Дубленая наппа с доставкой по Московской области

ФРАНШИЗА КАК АЛЬТЕРНАТИВА ТОНАРАМ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
ФРАНШИЗА КАК АЛЬТЕРНАТИВА ТОНАРАМ

В рамках программы Международного фестиваля малого бизнеса прошел мастер-класс главного менеджера Российской ассоциации франчайзинга Валерия Перкова – "Франчайзинг в России".

Франчайзинг – что же это такое? Как выяснилось, для большинства слушателей этот вопрос был отнюдь не риторическим – франчайзинг только начинает по-настоящему осваивать российские просторы – поэтому Валерий Перков познакомил присутствующих и с основными понятиями и терминами.

Франчайзинг – это форма ведения бизнеса, так же как дилерство, корпоративные сети, при которой одно юридическое лицо, которое называется франчайзер, на договорных условиях передает другому юридическому лицу право использования своей интеллектуальной собственности. В интеллектуальную собственность входит большое количество смыслов: это и товарный знак и различные ноу-хау, все то, что франчайзер считает своими наработками, своей коммерческой тайной. И вот этой коммерческой тайной, своим опытом франчайзер делится с франчайзи. Франчайзи может быть индивидуальным предпринимателем или крупной компанией, которая не хочет замыкаться в одной сфере, желая приобрести опыт в другой. Поэтому они приобретают франшизу – комплекс прав: на интеллектуальную собственность и др. и используют ее в своей деятельности. Во франчайзинге основную часть прибыли получает франчайзи – тот, который приобрел франшизу. А сам франчайзер получает от этого от 5 до 15 % от дохода, в зависимости от условий франчайзинга.

Франчайзер – компания продающая франшизу. Франчайзи – это сеть (большого или небольшого количества) различных предприятий, которые работают под одним товарным знаком с франчайзером и занимаются той же самой деятельностью, используя те же технологии.

Классический пример – "Макдоналдс". Эта еда делается одинаково в любой части света. В любом "Макдоналдсе" – в Африке, Америке, у нас на Тверской – тот же ассортимент. Поэтому, если вы не хотите рисковать своим желудком, доверив его особенностям какой-нибудь экзотической национальной кухни, то в любой стране вы найдете знакомый, безопасный и многими любимый ассортимент "Макдоналдса". Все, что когда-то наработал "Макдоналдс" в Америке, передано всему миру. Принципы работы франчайзинговых систем одинаковы: и в общественном питании, и в сфере быта, и в розничной продаже, туризм, спорт, охрана здоровья и т.д.

"Сбарро", торговый дом "Копейка", торговый дом "Перекресток", "Вимм-Билль-Данн" и др. – все это примеры франчайзеров в России.

Франчайзинг развивается в различных видах бизнеса с различной скоростью, соотношения самые разные. Сегодня в РФ 47% во франчайзинге - это розничная торговля. Когда есть раскрученный бренд, простая технология ведения бизнеса, отработанная логистика, открывать магазины по продаже товаров, которые есть на складе, проще, чем заниматься обучением или создавать крупные сферы по оказанию различных услуг. Поэтому в розничной торговле больше всего франчайзеров. Далее идет сфера питания 23%, как правило, это фастфуд. Меньше в сфере бытовых услуг, очень мало в производстве. Хороший пример последнего – российская компания "Мастерфайбр", производящая покрытия из резиновой крошки (старые покрышки используются для производства бесшовных покрытий для спортивных залов, детских площадок). Малые предприятия в российском франчайзинге составляют около 90%, средние и крупные 10%.

Некоторые цифры по франчайзингу в мире. Родоначальник франчайзинга – США. Сейчас у них уже более 2,5 тысяч франчайзеров, которые продают франшизы. Количество франчайзи – более 700 тысяч. Товарооборот проходящий через франчайзинговые предприятия составляет сейчас уже более 1 триллиона долларов. Очень быстро развивается франчайзинг в Китае, в Бразилии. В России 10 лет назад было около 20 - 30 франчайзеров, в 1998 году, после дефолта – половина из них сбежали, сейчас отмечается развитие. Но, я считаю, что франчайзинг в России не должен стремиться к быстрому развитию, по принципу – догнать и перегнать Америку. Развитие должно быть логичным, по хорошо отработанным схемам. А создавать искусственно большое количество франчайзеров, франшиз не стоит.

Чем франчайзинг выгоден начинающему малому предпринимателю? У нас раньше был популярен афоризм – не учите меня жить, лучше помогите материально. Короче, дайте денег, остальное все сделаю сам. К сожалению, в бизнесе, при самостоятельном старте, чаще получается наоборот. Статистика мировая, и по отдельным странам такова: как правило, в течение первых 5 лет из 100 открытых предпринимателями собственных предприятий, закрываются 80%, выживают и остаются "мучиться" вторую пятилетку 20%. Во франчайзинге, среди 100 предпринимателей, которые приобрели франшизу, закрываются только 15-20%, а 80%, и через 5 лет, продолжают успешно работать. Статистика логичная. Новые компании не конкурируют друг с другом, а заинтересованы в успехе друг друга, представляя единую сеть. Франчайзер и франчази - заинтересованы в развитии друг друга. Вот основная "изюминка" франчайзинга.

