БЕЛОРУССИЯ: ЖИЗНЬ ВСЕ ХУЖЕ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
БЕЛОРУССИЯ: ЖИЗНЬ ВСЕ ХУЖЕ
Кризис в Белоруссии начали ощущать не только финансисты и директора заводов, но и обычные люди. Нацбанк страны запретил коммерческим банкам продавать валюту населению.В стране дорожают импорт, бензин и хлеб. Топливо в перспективе и вовсе могут начать продавать «по талонам».
Валютные запреты Нацбанк стал вводить с начала марта. Начал он с запрета для импортеров: тем теперь нельзя покупать валюты больше чем на 50 тыс. евро. Затем ударил по коммерческим банкам: во-первых, биржевой сбор на покупку валюты в одночасье увеличился в 200 раз, до 2%. Затем установили новое правило: заявка на покупку валюты должна удовлетворяться в течение 30 дней с момента поступления. Раньше они удовлетворялись в течение суток. Теперь это ограничение отменили, но в целом власть пошла по жетскому пути.
Белорусам, штурмующим обменники из-за боязни девальвации, купить валюту становится все сложнее. В обществе гуляют самые разные слухи. Одним из них, уже к концу недели доллар подорожает с нынешних 3080 рублей до 3800. По другим, валюты не будет еще долго, и придется обращаться к черным менялам, которых в стране не видели с конца 90-х. Кстати, они уже есть: продают большие суммы импортерам, которым необходимо рассчитываться с поставщиками. Цена доллара на «черных торгах» доходит до 4 тыс. рублей.
Интересно, что латвийские банки готовы принимать «зайчики» намного ниже официального курса — 3750 рублей за доллар. Что происходит на самом деле, для экспертов не загадка. Экономист Сергей Чалый объясняет: «В стране просто физически закончилась валюта. 4 млрд золотовалютных резеров — это монетарное золото. Валюта физически закончилась из-за возникшего ажиотажного спроса на нее», — говорит он.
По словам эксперта, в ближайшее время Нацбанк не решится на девальвацию: слишком уж сильно он успокаивал народ накануне. Но валюты в банках не будет. В долгосрочной перспективе это чревато большими проблемами. Белорусы, кто с деньгами, переживают, что у них банально не будет валюты слетать в Турцию в апреле-мае. «В этом году даже страшно подумать, что будет с нашим бизнесом, если ничего не изменится. Не хочется строить прогнозы и паниковать, но в прошлом году ничего не заработали. Тогда был кризис и все те же опасения девальвации. В этом году государство само закрыло путь за рубеж. А путевки в белорусские агроусадьбы (прошлым летом они были очень популярны у москвичей — прим. ред) мало кто покупает, там же нет никакого сервиса», — поясняет Эвелина, совладелец одного из минских туроператоров.
В панике от валютных перебоев и бизнесмены из отрасли общепита. В ресторанах активность заметна только в выходные дни: когда в Белоруссии возникает финансовая неопределенность белорусы предпочитают деньги не тратить.
Но валютные ограничения — не единственная проблема, с которой довелось столкнуться белорусам. Сегодня в стране официально подорожал хлеб. Цены на него регулируются Министерством экономики и соответствующе постановление уже подписано. Завтра белорусы увидят другие ценники. В марте и апреле хлеб будет дорожать со скоростью до 5% в месяц. Пенсионеры, которым обещали стабильность, уже перестали покупать батоны, рассказывают кассиры в магазинах. Очень плохо в последнее время продается и кондитерская продукция: экономные белорусы готовятся к худшему и отказываются от тортов.
22 марта Москва и Минск начали вести переговоры об условиях предоставления Белоруссии российского кредита. Представители Нацбанка и Минфина союзника уже прилетели в Москву. Говорят, у России Лукашенко просит $1 млрд. Еще $2 млрд он надеется получить от антикризисного фонда ЕврАзЭС. МВФ денег, скорее всего, не даст: здесь и так предупреждали потенциальных кредиторов, что к концу года внешний долг Белоруссии вырастет до 75% ВВП. И настаивали на необходимости девальвации курса национальной валюты.
Но это еще не все. «Белнефтехим» собирается ввести ограничения на покупку белорусами бензина. Мотивировка своих планов проста: нефтяники переживают, что спекулянты скупают топиливо и вывозят его из страны. Никто об этом раньше не говорил, а теперь выясняется, что бензин и дизтопливо в стране — социальные товары, которые нефтяники продают себе в убыток. Странная риторика, но как бы то ни было в Белоруссии уже скоро могут ввести «талоны» на приобретение топлива. Или будут отпускать его паспортам. Автолюбителям, не исключает государственный концерн, введут квоты на покупку топлива.
По данным «Белнефтехима», автомобильное топливо в Белоруссии в 1,5—2 раза дешевле, чем в соседних странах, и жители приграничных районов действительно приторговывают бензином. Так, в январе-феврале продажи топлива на белорусских заправках выросли на 28%. Продажи дизтоплива в одной только Брестской области (западная граница) подскочили сразу на 53%, в Гомельской (восточная граница) - на 98%. В стране ходят слухи: якобы норма отпуска топлива будет составлять 20 литров на машину и заправить бак «за раз» полностью будет невозможно.
Минск уже стал просить у Москвы снижения стоимости сырой нефти. Между тем, источник в нефтеперерабатывающей отрасли говорит, что себестоимость литра бензина не выше 1200 местных рублей. Т.е. на заправках его продают населению в три раза дороже. Зачем тогда властям вводить смуту? Источник не исключает, что это заявление — просто очередной повод напомнить о себе россиянам и попросить снижения цен на нефть.
Как бы там ни было, частные извозчики в Белоруссии — в панике. Особенно боятся изменений таксисты-частники. «Большинство вообще уйдет из этого бизнеса, который, кстати, уже почти полностью легализован», — делится переживаниями минский таксит Олег Приходько. — «А кто останется, поднимут цены раза в два. Им же придется каждый раз думать, где бы найти поставщика топлива, а это лишняя головная боль, и риск — дело ведь перестанет быть законным». По мнению таксиста, еще одна грядущая проблема — рост числа незаконных «бордюрщиков», у которых в силу разных обстоятельств доступ к топливу будет бесперебойным.
Александр Лукашенко сегодня на встрече с аграриями честно признался: «Мы не по средствам живем! Мы покупаем больше, чем производим и продаем. Вот одна проблема».

/ИА "Росбалт"/
<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>