Сегодня четверг, 06.10.2022: публикаций: 2828
07.07.2022  Как проект «Профессионалитет» поможет в решении экономических проблем

Несоответствие навыков молодых специалистов требованиям предприятий — актуальная проблема, существующая уже много лет. Тысячи выпускников колледжей ежегодно сталкиваются со сложностями, когда устраиваются на свою первую работу по специальности. Знаний и умений, которые они получили в учебном заведении, оказывается недостаточно. Работодателям в такой ситуации тоже сложно: они вынуждены переучивать вчерашних студентов, что требует значительных инвестиций и временных затрат.

Страдает не только бизнес, но и экономика в целом

Российский рынок труда сейчас испытывает серьезную нехватку квалифицированных кадров. Особенно остро она ощущается в промышленном и производственном секторе — там, где работают выпускники с рабочими специальностями. На формирование кадрового голода оказало влияние не только качество подготовки специалистов. Рабочих рук стало меньше в связи с сокращением трудоспособного населения, которое обусловлено демографически, а отток трудовых мигрантов из-за коронавируса в 2020 году усугубил дефицит.

Востребованность кадров продолжает набирать обороты с учетом текущего курса России на импортозамещение. В условиях кадрового дефицита российский бизнес и экономика развиваются медленнее — такое мнение можно услышать от многих экспертов рынка. Об этом, в частности, говорит и Комаров Андрей Ильич, член правления РСПП, сопредседатель Комитета РСПП по профессиональному обучению и профессиональным квалификациям.

Решение — реформа СПО

Подготовка большого числа квалифицированных специалистов со средним профессиональным образованием может решить проблему дефицита кадров. С количеством желающих получить рабочую профессию проблем нет — сегодня более 60% школьников выбирают именно СПО.

Трудность представляет выпуск специалистов, готовых сразу приступить к работе на реальном производстве. Учебные программы зачастую не соответствуют положению дел на рабочих местах и не дают актуальных практических навыков. Во многих сферах, даже в таких консервативных как металлургия и добыча ископаемых, совершенствуются процессы, производство автоматизируется и цифровизуется, и образовательный процесс должен соответствовать и даже опережать потребности рынка.

В становлении настоящих профессионалов за 3–5 лет обучения в колледже может помочь дуальная система образования, считает Андрей Комаров (РСПП, член правления).

Какой будет новая модель СПО

«Профессионалитет» предполагает, прежде всего, практико-ориентированный подход. Учеба, фокусирующаяся на практике в условиях современного учебно-производственного кластера на реальном оборудовании, поможет студентам приобретать нужные профессиональные умения. Студентам планируется давать максимум универсальных навыков, чтобы начинающий профессионал смог решать разные рабочие задачи.

«Профессионалитет» реализуется в условиях тесного взаимодействия учебных заведений и бизнеса. Это значит, учащиеся смогут стажироваться на предприятиях, а после получения диплома — легко устроиться на уже знакомую производственную площадку. Работодатели при этом получат возможность участвовать в совершенствовании учебных планов и программ.

Внедрение новой модели обучения начнется уже в этом году. С 1 сентября более 150 000 студентов, планирующих получить профессию в области металлургии, нефтяной, химической, фармацевтической, транспортной и горнодобывающей отраслях, начнут учиться по-новому — совмещать получение теоретических знаний с практическими в условиях реальных производств. На старте программы планируется запуск 70 образовательно-производственных кластеров.

«Профессионалитет» обойдется государству более чем в 30 млрд рублей, такой же вклад внесут и работодатели, партнеры производственно-учебных кластеров. Представители бизнеса будут не только соинвесторами проекта, но и полноправными участниками: смогут корректировать программы подготовки с учетом нужд собственных предприятий. Это поможет студентам учиться тому, что точно пригодится на будущем рабочем месте и будет востребовано на рынке труда. Проект наглядно докажет, что инвестиции в образование — это не затраты, а инвестиции в будущее экономики.

Как «Профессионалитет» оценивают эксперты

Программу, которую со стороны бизнеса поддерживает Комаров Андрей, обсудили на Петербургском международном экономическом форуме в рамках дискуссии об обеспечении российской экономики квалифицированными кадрами. В ней участвовали политики и представители таких крупных корпораций как «Росатом», «Газпром нефть», «Российские железные дороги», «ФосАгро».

