Согласно подпункту 2 пункта 7 статьи 254 Налогового кодекса
РФ к материальным расходам для целей налогообложения приравниваются потери от
недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке
материально-производственных запасов в пределах норм естественной убыли,
утвержденных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок утверждения норм естественной убыли определен
Постановлением Правительства РФ от 12.11.2002 № 814 «О порядке утверждения норм
естественной убыли при хранении и транспортировке материально-производственных
запасов», где в пункте 2 указано, что разработка и утверждение норм
естественной убыли при хранении и транспортировке материально-производственных
запасов по продовольственным товарам в сфере торговли и общественного питания
осуществляются Министерством экономического развития и торговли Российской
Федерации.
Согласно Методическим рекомендациям по разработке норм
естественной убыли, утвержденным Приказом Мин-экономразвития РФ от 31.03.2003 №
95, под естественной убылью товарно-материальных ценностей следует понимать
потерю (уменьшение массы товара при сохранении его качества в пределах
требований (норм), устанавливаемых нормативными правовыми актами), являющуюся
следствием естественного изменения биологических и (или) физико-химических
свойств товаров. Норма естественной убыли, применяющаяся при транспортировке
товарно-материальных ценностей, является допустимой величиной безвозвратных
потерь (естественной убыли), которую следует определять путем сопоставления
массы товара, указанной отправителем (изготовителем) в сопроводительном
документе, с массой товара, фактически принятой получателем.
В настоящее время нормы естественной убыли при
транспортировке продовольственных товаров автомобильным транспортом
Министерством экономического развития РФ не утверждены.
До утверждения норм естественной убыли в порядке,
установленном подпунктом 2 пункта 7 статьи 254 Налогового кодекса Российской
Федерации, применяются нормы естественной убыли, утвержденные ранее
соответствующими федеральными органами исполнительной власти (статья 7
Федерального закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую
Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты Российской
Федерации о налогах и сборах»).
Таким образом, при перевозке продовольственных товаров
автомобильным транспортом следует применять нормы естественной убыли,
утвержденные Письмом Министерства торговли РСФСР от 21.05.1987 № 085.
Исходя из описания ситуации, при транспортировке вашей
организацией продовольственных товаров образуются потери вследствие раструски,
раскрошки, распыла и россыпи товара по полу кузова машины.
Из устной беседы с представителями вашей организации стало
известно, что потери, возникающие вследствие россыпи товара по полу кузова
машины, образуются из-за повреждения упаковки перевозимого товара.
Нормы естественной убыли, установленные указанным выше
письмом, применяются при возмещении потерь, образующихся вследствие усушки,
выветривания, раструски, распыла, раскрошки и утечки товаров. В указанные нормы
не включены потери, образующиеся вследствие повреждения тары (пункт 2
Инструкции по применению норм естественной убыли продовольственных товаров
при транспортировке автомобильным и гужевым транспортом, утвержденной Письмом
Министерства торговли РСФСР от 21.05.1987 № 085).
Т.е. для потерь, образующихся при повреждении упаковки
продовольственных товаров, указанные нормы естественной убыли не применяются.
Из перечисленных вами продовольственных товаров, а именно
макаронных изделий, крупы, кукурузных палочек, колечек и хлебцев, нормы
естественной убыли при перевозке автомобильным транспортом установлены только
для макаронных изделий и крупы (Приложение 10 к Письму Министерства торговли
РСФСР от 21.05.1987 № 085).
Для кукурузных палочек, колечек и хлебцев нормы естественной
убыли при перевозке их автомобильным транспортом не утверждены.
По вопросу включения в расходы по налогу на прибыль потерь
по тем категориям продукции, для которых нормы естественной убыли не
утверждены, существует две позиции.
Позиция финансовых органов заключается в том, что такие
потери при расчете налога на прибыль учитывать нельзя (Письмо Минфина России от
21.06.2006 № 03-03-04/1/538, Письмо УФНС России по г. Москве от 17.01.2007 №
20-12/004115).
В то же время есть примеры судебных решений, в которых говорится,
что неутверждение органами власти норм естественной убыли не лишает
налогоплательщика права на учет соответствующих расходов (Постановление ФАС
Северо-Западного округа от 02.07.2008 по делу № А05-6193/2007).
Таким образом, в целях исчисления налога на прибыль при
транспортировке макаронных изделий и крупы по потерям в виде раструски,
раскрошки и распыла при определении норм естественной убыли следует
руководствоваться Письмом Министерства торговли РСФСР от 21.05.1987 № 085.
Нормы естественной убыли при транспортировке кукурузных
палочек, колечек и хлебцев, а также в случаях россыпи товара по полу кузова
машины из-за повреждения упаковки не утверждены, а значит, включение данных
потерь в расходы по налогу на прибыль связано со значительными налоговыми рисками.
На вопросы отвечали специалисты департамента налогового и
финансового консалтинга АКГ «Интерком-Аудит» (BKR).