ЛЮБИТЕЛЬ ПИВА ПРИДИРЧИВ И КОНСЕРВАТИВЕН

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
ЛЮБИТЕЛЬ ПИВА ПРИДИРЧИВ И КОНСЕРВАТИВЕН

Оказывается, граждане России не удовлетворены качеством пива - как местного, так и импортного. К такому выводу пришли специалисты международной пивоваренной компании SAB, известной в нашей стране благодаря своей марке "Золотая бочка". Более года компания изучала вкусы граждан, для чего опросила около 4 тыс. человек (половину из них в Москве). Респондентам давали попробовать 15 марок пива, и ни одна из них не была признана идеальной. Как рассказал корреспонденту газеты "Время" Алан Ричардс, генеральный директор российского подразделения SAB – ООО "Трансмарк", специалисты старались выяснить, что из алкогольных напитков граждане пьют, с кем, где, сколько, каких марок и что они думают о выпитом. Попутно задавали и вопрос о том, насколько оптимистично они оценивают будущее России. Выяснилось, что корреляции между гражданским оптимизмом и пристрастием к спиртному не наблюдается. Респонденты опробовали предложенные им напитки и вынесли свои вердикты - что нравится, что нет. Российский любитель пива, как выяснилось, относится к цвету продукта более придирчиво, чем западный. Ему нужны глубокие, насыщенные оттенки. На вкус пиво тоже обязано быть глубоким и насыщенным. Пузырьки газа отвечают не только за вкусовые ощущения пьющего, но и за эстетическое наслаждение - они непременно должны "играть" в луче света. "Ваш потребитель любит посмотреть на свет через стакан", - философски комментирует эту склонность г-н Ричардс. Пене положено быть не столько обильной, сколько густой и плотной, чистого белого цвета и образовывать "шапку". Наконец, желательно, чтобы продукт был абсолютно натуральным. Присутствие добавок, которые, к примеру, ускоряют процесс брожения, не приветствуется. В результате, говорит г-н Ричардс, получается такая картина: в лучшем случае пиво той или иной марки сочетает в себе два из трех перечисленных достоинств, но чтобы соответствовать всем пожеланиям сразу - такого не бывает никогда. С г-ном Ричардсом солидарны специалисты "Балтики". "Да, конечно, - говорят они, - ни один сорт не удовлетворяет полностью вкусов потребителей, да и не может удовлетворить. Поэтому в маркетинге существует понятие товарной сегментации. И именно поэтому "Балтика" разливает не один сорт пива, а семь и планирует выпустить новые". Кстати, "Балтика" солидарна с SAB и в вопросе о цвете пива. "Золотая бочка" - светлое, а 85% потребителей, по данным "Балтики", любят именно такое. SAB выяснила не только то, каким должно быть идеальное пиво - она установила, что именно не устраивает потребителя в пиве наличествующем. Во-первых, качество продукта у одного производителя нестабильно: одна партия лучше, другая хуже. "Когда вы тратите деньги на продукт, который вы съедаете или выпиваете, вы должны ему доверять", - говорит г-н Ричардс. Во-вторых, консерванты, используемые для увеличения срока хранения, и катализаторы, ускоряющие процесс брожения, ухудшают вкус пива, за что они и нелюбимы ценителями. Кстати, по сведениям, полученным нами и от обычных любителей пива, и от ряда крупных производителей, "Балтика" в последнее время использует добавки, которые несколько меняют вкус бутылочного пива. По-видимому, это именно катализаторы. Их применение вызвано огромной популярностью продукции этого предприятия и, соответственно, желанием произвести его как можно больше. К сожалению, на самой "Балтике" наш вопрос относительно добавок оставили без ответа, так что поручиться за точность информации мы не можем. Но в одной крупной западной фирме информацию подтвердили, заметив, что "Балтика" отличается мощным менеджментом и что ошибка, несомненно, будет исправлена в ближайшее время. Люди из SAB утверждают, что им удалось создать именно ту марку, которая отвечает буквально всем пожеланиям трудящихся. Заявление, конечно, достаточно дерзкое, если