ИСТОРИЯ ОДНОГО ПОКОРЕНИЯ РЫНКА

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
ИСТОРИЯ ОДНОГО ПОКОРЕНИЯ РЫНКА

У специалистов в области маркетинга сложилось представление, что в Нижегородском регионе практически невозможно найти предприятие, грамотно строящее политику в этой сфере: "Если удачные примеры с внешним маркетингом еще можно найти, то с внутренним не найдешь точно". Но не будем так категоричны. Первые уверенные шаги в этом направлении уже сделаны – теория стала работать на практику. Как обстоят дела на Нижегородском масложировом комбинате, на наш взгляд, самом продвинутом в этом вопросе предприятии, рассказывает его генеральный директор Николай НЕСТЕРОВ. СПРАВКА. Николай Николаевич Нестеров родился 30 января 1953 года. В 1975-м, после окончания Краснодарского политехнического института - был направлен на Горьковский масложиркомбинат, на котором проработал 12 лет: от мастера до главного специалиста. С 1989-го по 1994 год был связан с коммерческой деятельностью на радио и телевидении, принимал непосредственное участие в становлении телекомпании "Волга". Одновременно руководил фирмой "Профит". В 1994 году возглавил фирму "Оксоль". В октябре 1995-го создал и возглавил ЗАО "Торговый дом "НМЖК". Затем, в январе 1996 года, был избран генеральным директором АООТ "НМЖК". С приходом на НМЖК за 9 месяцев вывел комбинат из фактически предбанкротного состояния в финансово-устойчивое. В июне 1998 года - назначен первым заместителем министра сельского хозяйства и продовольствия РФ. Занимал эту должность до 25 ноября 1998 года. Затем создал и возглавил Союз маслодобывающих и маслоперерабатывающих предприятий. В январе 1999 года вновь избран советом директоров генеральным директором АООТ "НМЖК". В настоящее время совмещает руководство Союзом и комбинатом. В 1998 году продукция масложиркомбината получила много престижных наград: медали выставок "Интерфуд-98", "За здоровое питание", "Покупайте российское", "Интершарм-98", золотую и серебряную медали Нижегородской ярмарки. В ноябре минувшего года НМЖК стал лауреатом и дипломантом конкурса "100 лучших товаров России". - Николай Николаевич, не только сотрудники "Биржи", но и многие нижегородские консультанты и промышленники считают, что вы грамотно выстраиваете политику в области внешнего маркетинга. Как вы думаете, чем обусловлено данное мнение? - Успехами самого бизнеса, ведь именно они говорят об эффективности маркетинга. Если мы устойчиво больше всех в России продаем маргариновой продукции, то имеем право говорить о достаточно налаженной системе продвижения товара, то есть о грамотном маркетинге. Сейчас, например, все большую часть в структуре продаж занимает брэнд "Хозяюшка". С недавнего времени под этим брэндом на рынок выходит наливной маргарин, который может использоваться в качестве замены сливочного масла. Еще один показатель грамотного маркетинга - учет при разработке продукта всех его составляющих (названия брэнда, формы, упаковки, цены и т.д.). Понятно, что для этого необходимо изучение реального состояния рынка. Этим у нас занимаются специально созданные структуры, что также обуславливает эффективность системы продвижения. - А как обстоят дела с внутренним маркетингом? - Если говорить о внутренней среде маркетинга, о корпоративных отношениях, то как раз сейчас разрабатывается целый ряд мер (надеемся, действенных), которые позволят нам сделать мощный скачок в совершенствовании системы внутреннего взаимодействия. Поскольку идет очень напряженная работа, я не могу на сегодняшний момент сказать большего. - Проходит ли обучение по вопросам маркетинга внутри компании? - У нас существует учебный центр, на базе которого проходит обучение высший и средний управленческий персонал по различным элементам менеджмента, в том числе и по вопросам маркетинга. Кроме этого, мы приглашаем специалистов из-за рубежа. Например, в этом году на НМЖК в течение нескольких месяцев работали консультанты из Америки. Мы получили консалтинговую помощь по многим вопросам, связанным с развитием маркетинговой службы на предприятии. Мне, в частности, было интересно выявить личностные качества, которыми должен обладать маркетолог. И я получил подтверждение своим представлениям, что в маркетинге должны работать люди с аналитическим складом ума, склонные к исследовательской деятельности. Одновременно они должны творчески подходить к рассмотрению как узких вопросов, так и глобальных проблем. В общем, логичность мышления в сочетании с высоким уровнем креативности являются, на мой взгляд, основными характеристиками успешного маркетолога. - Каковы перспективы продвижения ваших товаров на российском рынке? - Что касается маргариновой продукции, то мы уверенно можем называть себя лидерами российского рынка. По майонезу НМЖК входит в тройку лидеров и, на наш взгляд, не слишком изобретательно здесь себя ведет. Сейчас мы работаем над тем, чтобы более динамично выходить на наш рынок с майонезом. - Несмотря на то что ваш майонез вкуснее других марок, его неохотно покупают за пределами области. В чем причина? - Здесь срабатывает постсоветский синдром - в течение десятилетий в регионах потреблялся местный майонез, тот, который было возможно купить. А люди привыкают в равной степени как к хорошему, так и к плохому. У маргарина нет такого разбега по привязанностям во вкусах. Хорошо, что мы это понимаем, нашим маркетологам есть над чем работать, раскладывать проблему на атомы и находить, какие звенья в цепочке нужно приводить в движение. - Некоторые специалисты в области создания брэндов считают, что НМЖК не слишком удачное название компании. Не хотелось поменять имя? - Я бы сказал, что НМЖК - это не столько название, сколько идентификация предприятия по отрасли производства. Если же говорить о переименовании, то сейчас важнее продвигаться и делать узнаваемыми торговые марки, что больше соответствует современным тенденциям развития рынка, когда популярность брэнда обеспечивает известность производителя. Такие брэнды у нас уже существуют - это "Хозяюшка", объединившая шесть наименований маргариновой продукции, и торговая марка "Мой", состоящая из двух подбрэндов "Мой малыш" и "Мой день". Сейчас идет работа по созданию брэндов для майонезов, в результате которой, я надеюсь, на свет появятся новые торговые марки, представляющие продукцию НМЖК. - Не собираетесь ли в ближайшее будущее создавать элитный продукт? - Да, но чуть позже. Это будет касаться майонеза. Вообще, мы постоянно отслеживаем динамику развития системы маркетинга. Анализируем накопленный опыт и работаем над усилением маркетинговой структуры предприятия. (Биржа (Н.Новгород), 12.08.1999)

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>