Деловая пресса

Главная

О проекте

Партнеры

Рассылка

Свидетельства СМИ

Реклама

Контакты

Публикации

Разместить информацию
Портал электронных
средств массовой информации
для предпринимателей


Поиск
Расширенный поиск


ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ


Бизнес за рубежом



Новости электронной коммерции



Российские политические портреты



Новости малого бизнеса



Вести Отечества



Новости Cистемы ММЦ



Внешнеэкономическое обозрение



Россия выбирает



Торговая неделя



Москва: мэр и бизнес



Новые технологии



Налоги и бизнес



Бизнес и криминал



Деловая Москва



Лизинг Ревю



Маркетинг и практика предпринимательства





Налоги и бизнес

  номер 12 (153) от 28.03.2002 Архив


<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


НАЛОГ С ПРОДАЖ: ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТИМУЛИРУЮЩЕЙ РОЛИ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ

С 1 января 2002 г. вступили в силу нормы 27 главы Налогового кодекса Российской Федерации, определяющие новый порядок исчисления и уплаты налога с продаж.

Одновременно в отношении этого налога утратили силу положенияп. 3 ст. 20 Закона РФ об основах налоговой системы. Аспирантка Института государства и права РАН В.А. Парыгина анализирует ситуацию до и после вступления в силу главы 27 НК РФ.

В соответствии с общепризнанными принципами международного налогового права национальное законодательство в целом (и законодательство о налогах и сборах в частности) должно стимулировать развитие экономики страны.

Эффективность проводимых у нас экономических преобразований и реформы в налоговой сфере, безусловно, напрямую зависит от их согласованности. Особую научную актуальность приобретают исследования эффективности правовых инструментов регулирования экономических и социально-экономических процессов. В качестве основных выступают такие инструменты, как налог с продаж и институт налоговых льгот.

Несмотря на солидный исторический опыт регулирования экономических процессов с использованием налогово-правовых инструментов, в том числе стимулирующих и регулятивных возможностей налоговых льгот, стимулирующая роль налога с продаж, к сожалению, пока слабо изучена российским налоговым правом.

Проанализируем основные этапы правовой эволюции налога с продаж в РФ. Новый для отечественной системы региональный налог с продаж появился с принятием Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” от 31 июля 1998 г. Впоследствии при разработке первой части Налогового кодекса РФ налог с продаж был включен в перечень региональных налогов и сборов, установленный ст. 14 НК РФ.

Плательщиками этого налога в соответствии с пунктом 3 статьи 20 Закона “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” признавались:

- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, их филиалы, представительства и другие обособленные подразделения;

- иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства на территории России;

- индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность безобразования юридического лица, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги) на территории РФ.

Объектом налогообложения стала стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет, а именно: подакцизных товаров, дорогостоящей мебели, радиотехники, одежды, деликатесных продуктов питания, автомобилей, мехов, ювелирных изделий, видеопродукции и компакт-дисков; услуг туристических фирм, связанных с поездками за пределы РФ (за исключением стран СНГ), услуг по рекламе, услуг трех-, четырех- и пятизвездочных гостиниц, услуг по пассажирским авиаперевозкам в салонах первого и бизнес-классов и по пассажирским железнодорожным перевозкам в вагонах классов “люкс” и СВ, а также других товаров и услуг не первой необходимости, номенклатура которых определяется по решению законодательных (представительных) органов субъектов Федерации.

Кроме того, Законом “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” устанавливался перечень товаров (работ, услуг), стоимость которых не относилась законодателем к объектам налогообложения по налогу с продаж, в частности стоимость:

- хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молочных продуктов, масла растительного, маргарина, круп, сахара, соли, картофеля, продуктов детского и диабетического питания;

- детской одежды и обуви;

- лекарств, протезно-ортопедических изделий;

- жилищно-коммунальных услуг и услуг по сдаче внаем населению государственных или муниципальных жилых помещений, а также по предоставлению жилья в общежитиях;

- услуг в сфере культуры и искусства, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и организациями культуры и искусства (театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, клубные учреждения, включая сельские, библиотеки, цирки, лектории, планетарии, парки культуры и отдыха, ботанические сады, зоопарки) при проведении театрально-зрелищных, культурно-просветительских мероприятий, в том числе стоимость входных билетов и абонементов;

- зданий, сооружений, земельных участков и иных объектов, относящихся к

недвижимому имуществу, и ценных бумаг;

- услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях и уходу за больными и престарелыми;