Министр просвещения Сергей Кравцов отметил, что проект поможет выстроить систему среднего профобразования, которая отвечает требованиям завтрашнего дня. Государственный деятель уверен, что «Профессионалитет» поможет росту приоритетных отраслей экономики, даст стимул для развития регионов. Выпускники учебных заведений гарантированно смогут получить интересную работу по специальности, имея актуальные знания и навыки.

Заместитель председателя Госдумы Ирина Яровая тоже высказалась по поводу новой образовательной программы. Обращаясь к инвесторам, она предложила масштабировать проект, чтобы эффективно решать задачи системы СПО. Яровая отметила, что реформа среднего профобразования предполагает активное взаимодействие государства, бизнеса и студентов.

В пленарной сессии участвовал и Андрей Комаров, чей успешно реализованный опыт дуального обучения в образовательной программе «Будущее Белой металлургии» был применен в проекте «Профессионалитет». Он подчеркнул, что трансформация системы СПО ориентирована на решение актуальных для России задач, а учебные заведения среднего профобразования являются ключевым звеном в решении проблемы с кадровым дефицитом. Член РСПП считает, что бизнес может помочь в привлечении молодежи в колледжи. Например, заключением целевых контрактов со студентами. Таким образом, обучение в колледже-участнике проекта «Профессионалитет» поможет молодежи получить востребованные и соответствующие требованиям работодателя умения и знания, а также гарантированное рабочее место на 3–5 лет. При этом работодатель может рассчитывать на то, что молодой сотрудник, который придет на предприятие сразу после получения диплома, не нуждается в переобучении и может справляться с поставленными задачами.

Об Андрее Комарове

Андрей Ильич Комаров — член правления Российского союза промышленников и предпринимателей, сопредседатель Партнерского совета при Министерстве просвещения РФ, а также сопредседатель Комитета РСПП по профессиональному обучению и профессиональным квалификациям, меценат и инвестор.

Андрей Комаров активно развивает государственно-частное партнерство в сфере образования. Проекты, которые реализует Андрей Комаров: практико-ориентированные учебные программы «Будущее Белой металлургии» и «Колледж будущего Татарстана», «Уральская образовательная резиденция», инновационная школа в Сколково.

