"Роковые яйца", "Барак",
"Траектория бабочки", "Трое против всех", "Кармелита" - во всех этих картинах
снималась актриса Ирина СЕНОТОВА. Но главная ее роль на сегодня – Люба, старшая
дочь четы Лобовых в "долгоиграющем" сериале "Любовь как любовь".
- Ирина, до сериала "Любовь как
любовь" вам приходилось играть таких жутких злодеек.
Кто же открыл вас в этом амплуа?
- Еще учась в Щукинском театральном
училище, я сыграла королеву Елизавету в спектакле "Да здравствует королева,
виват!", которая, как вам известно, убивает бедную Марию Стюарт. Потом был
спектакль Димы Астрахана "Удалой молодец – гордость
Запада", где у меня тоже была отнюдь не положительная роль. В сериале "Трое
против всех" моя тетя Маша изводит троих малолетних детей, оставшихся без
родителей, чтобы завладеть их квартирой. Эта роль, судя по всему, мне так
удалась, что у зрителей вызвала настоящую ненависть к моей героине. Но главную
свою злодейку я сыграла в "Сталинских ведьмах" Тимура Мчхеидзе. Моя героиня, малолетняя девчонка, которая из-за
своей страсти убивает ни много ни мало 80 человек.
Раньше, когда ссорились, муж говорил: "Недаром ты настоящих ведьм играешь!"
Может, это оттого, что у меня такой жестковатый, напористый характер, говорю
отрывисто, быстро.
- В сериале "Кармелита" ваша
Тамара Астахова тоже злыдня, та еще штучка…
- Да, моя Тамара считает, что цель оправдывает абсолютно
любые средства. Я именно такой ее и играла, может, поэтому зрители тоже
ненавидели мою героиню, чему я очень рада. Во время показа "Кармелиты" дочка
этот сериал не смотрела, говорила: "Мама, ну что же ты играешь такую мерзкую
тетку? У нас в школе все ужасаются тому, что ты творишь". Кстати, на эту роль
меня утвердили сразу же, практически без проб.
- Кто же разрушил стереотип злодейки, пригласив вас в сериал "Любовь как любовь"?
- Режиссер Александр Назаров. Он знал меня еще по
театральным работам. Моя героиня Любочка – человек
положительный, глубоко нравственный, семейный, очень совестливый. Иногда на
съемках я просила: "Да снимите с меня эти крылья, невозможно играть такую
положительную женщину!" А режиссер мне отвечал: "Ира, такие люди на свете есть,
хотя их очень мало. Ты должна так пронести свой образ, чтобы зритель поверил
твоей Любе". Вот такого человека я сыграла впервые в своей актерской жизни.
- В каком фильме вы снялись
впервые?
- Это была картина режиссера Салтыкова "За все
заплачено". Я тогда еще училась на втором курсе театрального училища. Фильм был
об Афгане – первое откровенное кино о том, что на
самом деле происходило в Афганистане. Я играла журналистку.
- Салтыков очень придирчиво
отбирал актеров на роли: это был режиссер "экстра-класса", достаточно вспомнить
его "Председателя" с Михаилом Ульяновым в главной роли.
- Помню, когда впервые попала к нему на кинопробы, он,
увидев, что у меня трясутся коленки, сказал: "Ты расслабься, я просто хочу
посмотреть, как ты слушаешь партнера". Уж и не помню, как я слушала своего
партнера, известного артиста, который мне что-то рассказывал, но в итоге меня
взяли, а его не утвердили.
- То, что вы стали актрисой,
случайность?
- Нет, это было моей мечтой. Хотя семья у меня совсем не
актерская и к творчеству отношения не имеет. Мама, Галина Евгеньевна, бухгалтер-экономист,
отец, Анатолий Михайлович, инженер-механик. Когда мне было лет семь, я сказала:
"Мама, я буду учиться в Щукинском театральном
училище". Вы помните, раньше выпускали фотографии актеров, и на оборотной
стороне писали, когда они родились, что окончили? У меня была фотография Андрея
Миронова, которая и вдохновила тоже стать актрисой. Из Ижевска, где мы жили, я
ездила в Москву после восьмого и девятого классов поступать в театральные
училища, так сказать, тренировалась. Окончив школу, легко поступила туда, куда
хотела: в Щукинское театральное училище.
- Как складывалась жизнь после
окончания института?
- Вышла замуж за своего однокурсника эстонца Вернера Оамера, с которым начали встречаться со второго курса. С
работой все складывалось благополучно. У меня был выбор: поступать в
"Современник" или в Театр имени Вахтангова. Но я мечтала работать в своем
любимом БДТ, и мы уехали в Санкт-Петербург, где
проработали семь лет.
