Сегодня понедельник, 17.01.2022: публикаций: 2790
23.11.2015 13:35
Новости.
Просмотров всего: 3180; сегодня: 2.

Оксана Иссерс: «Сегодня сама жизнь «к штыку приравнивает перо»

Оксана Иссерс: «Сегодня сама жизнь «к штыку приравнивает перо»

О роли СМИ в борьбе с глобальным терроризмом – в интервью декана факультета филологии и медиакоммуникаций Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского Оксаны Иссерс международному пресс-центру МКР-Медиа.

«Мысль о том, что язык моделирует мир, не нова. «Как говорим, так и живем». Это определяет роль СМИ в целом и в кризисные моменты в частности. И в сегодняшней напряженной ситуации в мире в связи с террористической угрозой ответственность журналистов возрастает в разы. Владимир Маяковский мечтал о том, чтобы «к штыку приравняли перо». Сегодня сама жизнь заставляет считать слово и кадр инструментами борьбы с глобальным терроризмом.

Что же могут СМИ? На мой взгляд, в этой ситуации они должны решать 2 ключевые задачи. Во-первых, обеспечить общество информацией о реальном положении дел, создать в массовом сознании максимально близкий к реальности образ террористов и связанной с ними опасности. Во-вторых, уберечь общество от скатывания в тотальную ненависть и подозрительность к тем, кто по каким-либо псевдопризнакам может отождествляться с реальными террористами.

Попробую пояснить обе тенденции.

Журналист обладает ресурсами для влияния на установки и восприятие своей аудитории. В профессиональной журналистской среде известно выражение, что хороший аргумент должен быть незаметен, но максимально эффективен. Сухие факты нередко убедительнее выразительных описаний актов терроризма с надрывной интонацией и эмоциональными оценками. Все, наверное, обратили внимание, что французы почти не показывали жертв терактов в Париже. В традициях нашего ТВ – показать все крупным планом, не щадя ни психики массовой аудитории, ни чувств родственников погибших. Главное – добить телезрителя, радиослушателя, читателя эмоцией. «Что вы чувствуете сейчас?» - спрашивает журналист мать, которой только что сообщили о том, что данные о гибели ее дочери в катастрофе над Синаем подтвердились. Может ли быть более бестактный вопрос? А ведь СМИ не просто показывают трагедию, они формируют модель поведения, которая рассматривается как социально приемлемая.

С другой стороны, СМИ нередко невольно рационализируют терроризм, объясняя мотивы жестокости и насилия прошлым террористов, их идеологией и др. В определенных ситуациях это формирует если не уважение и симпатии, то признание мотивов их действий обоснованными. Данный подход может сыграть на руку террористам.

Со стороны террористов и поддерживающих их групп существует желание манипулировать масс-медиа через навязывание журналистам не только своей идеологии и мотивации, но и картины мира. Не стоит недооценивать способность террористов вселять в людей иллюзии, и журналисты не исключение. Демонстрация кадров, где стройными рядами маршируют люди в черном с головы до ног и с автоматами, создает впечатление мощи и организованности ИГИЛ. Из этого следует рекомендация быть в описаниях и подборе «картинок» более сдержанными и прогнозировать эффекты восприятия этих кадров, особенно в сознании молодежи и психически неустойчивых лиц. Цена слова и кадра здесь очень велика.

И о второй задаче. Необходимость освещения в СМИ актов насилия и жестокости террористов не вызывает сомнений. Однако возбуждение народного гнева имеет различные последствия. Одно из них – формирование образа врага. «Безопасности много не бывает», - сказала Валентина Матвиенко на совместном заседании Госдумы и Совета Федерации. С этим трудно не согласиться. Но бывает много врагов. В кризисные моменты это ощущение обостряется не только у индивидуумов, но и в массовом масштабе. Недостаточная сформированность в нашем обществе традиций толерантности к иным, отличным от нас создает питательную среду для агрессивного противопоставления «своих» и «чужих» - не важно, по какому признаку: акценту, цвету волос, разрезу глаз, головному убору и т.п. Не хотелось бы, чтобы реальная опасность терроризма перешла в ксенофобию и недоверие по отношению к каким бы то ни было этническим или религиозным группам».


Ньюсмейкер: Межгосударственная корпорация развития — 66 публикаций
Поделиться:

Интересно:

Дом дружбы народов Чувашии вступил в новый год выставкой пейзажей
16.01.2022 12:14 Мероприятия
Дом дружбы народов Чувашии вступил в новый год выставкой пейзажей
Дом дружбы народов вступил в год культурного наследия народов России открытием выставки, направленной на развитие и популяризацию национального наследия малой родины.В экспозиции художника-любителя, уроженца деревни Сеспель Канашского района Владимира Кузьмина, представлены порядка ста пейзажей...
«Выберу.ру»: рейтинг кредиток с длинным льготным периодом декабрь 2021
14.01.2022 19:36 Аналитика
«Выберу.ру»: рейтинг кредиток с длинным льготным периодом декабрь 2021
Финтех-сервис «Выберу.ру» (www.vbr.ru входит в тройку крупнейших финансовых маркетплейсов страны) подготовил новое исследование – «Лучшие кредитные карты с большим льготным периодом в декабре 2021 года». Аналитики сервиса проанализировали продуктовые линейки первой сотни российских банков по...
Twitter инвестировал в Aleph Group — материнскую компанию Httpool
14.01.2022 15:17 Новости
Twitter инвестировал в Aleph Group — материнскую компанию Httpool
Twitter Inc. (TWTR) — первая из компаний Кремниевой долины, которая стала акционером глобальной рекламной группы Aleph, объединяющей компании IMS, Httpool, Wise.Blue и AdDynamo. Таким образом Twitter поддержит международную образовательную инициативу Aleph Group по усилению цифровой экосистемы в...
13.01.2022 08:09 Новости
Московские компании представили продукцию более чем в 30 странах мира
Московские компании провели более 2,6 тысячи встреч с байерами, по результатам которых заключили новые экспортные контракты, сообщает портал mos.ru. В 2021 году Московский экспортный центр (МЭЦ) организовал 40 бизнес-миссий с зарубежными партнерами для столичных предпринимателей. На таких...
diHouse заняла первое место среди международных дистрибьюторов Xiaomi
12.01.2022 19:13 Новости
diHouse заняла первое место среди международных дистрибьюторов Xiaomi
Компания diHouse (входит в группу Ланит) удостоена первого места среди международных дистрибьюторов корпорации Xiaomi по итогам работы в 2021 году. Критериями оценки стали объем продаж, развитие канала, стабильность заказов. diHouse является официальным дистрибьютором продукции бренда Xiaomi в...