Министерство внутренних дел издало приказ рекомендательного характера и разработало типовое положение, позволяющие любому региону обзавестись отделом дорожной милиции - специальным подразделением, которое будет бороться с преступностью на автотрассах. В восьми областях (в том числе, в Московской, Владимирской, Ленинградской) уже сделаны такие попытки - правда, пока довольно робкие. А в Краснодарском крае вот уже шесть лет вполне успешно, если судить по проценту раскрываемости дорожных преступлений, действует полноценный отдел милиции, обслуживающий федеральную автодорогу "Кавказ". Создавался он в порядке эксперимента и, как считают в экспертной комиссии МВД по передовому опыту, себя оправдал.
Автотрассы давно превратились в зону повышенной опасности. Водители большегрузов уже лет десять, как не рискуют без крайней нужды останавливаться посреди большой дороги: путешественник всегда везет энную сумму денег на бензин. И легко может стать добычей даже случайно оказавшихся поблизости сельских жителей, пребывающих в минорном настроении по причине отсутствия работы и зарплаты. Не случайно ближе к вечеру вдоль дорог у постов ГИБДД выстраиваются длинные вереницы "дальнобоев": присутствие стражей порядка сулит безопасность.
Отдельная статья - ценный груз. Это уже объект квалифицированного разбоя. Причастные к таким преступлениям люди имеют сеть информаторов в фирмах-отправителях и грузополучателях, пользуются скоростным автотранспортом, автоматическим оружием, часто милицейским камуфляжем и располагают налаженными каналами сбыта больших партий товара.
Несмотря на то, что по статистике на дорогах совершается не более одного процента от общего количества грабежей и разбоев, общественная опасность и уровень материального ущерба здесь - выше среднего. Ко всему прочему, значительная часть российского рынка грузоперевозок приходится на долю иностранных компаний, так что страдает еще и престиж государства.
Четверть всех дорожных грабежей и разбоев приходится на Ставропольский край, Ростовскую, Свердловскую и Московскую области. Не далее как в мае в Подмосковье недалеко от села Ям Домодедовского района грузовик "Сааб-Скания" с оргтехникой на 34 тыс. долл. остановили трое. Один, кстати, был в милицейской форме... Пустой грузовик нашли потом в Раменском. Грабителей муровцы взяли через две недели в момент сбыта оргтехники на одном из рынков. По этому делу проходят девять участников этнической организованной преступной группировки во главе с неким Квалисьяном. За ней числится около десятка аналогичных преступлений - группа имела конкретную специализацию.
Начальник седьмого отдела главного управления угрозыска МВД России полковник Яковлев считает: создание дорожных отделов милиции позволяет следить за порядком не только на дороге, но и по всей инфраструктуре трассы:
- Дорожное полотно не существует само по себе. Есть еще стоянки, заправочные станции, придорожные кафе и ремонтные мастерские. В Краснодарском крае на этом фронте консолидировали усилия нескольких подразделений: по борьбе с экономической преступностью, угрозыск и, разумеется, ГИБДД.
Именно со стороны ГИБДД слышны основные возражения против появления дорожной милиции. Там считают, что у дороги должен быть один хозяин. В том, кто имеется в виду, сомневаться не приходится. Преобразование ГАИ в ГИБДД сопровождалось резким ограничением количества служб, имеющих право вести проверки на дорогах. Сегодня этим могут заниматься только транспортная инспекция и российское дорожное агентство, да и то возле стационарных постов ГИБДД. Сами инспектора тоже имеют право останавливать водителей для проверки документов и досмотра только на стационарных постах, что, впрочем, не мешает им караулить с радаром в придорожных кустах. Но если следовать не приказу, а закону "О милиции", тормозить транспорт может любой сотрудник милиции и где сочтет нужным.
Инициатива МВД наталкивает налогоплательщиков на мысль о дополнительных бюджетных средствах, которые пойдут на создание структур, если краснодарский опыт получит широкое распространение. Впрочем, пока о дополнительном финансировании речь не идет: трассы предполагается обслуживать за счет перераспределения штата территориальных подразделений. В первую очередь на федеральных дорогах с наиболее высоким уровнем преступности. /"Время МН", 21 июля/