- услуг по перевозке транспортом общего пользования муниципального образования (за исключением такси), а также по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении морским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом;

- услуг, предоставляемых:

а) кредитными организациями (за исключением операций с монетами и слитками драгоценных металлов, осуществляемых кредитными организациями, порядок исчисления налога с продаж по которым определялся в соответствии с Письмом Министерства по налогам и сборам от 11 июля 2000 г. № ВН-6-05/523);

б) страховщиками (индивидуальные предприниматели, являющиеся страховыми агентами, не признавались страховщиками и обязаны были платить налог с продаж согласно Письму Министерства по налогам и сборам от 30 июля 2000 г. № 03-3-06/6/356);

в) негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг - в рамках их деятельности, подлежащей лицензированию;

г) коллегиями адвокатов;

- ритуальных услуг похоронных бюро, кладбищ и крематориев, услуг по проведению обрядов и церемоний религиозными организациями;

- услуг, оказываемых уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления, за которые взимаются соответствующие виды пошлин и сборов;

- товаров (работ, услуг), связанных с учебным, учебно-производственным, научным или воспитательным процессом и производимых государственными и муниципальными образовательными учреждениями;

- путевок (курсовок) в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения,

учреждения отдыха, реализуемых для инвалидов;

- других товаров первой необходимости по перечню, устанавливаемому

законодательными (представительными) органами субъектов РФ с целью недопущения снижения уровня жизни малообеспеченных групп населения.

При определении налоговой базы в стоимость товаров (работ, услуг) включается налог на добавленную стоимость и акцизы (для подакцизных товаров). Ставка налога с продаж была установлена в размере до 5 процентов. При этом сумма налога определена законодателем как соответствующая налоговой ставке процентная доля цены товара без учета налога с продаж, включаемая налогоплательщиком в цену товара, предъявляемую к оплате покупателю (заказчику).

Поскольку налог с продаж - региональный налог, в соответствии с нормами действующего законодательства о налогах и сборах он устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов Федерации и обязателен к уплате на их территории.

Заметим, что в целях методической помощи региональным законодателям Гос-налогслужба Российской Федерации разработала проект модельного закона субъекта РФ о налоге с продаж (Письмо Госналогслужбы Российской Федерации от 23 июля 1998 года № ШС-6-01/457). Кроме того, отдельные вопросы порядка исчисления и уплаты налога с продаж разъяснялись в Письме Госналогслужбы Российской Федерации от 31 декабря 1998 года № ВГ-6-01/930. Устанавливая налог с продаж, законодательные органы субъектов РФ самостоятельно определяют ставку, порядок и сроки уплаты налога, льготы и форму отчетности по нему, а также могут утвердить дополнительный перечень товаров (работ, услуг), реализация которых освобождается от этого налога. Сейчас такие перечни есть в четырнадцати регионах России.

С введением рассматриваемого фискального платежа налоговая система России претерпела в 1998 году определенные изменения. В регионах перестали взимать следующие виды налогов и сборов:

- на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;

- на право торговли;

- на перепродажу вычислительной техники и персональных компьютеров;

- с владельцев собак;

- лицензионный сбор за право торговли вино-водочной продукцией;

- лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;

- за выдачу ордера на квартиру;

- за парковку автотранспорта;

- за право использования местной символики;

- за участие в бегах на ипподроме;

- с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;

- за выигрыш на бегах;

- со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами;

- за право проведения кино- и телесъемок;

- за уборку территорий населенных пунктов;

- за открытие игорного бизнеса (установка игровых автоматов с вещевым или денежным выигрышем, карточных столов, рулетки и иных средств для игры).

Однако новое регулирование имело существенные недостатки, обусловленные некоторыми формулировками ст. 20 Закона об основах налоговой системы. 30 января 2001 г. Конституционный Суд РФ принял Постановление № 2-П по делу “О проверке конституционности положений подпункта “д” пункта 1 и пункта 3 статьи 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” в редакции Федерального закона от 31 июля 1998 года “О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, а также положений Закона Чувашской Республики “О налоге с продаж”, Закона Кировской области “О налоге с продаж” и Закона Челябинской области “О налоге с продаж” в связи с запросом арбитражного суда Челябинской области, жалобами общества с ограниченной ответственностью “Русская тройка” и ряда граждан”1 . Конституционный Суд признал не соответствующими Конституции РФ, в частности, положения частей первой, второй, третьей и четвертой пункта 3 статьи 20 Закона РФ “Об основах налоговой системы Российской Федерации”, как не обеспечивающие необходимую полноту и определенность регулирования налога с продаж, что порождает возможность произвольного толкования в законодательной практике субъектов Федерации и в правоприменительной практике.