- Почему же все-таки вернулись
в Москву?
- Когда родилась дочка, врачи заявили, что петербургский
климат ей абсолютно не подходит. И мы уехали в Москву, где нас никто не ждал.
Это был 1997 год. У нас не было ни работы, ни денег. Буквально спас Андрей
Александрович Гончаров, который взял нас на работу и отдал нам свои две комнаты
на даче в Серебряном Бору, где мы прожили пять лет. Я играла в последнем
спектакле Андрея Александровича "Дети Ванюшина" колченогую
Клавдию, потом он занял меня в "Норе". Затем получилось, что я помогала мужу на
показе в "Современник". Галина Борисовна Волчек прямо на показе предложила мне
роль Маши в "Трех сестрах". Отыграла здесь сезон. А потом произошла страшная
история. После неудачной операции у меня отказали ноги, полтора года пришлось
ходить на костылях. Естественно, из театра пришлось уйти, муж тоже нигде не
работал, потому что за мной надо было ухаживать, водить дочку в школу. Чтобы
заработать на жизнь, Вернер разгружал вагоны, снимался в рекламе, подрабатывал
грузчиком. Врачи не могли мне помочь, предлагали группу по инвалидности, но я
отказалась.
- И что же вам помогло?
- Я была уверена, что есть человек, который сможет мне
помочь. И я искала целителя. Когда узнавала, что в каком-то городе он есть,
ехала туда. Так добралась до Астрахани. И там мне помогли, поставили на ноги.
- Страдали от отчаяния?
- Всякое было. Но есть ведь выражение "Не гневи Бога".
Конечно, очень тяжело было в 33 года сознавать, что ты инвалид, потому что у
меня было столько внутренних сил, внутренней энергии. Как-то шла в метро на
костылях, и вдруг на меня нахлынула такая всепоглощающая жалость к себе, что
захотелось заорать: "За что же мне такое?" И вдруг увидела молодого парня,
который сидел возле стены. У него не было ног, и проходившие мимо люди кидали в
стоящую рядом с ним коробку деньги. У парня было спокойное лицо, в ярко-синих
глазах светилась какая-то мудрость. И тогда я сказала себе: "Вот человек,
который уже ничем себе помочь не сможет. А ты можешь еще вылечиться, можешь
снова вернуться в свою профессию". И я сделала все, чтобы это произошло.
- Вы ведь продолжаете играть в
театре?
- Да. Когда Оля Дроздова ушла в декретный отпуск, мне
предложили снова играть Машу в "Трех сестрах". И вот с февраля нынешнего года я
занята в этом спектакле.
- Сколько лет вашему семейному
союзу?
- В этом году исполняется 20 лет.
- Вернер по-прежнему продолжает
играть в театре?
- Нет, из театра он ушел, сейчас на ДТВ ведет передачу
"Жулики".
- У мужа нет профессиональной
зависти к тому, что вы снимаетесь больше него?
- У него очень спокойный, сдержанный, терпеливый
характер. Он всегда разделяет семью и творческие амбиции.
- Где дочка учится, чем
увлекается?
- Маше 14 лет, она учится в театральной школе № 123,
хочет стать актрисой, посещает и танцевальную студию. Ей было 6 лет, когда она
впервые снялась в фильме Гарика Сукачева "Праздник", где сыграла главную роль.
Маруся буквально зажглась съемками, ей все очень нравилось. В 12 лет она
снялась в фильме "Кожа саламандры": сыграла дочку главного героя, роль которого
исполнил Александр Збруев. Ее партнером был также Валерий Гаркалин.
Ей очень повезло, я считаю. Но и Маруська играла, по-моему, тоже достойно.
Недавно мы с дочкой впервые снялись в одной картине, причем сыграли мать и
дочь. Это сериал "Служба доверия".
- А с мужем на одной съемочной
площадке не пересекались?
- В сериале "Любовь как любовь" у нас было несколько
совместных сцен.
- Рождение дочери, материнство
изменило ваше мироощущение?
- Думаю, да. Помню, в первый год после рождения у дочери
были большие проблемы со здоровьем. У меня были тяжелые роды, и у ребенка
отказали ножки, в десять дней ее пришлось заковывать в гипс. Это для меня было
так страшно тяжело, что для себя я вывела главное правило: дороже жизни ничего
нет. А это меняет систему ценностей.
- Квартирный вопрос решили?
- Слава Богу, пять лет назад удалось купить двухкомнатную
квартиру. Большую часть заработали сами, а недостающие дала мама. Так что крыша
над головой есть.
Леонид ГУРЕВИЧ.