учесть, что на рынке давно работают компании с мировыми именами. Мы обратились в одну из них - Sun Interbrew - с просьбой высказать свой взгляд на пивные пристрастия российских граждан. "Опыт показывает, что на местах - а у нас заводы в Саранске, Волжском, Курске, Перми – на пиво смотрят совсем иначе, чем в Москве, - говорит Олег Карпов, директор по корпоративным связям. - Петербург и Москва – это вообще другой мир, здесь привыкли к импортному пиву. В регионах - а мы глубоко изучили проблему, прежде чем прийти на заводы, - люди предпочитают то пиво, которое они пили всю жизнь. Даже если оно плохое, они считают, что именно оно - настоящее. Например, раньше вся страна пила "Жигулевское" и "Московское", горьковатое, с привкусом хмеля. Эти сорта были такими из-за того, что их производили на старом оборудовании, держали в старых баках – но люди считали,что так и надо. И когда мы пришли в регионы, перед нами стояла задача сохранить привычный вкус старого пива, его название и дизайн бутылки, но улучшить качество благодаря новому оборудованию". Результаты исследований, которые проводит "Балтика", подтверждают мнение о консервативности местной публики. Около 97% населения предпочитают отечественное пиво, и только 3% имеют пристрастие к импортному. То же самое показал и блиц-опрос, проведенный корреспондентом газеты "Время" в нескольких заведениях Москвы, где подают и отечественное, и импортное пиво. Выяснилось, что граждане чаще всего выбирают "Балтику" - и это при том, что цены на нее и на западный продукт (речь о розливном пиве) довольно близки, а в бары и рестораны ходят не самые бедные люди. В Курске Только после освоения старых местных марок, говорит г-н Карпов, компания решила сделать второй шаг - вводить новые сорта пива, но ни в коем случае не западные, а местные, с привычными вкусовыми качествами. Такова стратегия компании во всех странах, где она производит свой продукт. И только после этого возможен третий этап - появление на рынке международных марок, причем процесс этот следует проводить "постепенно и очень-очень осторожно". Г-н Карпов рассказывает о печальном опыте, который постиг Sun Interbrew в Курске, население которого много лет потребляло продукцию местного завода - традиционное горькое темное пиво. Компания пришла на этот завод, поменяла оборудование и начала производить светлое пиво западного образца. "Разбавляют!" – дружно решило недоверчивое население и повернулось к продукту спиной. Полгода компания боролась с этим всплеском местного патриотизма, и лишь недавно курскому заводу удалось добиться победы над ностальгическими настроениями типа "Вот раньше было пиво!" Объединяет эти две западные компании предположение о том, что Россия все-таки будет пить пиво европейского качества - будь то международные или местные марки, а также критическое отношение к местным производствам. В России, считает г-н Ричардс, не существует ингредиентов для пива международного качества - кроме, разве что, воды. "Трансмарк" ввозит из-за границы все - от солода и хмеля до бутылок и этикеток. "Я думаю, - говорит г-н Ричардс, - что за инвестициями в пивоваренную промышленность придут инвестиции в производство ингредиентов". Sun Interbrew покупает в России бутылки и частично - хмель. Надо полагать, такой подход вызван не только качеством продукции, но и некоторыми принятыми здесь правилами ведения бизнеса. Так, г-н Ричардс рассказывает, как его компания покупает, к примеру, солод. Его берут у давних надежных партнеров из Германии, но каждую партию все равно тестируют. "Если она не отвечает нашим требованиям, она едет назад", - говорит г-н Ричардс. На это корреспондент замечает, что далеко не все российские партнеры готовы были бы оказаться на месте партнеров германских. "Если Россия хочет чего-то добиться, - твердо говорит г-н Ричардс, - ей необходимо следовать этим правилам". (ВРЕМЯ-MN, 09.08.1999)

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>