ЗАБАСТОВКА - РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА ИЛИ ОБОСТРЕНИЕ СИТУАЦИИ?
|
В России, по данным официальной статистики, отмечается спад забастовочного движения: если в 2004 году было отмечено 6 тыс. акций протеста с участием 195 тыс. человек, то в 2007 году – всего 2 забастовки с участием тысячи человек. Что стоит за цифрами статистики – реальное улучшение условий труда или переход проблем в скрытую форму? Чем современные забастовки отличаются от стачек 90-х годов? Наконец, является ли забастовка эффективным инструментом разрешения конфликтов на предприятии, или лучше идти путем переговоров? Эти вопросы были подняты участниками дискуссии «Ренессанс забастовочного движения в России», которая состоялась в среду, 6 февраля, в пресс-центре ИА «Росбалт».
Директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий считает, что сегодняшняя ситуация примечательна не столько снижением количества забастовок, сколько изменением их характера. Стачки 90-х гг. были, по сути, «голодными бунтами», когда сотрудники компаний требовали выплаты уже отработанной заработной платы, причем такие акции, как правило, были стихийными. Забастовки 2006-2007 гг. являются продуктом экономического развития страны. «Началась борьба за перераспределение результатов роста экономики», - полагает Б.Кагарлицкий. Современные забастовки происходят на предприятиях конкретного типа: это средние успешно работающие компании с относительно молодым коллективом, сформировавшиеся за время экономического роста и, как правило, с иностранным капиталом. Условия работников таких предприятий во многом приближены к западным, и сами сотрудники могут сравнить их с условиями на таких же предприятиях в других странах.
Б.Кагарлицкий считает, что незначительное количество протестных акций на предприятиях вовсе не свидетельствует о том, что так невелико в стране число недовольных. Напротив, он уверен, что у большинства российских предприятий есть подобные проблемы, однако они «загнаны под ковер и могут вырваться самым неожиданным образом».
Глубинные причины такой ситуации – в несовершенстве российского законодательства и проблемах правоприменительной практики. Как рассказал заместитель председателя Федерации независимых профсоюзов России Олег Нетеребский, основная проблема состоит в том, что в России практически невозможно провести забастовку: она признается судом незаконной практически в 100% случаев по совершенно формальным основаниям.
В то же время он считает забастовку крайней мерой сотрудников предприятия в борьбе за свои права и полагает, что этот инструмент следует использовать очень осторожно. Оптимальным путем разрешения трудовых конфликтов О.Нетеребский видит заключение коллективных договоров на приемлемых для работников условиях путем переговоров.
Основной причиной, по которой сегодня в России складывается ситуация, когда работники компаний вынуждены идти на крайние меры, он считает нежелание руководства предприятий допускать сотрудников к решению вопросов управления, прежде всего – в денежную сферу. «Основная проблема российских работодателей – неумение делиться», - уверен О.Нетеребский.
Более того, работодатели, по крайней мере пока, вовсе не настроены идти на уступки по отношению к своим сотрудникам. Как считает президент Конфедерации труда России Александр Шепель, работодатели научились игнорировать забастовки: наиболее распространена как раз так практика, о которой говорил О.Нетеребский, – работодатели просто добиваются решения суда о незаконности забастовки, благо сделать это по нашим законам не представляет особого труда. Однако порой собственники компаний действуют более радикально, выгоняя профсоюзные организации с территории предприятий. «Все это закладывает большие проблемы для ближайшего будущего», - полагает он.
Председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности Иван Мохначук считает, что в ближайшие 2-4 года протестные движения в России будут сокращаться. По его словам, сегодня у многих работников еще сохраняется советский менталитет: они боятся протестовать и отстаивать свои права. И пока эта ситуация не изменится, не стоит рассчитывать и на изменение общей обстановки в стране. При этом И.Мохначук считает, что решать проблему необходимо комплексно: важно не только изменить понимание работником его места в процессе производства, но и создать на властном уровне структуру, занимающуюся регулированием трудовых отношений. «Пока не появится министерство труда, изменений будет мало», - уверен он.
Позицию работодателей представил заместитель исполнительного директора Объединения автопроизводителей России Алексей Сереженков. Он обратил внимание на необходимость партнерства работодателя и работников, подчеркнув, что от эффективного взаимодействия выиграют обе стороны, тогда как от обострения ситуации проиграют все. «Важно найти точки соприкосновения и делать то, что возможно. Давайте стараться договариваться», - призвал он к сотрудничеству представителей профсоюзов.
Подводя итог дискуссии, директор Центра социально-трудовых прав Елена Герасимова заметила, что сегодня, действительно, качество забастовок в России изменилось: работники уже не требует отдать им то, что им принадлежит по праву, а хотят изменения условий труда. По ее словам, количество протестных акций в России за прошедший год было действительно невелико, хотя и не 2, как утверждает Росстат, а минимум 40. В то же время она считает, что эти акции «дорогого стоят»: «Люди учатся проявлять свою позицию».
По словам Е.Герасимовой, основной вопрос, который волнует сегодня работников в России, - это повышение заработной платы, однако работодатели готовы обсуждать со своими сотрудниками что угодно, только не это. «Реальные возможности влиять на размер зарплаты очень ограниченны, работодатели будут прислушиваться к работникам, только когда те смогут что-либо им противопоставить», - таково мнение директора Центра социально-трудовых прав.
Затронув вопрос несовершенства законодательной базы в данной области, она подчеркнула, что сегодня в стране созданы условия, дающие возможность работодателям уходить от решения трудовых конфликтов: это позволяет сделать и законодательство, и сложившаяся судебная практика. «Если этого не изменить, неизбежен рост забастовочного движения в России», - таков вердикт Е.Герасимовой.
/ИА "Альянс Медиа"/
|
|

|

|

|
|
|