Проблема дефицита кадров на рынке труда возникла не вчера, но особенно остро бизнес начал ощущать нехватку специалистов в последние два года. На отсутствие квалифицированных рабочих рук повлияли разные факторы, наряду с уровнем подготовки специалистов это и сокращение населения трудоспособного возраста, и отъезд трудовых мигрантов на родину.
По данным исследования компании FinExpertiza, проведенного осенью 2021 года, нехватка работников составила 2,2 млн человек. Работодателям сложнее всего нанять квалифицированных сотрудников рабочих специальностей, на них приходится 68% кадрового голода.
Недостаток специалистов — это проблема не только бизнеса, но и российской экономики в целом. В условиях кадрового дефицита сохраняются и усугубляются ограничения в развитии экономики страны.
О кадровых проблемах говорят представители малого, среднего и крупного бизнеса. О них знают и на государственном уровне. Например, Андрей Комаров (РСПП, член Правления) неоднократно отмечал важность решения вопроса на уровне образовательной системы и, в частности, среднего профессионального образования.
Что не так с колледжами
Ежегодно тысячи специалистов получают дипломы о среднем профессиональном образовании. Вчерашние студенты могли бы решить вопрос кадрового голода: трудоустроиться, работать по специальности и развиваться в профессии, вносить свой вклад в российскую экономику. Молодые люди, выбирающие работу в реальном секторе промышленности, сталкиваются со сложностями. Они понимают, что большая часть знаний, которые они получали в колледже или техникуме, оторваны от требований работодателей, но, в первую очередь, ими ощущается нехватка практических навыков.
Сложно не только молодым специалистам, но и их наставникам. Работодатели вынуждены выделять кадры и время на переобучение новых сотрудников.
Андрей Комаров считает, что учебные заведения должны актуализировать программу и ввести больше практических занятий. Предприниматель, член Партнерского совета при Минпросвещения РФ убежден, что действовать в этом направлении нужно сообща. Только объединив усилия государства, бизнеса и учебных заведений, можно добиться решения проблемы с низкой квалификацией выпускников и кадровым дефицитом.
Как будет развиваться СПО в России
Уже в новом учебном году 2022/2023 начнет действовать федеральная образовательная программа «Профессионалитет». В ее разработке участвовали специалисты из Министерства просвещения, Комаров Андрей Ильич и другие представители РСПП, ведущие работодатели регионов. Учиться по этой программе будут более 150 тысяч студентов, планирующих работать в сферах транспорта и металлургии, фармацевтической, химической, нефтяной промышленности и других отраслей.
«Профессионалитет» предполагает интеграцию учебных учреждений и крупнейших предприятий из реального сектора экономики в образовательно-производственные кластеры. Планируется открыть 70 таких кластеров. В 2022-2024 году на запуск, развитие и поддержку «Профессионалитета» государство потратит более 30 млрд рублей.
Цифра в 30 млрд — далеко не весь бюджет образовательного проекта. Значительную часть расходов на реализацию инициативы взяли на себя работодатели. Они выступают соинвесторами проекта. Также бизнес будет участвовать в корректировке учебных программ — он поможет готовить профессионалов, которые сразу после окончания колледжа будут полностью готовы с первого дня приступить к работе на конкретном предприятии.
Насколько участники проекта готовы к изменениям
Крупные образовательные проекты, связывающие бизнес и учебные заведения, не в новинку для нашей страны. Еще в 2011 году по инициативе Андрея Комарова был запущен проект «Будущее Белой металлургии» в Свердловской области. В 2013 году в Альметьевске (РТ) появилась программа «Колледж будущего Татарстана».
Комаров Андрей Ильич — эксперт, который не понаслышке знаком с проблемами бизнеса в отраслях производства и промышленности. Предприниматель, занимающий пост сопредседателя Комитета РСПП по профобучению и квалификациям, одним из первых в России понял, что система среднего профессионального образования в стране нуждается в модернизации.
Андрей Комаров поставил перед проектом несколько задач. В первую очередь — повысить престиж рабочей профессии и актуальность получения среднего специального образования. Студенты колледжей и техникумов должны получать несколько смежных профессий за 3-4 года обучения. Так они смогут быстро адаптироваться к постоянно меняющейся трудовой среде и начать получать достойную оплату труда раньше, чем выпускники вузов.
Еще одна цель системы СПО — выпускать разносторонне развитых специалистов, готовых расти и обучаться на протяжении всей трудовой деятельности.
Главная задача — сделать учебные заведения местом, где вчерашние школьники смогут получить знания и навыки, полностью отвечающие запросам работодателя. Эта задача успешно решается при помощи дуальной системы образования. Она предполагает максимум практики в учебном процессе — 60% учебного времени студенты решают реальные практические задачи в условиях современных учебно-производственных комплексов и реальных производств.
В образовательном центре Первоуральска, где функционирует программа «Будущее Белой металлургии», студенты получают практические навыки работы на оборудовании, которое не просто соответствует реалиям сегодняшнего производства, а опережает их.
Учащиеся получают 2–3 специальности и множество универсальных навыков. Также студенты участвуют в конференциях и мастер-классах, занимаются социальными проектами, ходят в музеи и театры. Таким образом, диплом СПО получает настоящий профессионал и разносторонне развитый человек, умеющий работать в реальных производственных условиях и решать широкий спектр задач. Такой выпускник легко находит работу с достойной зарплатой и перспективами роста.
Андрей Комаров — краткая биографическая справка
Успешная реализация и работа «Будущего Белой металлургии» и «Колледжа будущего Татарстана» показали, что реформы образования и практико-ориентированное обучение действительно помогают решить сразу несколько актуальных проблем, среди которых: сложности с трудоустройством выпускников, низкая квалификация молодых специалистов, кадровый дефицит в основных сферах экономики, трудности бизнеса, связанные с кадрами.
Андрей Ильич Комаров является меценатом, членом Правления Российского союза промышленников и предпринимателей, сопредседателем Партнерского совета при Министерстве просвещения РФ и Комитета РСПП по профессиональному обучению и профессиональным квалификациям. Носит звания «Почетный гражданин Челябинской области» и «Почетный металлург Российской Федерации».