дело пошло! На нас стали активно подписываться, о нас узнали. И в процессе общения как-то сразу стало ясно, какой должна быть структура клуба. Людей интересуют юридические вопросы? Давайте организуем юридическую службу, благо у нас в клубе есть свой юрист, владелец юридической фирмы Александр Олейник. Проблемы с продвижением товара? А я на что? Буду давать консультации по маркетингу. Ну, и так далее.

Чуть позже родились диспуты. Простой пример. Предприниматель хочет получить кредит в банке. Схема его действий, я думаю, ясна: он для начала расспрашивает своих друзей, знакомых, потом бродит по Интернету, потом начинается утомительная езда по банкам, знакомство с предлагаемыми продуктами – в общем, довольно обременительные хлопоты. Мы же всю эту работу делаем за него. Когда собрана вся необходимая информация, даем ему четкие рекомендации.

- А как проходят упомянутые вами мозговые штурмы?

- О, это то, за что нам обычно бывают благодарны больше всего! Пример. У бизнесмена, занимающегося спутниковым Интернетом, дело тормозится из-за отсутствия средств на масштабную рекламу, что делать? Он приходит на заседание клуба, и тут ему столько идей предлагают! Я рассказываю реальный случай. Этот человек развил свой бизнес во многом благодаря помощи коллег.

Позже стали организовывать встречи с успешными представителями крупного бизнеса, чьи имена на слуху. В сентябре, к примеру, у нас в гостях будет владелец сети магазинов "Связной" Максим Ноготков. На подобных встречах присутствуют, как правило, человек 50, но иногда и до сотни набирается. Могут приходить все желающие. Позже отчет о прошедшем диалоге получают наши подписчики.

- Встречи у вас проводятся бесплатно. Насколько это рационально? Может, стоило бы некоторые мероприятия сделать платными, а вырученные средства направлять на поддержку начинающих предпринимателей или тех, кто попал в затруднительное положение?

- Мы об этом думали, но пока решили оставить все, как есть. Вы же знаете: с  введением коммерческой составляющей всегда меняется атмосфера. А мы ею очень дорожим. Консультации, возможно, станут платными, встречи же, где люди свободно обмениваются опытом, спорят до хрипоты, вряд ли.

Что же касается финансовой поддержки, то у нас есть очень интересная форма инвестирования. Любой человек может предложить бизнес-идею для рассмотрения. Мы собираем предпринимателей, которые разбирают ее по косточкам. Если замысел покажется перспективным, среди них находится и человек, готовый в него вложиться. Года два назад таким образом родился бизнес Марата Елисеева. Парень предложил организовать зимний прокат надувных "ватрушек" для катания с горок. Сразу нашелся инвестор – Аркадий Лопухов. Надо сказать, он вообще очень любит помогать другим, и МКП в том виде, в каком он есть, вряд ли мог бы существовать без него. На его средства были приобретены первые пять "ватрушек", а дальше Марат смог сам развить дело: на сегодняшний момент у него пункты проката (сюда добавился еще прокат арбалетов) в пятнадцати парках города.

А вот еще занятный случай. Молодой человек решил создать фирму, связанную с компьютерными технологиями. По его подсчетам, на ее открытие требовалось 20 тысяч долларов. На заседании клуба (такие встречи называются "Выигрыш – выигрыш") ему один наш опытный товарищ в два счета доказал, что раскрутить этот бизнес можно не вложив ни рубля, просто на базе домашнего компьютера. Подробно рассказал, как и что, и сейчас вчерашний студент у нас – успешный бизнесмен!

- Вообще молодежи много приходит? Соцопросы показывают, что молодые сегодня охотнее становятся "белыми воротничками", перспектива иметь собственный бизнес пугает чрезмерной ответственностью.

- Не думаю, что все так плачевно, приходят многие. Но не надо думать, что каждый из них при известной подготовке способен открыть свое дело. Предприниматель – это ведь особый склад характера. А кроме того, есть люди, которые могут годами мечтать, а есть те, кто изначально настроен на действие, кто приходит и сразу говорит: "Хочу открыть фирму прямо сейчас, с чего начать?".

- Мне довелось не так давно беседовать с англичанином, который по роду деятельности должен хорошо знать тенденции мировой экономики, в том числе экономики России. Удивил тем, что основной нашей проблемой назвал не коррупцию, как сейчас принято, не чиновничий беспредел, а отсутствие стремления к кооперации, к объединению у предпринимателей. Он прав?

- Трудно так с ходу ответить. Определенная доля истины здесь есть: люди у нас действительно разобщены. Но ситуация начинает потихоньку меняться. Клубы, подобные нашему, открываются сейчас и в других городах России – это тоже о чем-то говорит.

- Согласитесь, коллективно легче отстаивать свои интересы, легче наладить конструктивный диалог с властью. Участвовать в обсуждении законопроектов, к примеру. А то у нас часто получается так, что митинговать начинают постфактум, когда какой-нибудь закон, ущемляющий права бизнес-сообщества, уже принят.

- Но со стороны власти тоже должны предприниматься шаги навстречу. Если бы нас приглашали участвовать в экспертизе готовящихся законопроектов, мы бы, естественно, не отказались. Но увы… Часто возникает ощущение, что властные структуры живут своей замкнутой жизнью, а мы своей. Словом, параллельное сосуществование.

- В целом, на ваш взгляд,  малому и среднему бизнесу сейчас живется легче, чем

 в 1990-х?

- Разумеется! Гораздо комфортнее, уютнее. Общая ситуация в стране стала более стабильной – вот вам и объяснение.

- У нас на страницах газеты предприниматели выступают часто, и, знаете, негативная оценка действительности все же превалирует. Претензий много: запутанная система налогообложения, придирки проверяющих органов, невнятица в нормативных актах.

- Все это правда, но ведь мы договорились сравнивать с определенным периодом. Так вот: на данный момент жизнь более прогнозируема, и люди знают правила игры. Представляют, хотя бы приблизительно, за что его могут "прижать", стараются подстраховаться. А в 90-х правил никаких не было. К любому могли прийти и сказать: "У тебя тут нарушения, фирму закрываем". Мне рассказывали много таких историй, говорили: "Мы показали им закон, в соответствии с которым у нас все сделано, а они нам в ответ достали другой закон, по которому мы нарушители. И при этом совершенно непонятно, какой из них "правильный". Спорить бесполезно, потому что не знаешь, кто они вообще – действительно чиновники или бандиты".

Кроме того, на данный момент гораздо больше людей, так или иначе участвующих в производстве,  –  тоже хороший показатель. В 90-е же все занимались только торговлей. Иллюстрацией тут может служить история самого Аркадия Лопухова. Начинал он как обычный поставщик индийского текстиля, работал по принципу: что фабрика производит, то и будем продавать. А теперь он диктует фабрикам: что, как и в каком количестве

производить. Плюс к тому его фирма сама делает дизайн, так что шьют именно по его лекалам.

- Значит, тенденции оптимистичные?

- Даже не сомневайтесь!

Татьяна Шидловская

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>