Но, перед тем как заняться франчайзингом, надо выяснить а готовы ли вы к нему – с этой целью, на сайте Российской Академии Франчайзинга (РАФ) размещен ряд вопросов, на которые претендент должен ответить самому себе. Полезно познакомиться и с историей франчайзинга, терминологией, национальными и международными мероприятиями и последними новостями франчайзинга, все это можно найти на сайте РАФ - www.rarf.ru

Теперь, посмотрим на ситуацию с точки зрения франчайзера. Когда компания, подходит в своем развитии к определенному уровню, дающему возможность для расширения бизнеса, появляется необходимость открытия новых точек продажи пользующегося спросом товара. Такие точки нужны не только в таких мегаполисах как Москва, Санкт-Петербург и т д., но и в небольших городах. Но, чтобы открывать эти точки, нужны деньги, которые надо извлечь из оборота – часто их не хватает. Вот тут появляется альтернатива - франчайзинг. Если речь идет о розничной сети, то, не вкладывая свои деньги и не имея большого риска, франчайзер может где-нибудь в другом регионе открыть свою точку с помощью франчайзи. То есть, франчайзи открывает, а франчайзер только поставляет ему товар и еще получает от него роялти (доход с прибыли от 5 до 15%). Либо не получает, но это значит, что роялти заложено где-то в цену товара и т.д. Таким образом, благодаря стараниям франчайзи, бренд, принадлежащий франчайзеру будет узнаваем и в мегаполисе, и в небольших городах. Людям не нужно будет приезжать в Москву за колбасой, как в былые времена – они смогут купить в своем городе все, что есть в Москве.

У Российской ассоциации франчайзинга есть связи практически со всеми международными ассоциациями. РАФ являемся членом международного совета по франчайзингу, который снабжает РАФ информацией по другим странам, получая от РАФ информацию о России. Во многих бывших республиках СССР уже организуются свои ассоциации по франчайзингу: в начале этого года создана в Азербайджане, есть в Грузии, готовится к открытию в Молдове. Там, где появляется ассоциация, организуются различные выставки мероприятия, семинары и РАФ всегда готова для сотрудничества со всеми странами.

Второй сайт РАФ - вселенная франчайзинга: www.franchisinguniverse.ru представляет 410 франшиз. Сайт создан таким образом, что человек, заинтересованный в поиске франшизы по душе (чтобы заняться любимым делом), выбирает здесь вид бизнеса, выбирает минимальные инвестиции, то есть, сопоставляет - сколько есть в кармане, сколько он может взять в банке, минимальная площадь и т.д. К нам за франшизами обращаются примерно так. Звонок из региона: предприниматель сообщает, что у него освободилось 60 метров площади и он хотел бы попробовать заняться на этой площади другим видом бизнеса. Соответственно, вопрос к представителю РАФ - какую франшизу подскажете? Отвечаем: если у вас 60 метров, то ознакомьтесь с полным перечнем франшиз в диапазоне от 0 до 100 метров – по видам бизнеса, минимальным инвестициям.

Вкратце, о проблемах франчайзинга в России. Это проблемы законодательной, правовой сферы. То есть франчайзинг пока еще не легализован как слово, как форма ведения бизнеса.

Отвечая на вопрос "ТГ", Валерий Берков коснулся и проблемы трудоустройства в связи с сокращением нестационарной торговли в Москве.

В РАФ уже были обращения связанные с перепрофилированием, в частности, от владельцев залов с игровыми автоматами, которые должны были быть закрыты. Мы предложили им перечень брендов, с которыми они могли, на наш взгляд, успешно поработать. Например, взять сеть автоматов по продаже продуктов питания. То есть в любое время суток человек может подойти, бросить деньги и получить желаемое блюдо. Почему бы этим не заменить те же игровые автоматы? Есть огромное количество компаний, где работники и владельцы тонаров могли бы найти себе применение. Хорошим примером здесь может служить американскую по происхождению сеть SUBWAY – Сабвей Россия. Это пункты общественного питания типа "бутербродных", расположенные на 100 - 150 кв. м. Горячей кухни здесь нет, системы вентиляции не требуется. Для предпринимателей, желающих работать в этой сети, опыт работы в общественном питании не обязателен. Сегодня эта сеть успешно развивается.

Нужно готовиться к тому, что скоро нестационарные торговые точки закроют. А вот для тех, кто там работает всегда можно найти альтернативу в нашем каталоге франшиз.

Записал Сергей КОРШУНОВ.

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>