В пункте 5 этого Постановления указывается, что конституционным требованием законного установления налога, в том числе регионального, является исчерпывающее и не дискриминирующее определение федеральным законодателем круга плательщиков этого налога.

Принцип равного налогового бремени, вытекающий из ст. 8 (ч. 2), 19 (ч. 1) и 57 Конституции РФ, означает, что не допускается установление носящих дискриминационный характер правил налогообложения, в том числе в зависимости от организационно-правовой формы и характера (содержания) предпринимательской деятельности налогоплательщиков.

По мнению Конституционного Суда РФ, ч. 1 п. 3 ст. 20 Закона об основах налоговой системы сформулирована некорректно и из ее содержания неясно, относится ли, например, формула самостоятельно реализующие товары (работы, услуги) только к индивидуальным предпринимателям или же ко всем плательщикам налога с продаж. Это приводит к неоднозначному толкованию в правоприменительной практике.

Положение п. 3 ст. 20 также не исключает применение налога с продаж в отношениях между собой двух хозяйствующих субъектов (и одновременно плательщиков данного налога) - как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей. Это не обеспечивает самостоятельность объекта налогообложения и противоречит сущности этого налога как налога на потребление.

Часть четвертая п. 3 ст. 20 фактически приравнивает к продаже за наличный расчет продажу с использованием безналичных форм расчета посредством кредитных и иных платежных карточек, по расчетным чекам банков, по перечислению со счетов в банках по поручению физических лиц. Исходя из того, что под физическими лицами в соответствии с Налоговым кодексом РФ понимаются наряду с гражданами России, иностранными гражданами и лицами без гражданства также и зарегистрированные в установленном порядке физические лица - индивидуальные предприниматели, указанная норма приравнивает к продаже за наличный расчет оплату расчетными чеками банков, которую осуществляют индивидуальные предприниматели.

Поскольку расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан (связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности) могут производиться как в безналичном порядке, так и наличными деньгами, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 861 ГК РФ), то один и тот же продавец (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), реализующий произведенный или закупленный им один и тот же товар, может как относиться к плательщикам налога с продаж, так и не быть им.

Определение круга налогоплательщиков в зависимости от формы осуществления ими расчетов, произвольное или немотивированное приравнивание расчетов в безналичном порядке к наличным расчетам ставит юридические лица, приобретающие товары по безналичному расчету, и индивидуальных предпринимателей (их безналичные расчеты приравнены к наличным) в неравное положение, обусловленное различием организационно-правовых форм их хозяйственной деятельности.

Неопределенность классификации плательщиков налога с продаж приводит к неоднозначному пониманию и региональными законодателями, и правоприменителями, и плательщиками налога и, следовательно, допускает возможность произвольного применения этого налога.

Таким образом, данный налог не может считаться законно, с достаточной полнотой и определенностью установленным - он не соответствует Конституции РФ, ее статьям 19 (ч. 1), 55 (ч. 3) и 57.

Кроме того, Конституционный Суд РФ в одном из своих решений указал: в силу требований федерального налогового закона (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации) все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налоге с продаж должны толковаться в пользу налогоплательщиков. По мнению Конституционного Суда, это подтверждает право хозяйствующих субъектов не взимать налог с продаж при продаже товаров (работ, услуг) индивидуальным предпринимателям за безналичный расчет.

В целях приведения названных положений статьи 20 Закона “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” в части налога с продаж в соответствие с Конституцией был подготовлен и внесен на рассмотрение Государственной Думы проект Федерального закона о внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 20 Закона Российской Федерации об основах налоговой системы Российской Федерации. 1 ноября 2001 г. Закон был принят Думой, а 14 ноября одобрен Советом Федерации. 27 ноября Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” № 148-ФЗ2 подписан Президентом РФ.

В соответствии со ст. 1 и 4 этого Закона новая редакция норм о налоге с продаж включена в часть вторую Налогового кодекса в качестве главы 27 и вступила в силу с 1 января 2002 г. Одновременно признана утратившей силу редакция п. 3 ст. 20 Закона “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”.

