Сети фаст-фудов смещаются на все более низкие ценовые ниши. На российском рынке самого дешевого общепита, заполненном до сих пор безымянными пирожками, беляшами и хот-догами, появляются первые брэнды. Мало того, пирожки "Ням-ням" уже начинают путь в регионы, тесня местную кустарную продукцию.
Игорь Чепенко, директор фирмы "Валентайн-2000", до кризиса открыл небольшую риэлторскую контору. В конце прошлого года он был вынужден ее закрыть и решил заняться производством. Для начала Чепенко с семьей (сейчас в фирме работают восемь человек - все близкие родственники Чепенко) открыл 10 киосков с пирожками, замороженные полуфабрикаты для которых покупались у других фирм. Через три месяца уже была построена собственная линия по производству этих полуфабрикатов. Теперь эта фабрика выпускает половину всех слоеных пирожков в Москве.
По словам Чепенко, идея заняться этим бизнесом пришла ему в голову в Германии, где он увидел аналогичные "пирожковые" при бензозаправках. Технология проста: на фабрике делаются пирожки из слоеного теста с различной (25 видов) начинкой, которые замораживаются до минус 25 градусов и в замороженном виде поставляются в киоски, каждый из которых оснащен холодильником и печью. Пирожки выпекаются прямо в киоске и к покупателям (30 - 40% которых, по словам Чепенко, составляют школьники и студенты) попадают еще горячими.
Совокупные вложения "Валентайна" в проект составили около $300 000. Сейчас компания ежедневно производит уже до 70 000 пирожков-полуфабрикатов, продаваемых в рознице по 6 - 8 руб. До собственных киосков доходит 50 - 65% пирожков: продукцию у "Валентайна" покупают еще около 40 киосков, кафе и другие заведения общепита.
Брэнд "Ням-ням" Чепенко придумал для своих киосков полгода назад. После этого сеть начала расти гораздо быстрее за счет других предпринимателей, решивших работать под этой вывеской. Сейчас в сети "Ням-Ням" 60 киосков, только половина из которых принадлежит "Валентайну". "Наша ниша - между более дорогим фаст-фудом и дешевой безбрэндовой продукцией: пирожками, беляшами, хот-догами и т. д. ", - говорит Чепенко.
Правда, на эту нишу претендует еще и фирма "Автохолод", которая до этого производила тонеры для уличных фаст-фудов. Посмотрев на успехи своих клиентов, "Автохолод" также решила заняться фаст-фудом, а именно - дешевыми пирожками. По словам гендиректора компании Евгения Кобзаря, в течение года его сеть "Пироги из печи" выросла до 16 тонеров. Но опыт с франчайзингом у "Автохолода" закончился неудачно: оказалось трудно контролировать качество выпечки пирожков, ценовую политику и фирменный стиль - и теперь "Автохолод" развивает только собственную сеть. "Я думаю, [такие сети] постепенно потеснят на рынке хот-доги и т. п. ", - считает Михаил Гончаров, директор "Теремок - Русские блины".
Чепенко уже вынашивает масштабные планы: за год он намерен увеличить сеть "Ням-нямов" втрое, в основном за счет регионов. "Мы уже сейчас отправляем нашу замороженную продукцию в 10 городов: Екатеринбург, Петербург, Тверь, Казань, Курск, - говорит Чепенко. - В Москве потенциал гораздо меньше. Здесь мы увеличим количество киосков максимум на 50% ".
Частный предприниматель из Казани Павел Чиженко сейчас раздумывает, работать ли ему под вывеской "Ням-ням" или придумать свою марку. "Из фаст-фуда в Казани есть только хот-доги, ичпачмаки и перемячи (это вроде беляшей) ", - говорит Чиженко. Ичпачмаки и хот-доги стоят в Казани по 5 - 6 руб. Пирожки Чиженко собирается продавать по 6 - 7 руб. (в Москве цена несколько выше - до 8 руб. ) и рассчитывает окупить вложения в один киоск (около $1500) через 2 - 3 месяца, а потом расширять сеть.
Чтобы региональные предприниматели покупали замороженные слойки "Валентайна", компания освободит их от части транспортных расходов: фирма в ближайшие месяцы арендует холодильные базы в Питере, Екатеринбурге и Новосибирске на 20 000 - 30 000 слоек каждая. Имеющиеся производственные мощности с такими объемами уже не справятся, поэтому "Валентайн" в начале 2001 г. запустит в Москве новую фабрику. /"Ведомости", 9 октября /