С учетом упомянутого Постановления Конституционного Суда новый Федеральный закон вносит следующие изменения в порядок исчисления и уплаты налога с продаж:

вводится определение объекта налогообложения как операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ исключительно в розницу;

исключается право субъектов Федерации дополнять перечень облагаемых налогом товаров (работ, услуг);

устраняется возможность двойного обложения налогом организаций и индивидуальных предпринимателей, приобретающих товары (работы, услуги) для дальнейшего их использования в предпринимательской деятельности;

исключены неопределенные понятия, которые не имеют юридического содержания и различно трактуются в правоприменительной практике, в частности: реализация товаров (работ, услуг) оптом, дорогостоящие товары, услуги и товары не первой необходимости;

предусмотрена возможность установления налоговой ставки в размере 5 процентов, а не до 5 процентов, как это было сформулировано ранее в законодательстве о налоге с продаж, вследствие чего эта ставка в субъектах Федерации устанавливалась в диапазоне от 1 до 4% , что создавало ощутимую разницу в юридических и экономических условиях предпринимательской деятельности.

Разработчиками главы 27 НК РФ уточнен ряд положений в целях приведения их в соответствие с частью первой Кодекса:

с учетом ст. 11 НК из перечня налогоплательщиков исключены филиалы и иные обособленные структурные подразделения организации. При этом в ст. 355 предусмотрена уплата организацией налога с продаж как по месту ее нахождения, так и по месту нахождения ее обособленных структурных подразделений;

дополнительно введено определение налогового периода по налогу с продаж;

исходя из ст. 8 Конституции РФ и ст. 3 НК освобождение от налогообложения ряда товаров (работ, услуг) не ставится в зависимость от формы собственности организаций, осуществляющих их производство и реализацию.

Как уже говорилось, до 1 января 2002 г. законодатель приравнивал к продаже за наличный расчет продажу с расчетами посредством кредитных и иных платежных карточек, расчетных чеков банков, перечислений со счетов в банках по поручениям физических лиц, а также при бартерных операциях. Главой 27 эта ситуация несколько скорректирована. В соответствии со ст. 349 части второй НК “...операции по реализации товаров (работ, услуг) признаются объектом налогообложения в том случае, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт”. Однако в новой главе Налогового кодекса учтены не все положения Постановления Конституционного Суда РФ №2-П. Так, изменив объект налогообложения, вместо стоимости реализуемых товаров (работ, услуг) законодатель признает в качестве такового операции по реализации товаров (работ, услуг) физическими лицами на территории субъекта Российской Федерации. Однако в соответствии со ст. 146 НК объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость также признаются операции по реализации товаров (работ, услуг), что противоречит абзацу второму ст. 38 части первой Кодекса (каждый налог имеет состоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй настоящего Кодекса и с учетом положений настоящей статьи). Таким образом, два разных налога юридически ( а в отдельных случаях - и экономически) имеют один и тот же (совпадающий) объект налогообложения.

Нормы главы 27 НК РФ не снимают проблемы определения места реализации товаров (работ, услуг) для целей налогообложения по налогу с продаж. Прослеживается и несогласованность отдельных положений этой главы и общей части НК в юридико-техническом подходе к закреплению налоговых льгот. И в ст. 20 Закона “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, и в главе 27 НК термин “льготы по налогам и сборам” не употребляется. Вместо прямого перечисления льгот в положениях Закона, определяющих порядок уплаты налога с продаж, приведен перечень реализуемых товаров (работ, услуг), стоимость которых не является объектом налогообложения, а в ст. 350 главы 27 НК РФ перечислены операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения).

Представляется правомерным поставить вопрос о правовом статусе и природе таких налоговых изъятий. Понимать ли их как льготы по данному налогу (со всеми правовыми последствиями такого вывода)? Если это льготы, то как согласуются юридические конструкции их закрепления с абзацем первым ст. 56 части первой Налогового кодекса РФ, который дает следующее юридическое определение налоговых льгот: льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Несмотря на то, что в ст. 56 НК РФ дано понятие льгот по налогам и сборам, этот термин не используется практически ни в одной из глав второй части Налогового кодекса, за исключением главы 24 “Единый социальный налог (взнос)”.

При этом глава 21 (“Налог на добавленную стоимость”) содержит статьи 145 (“Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика”) и 149 (“Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)”); глава 22 (“Акцизы”) включает в себя статью 183 (“Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)”); глава 23 (“Налог на доходы физических лиц”) содержит статью 217 (“Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)”), а также статьи 218, 219, 220 и 221 о различных видах вычетов из налогооблагаемой базы (при этом такие вычеты сгруппированы законодателем как раз по категориям плательщиков - см. абзац первый статьи 56 части первой Налогового кодекса РФ) и т. д. Если ни в одном из этих случаев не используется термин “льготы”, может быть, вообще следует поставить вопрос о пересмотре определения льгот по налогам и сборам, заложенного в первой части Налогового кодекса?

Безусловно, налоговые льготы как эффективный стимулирующий инструмент не являются обязательным элементом системы налогообложения, однако несомненно и то, что отсутствие или неопределенность закрепляющей их юридической конструкции может привести к серьезным проблемам применения налога на практике.

Обобщая сказанное, нельзя не отметить, что новая глава Налогового кодекса разработана и принята в некоторой спешке. К сожалению, новые нормы едва ли многим лучше прежних. Как представляется, вероятность судебных злоключений в связи с исчислением и уплатой налога с продаж все еще велика...

Не секрет, что бремя налога с продаж лежит на покупателе товаров (работ, услуг). Взимание этого налога с операций по реализации товаров (работ, услуг), если такая реализация осуществляется с использованием расчетных или кредитных банковских карт, как это предусматривает глава 27 НК РФ, делает банковские расчеты невыгодными для налогоплательщиков и, по сути, стимулирует держателей банковских карт, (в том числе корпоративных) к осуществлению расчетов по приобретению товаров (работ, услуг) не в безналичной форме, а наличными деньгами, но минуя кассу, так называемым черным налом. Все это не только замедляет темпы повсеместного внедрения расчетов банковскими картами, но и чревато сокращением безналичных операций в целом. Условно говоря, поддавшись соблазну пополнить бюджет утром быстро и сравнительно легко на копейки, вечером мы теряем десятки рублей.

Быть может, государству целесообразней было бы отказаться от 3-5 процентов стоимости товаров (работ, услуг), приобретенных с помощью банковских карт, и, наоборот, освобождать такие операции от налога с продаж? Это

стимулировало бы приобретение организациями товаров (работ, услуг) в безналичной форме с использованием банковских карт, у государства появилась бы возможность контролировать больший объем платежей, а кроме того, возрос бы поток денежных средств, проходящих через кредитные организации. Такая мера, во-первых, автоматически увеличит налогооблагаемую базу по другим налогам; во-вторых, при росте безналичных расчетов государство получит ощутимый доход за счет снижения себестоимости обращения денежной массы.

Такие выводы согласуются и с рассмотренной нами позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 30 января 2001 г. № 2-П.

Налог не должен мешать наилучшему управлению экономикой, его цель - способствовать росту экономической эффективности. Льгота как один из налоговых инструментов тоже должна служить государственному регулированию экономики. Представляется, что среди основных направлений политики в области системных налогово-правовых преобразований следует особо выделить:

- скорейшую унификацию налоговых льгот, предусмотренных действующим законодательством, и разработку определения понятия льгот по налогам и сборам, которое устранило бы недостатки нынешней правовой формулы, содержащейся в Налоговом кодексе РФ;

- разработку общих принципов предоставления правовых льгот в целом, и налоговых - в частности, с учетом специфики льгот как важных регуляторов экономики;

- закрепление этих принципов в общей части Налогового кодекса;

- усиление стимулирующей и регулирующей функций налоговых льгот путем совершенствования юридической и законотворческой техники в сфере отдельных налогов, в том числе и налога с продаж.

/"Законодательство и экономика", 27.03.2002/




<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


 
БЕСПЛАТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ

  • ДОБАВИТЬ коммерческое предложение

  • ОПУБЛИКОВАТЬ информацию об организации

  • ОСТАВИТЬ заявку на кредит / инвестирование

  • РАЗМЕСТИТЬ объявление о покупке / продаже бизнеса

  • РАЗМЕСТИТЬ информацию о вакансии

  • Бесплатные сервисы онлайн



    КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
    на 03.08.2021
    USD73,0156-0,1232
    EUR86,7717-0,2196
    E/U1,1884-0,0010
    БВК79,2058-0,1666
    Все валюты

    ПОГОДА 
    Россия, Московская обл., Москва
    днем
    ночью

    (прогноз)
    Погода в России и за рубежом

    ВАШЕ МНЕНИЕ



      Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    2003 - 2021 © НДП "Альянс Медиа"
    Правила републикации
    материалов сайтов
    НП "НДП "Альянс Медиа"

    Политика конфиденциальности