СОТОВЫЕ КАТАЛИЗАТОРЫ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
СОТОВЫЕ КАТАЛИЗАТОРЫ

Экспансия московских операторов на рынок мобильной связи Башкирии резко обострила конкуренцию, заставив местные компании изменить тарифную политику в пользу клиента

До Башкирии, где не менее 90% телекоммуникационного рынка безраздельно контролировал местный оператор электросвязи фирма " Башинформсвязь", докатилась волна конкуренции. Сюда пришли две компании федерального масштаба: " МСС-Поволжье", продвигающая систему " МегаФон", и " Мобильные ТелеСистемы" (МТС). Обострившаяся конкуренция впервые дала жителям региона возможность выбора поставщика услуг связи.

Старые соты

Башкортостан всегда был привлекателен для компаний, ищущих рынки сбыта услуг связи. По уровню покупательской способности и концентрации доходов населения Башкирия входит в первую двадцатку регионов России, что сказывается на формировании платежеспособного спроса на услуги связи.

Мобильная связь в Башкирии начала развиваться раньше и активнее, чем во многих других регионах. Первый местный оператор появился здесь еще в 1993 году, а только за последний год количество абонентов выросло с 38 до 128 тысяч. Компания " Сотовая связь Башкортостана" (ССБ), работающая в стандарте NMT-450, четыре года занимала на рынке сотовой связи республики монопольное положение. Пришедшие на рынок вслед за ССБ компании " БашСелл" (смешанный стандарт TDMA/D-AMPS) и " БМ-Телеком" (сеть GSM 900/1800) потеснили пионера связи. Но, не пересекаясь с ССБ в стандартах, не стали прямыми конкурентами.

"БМ-Телеком", действующий в Башкирии с 1998 года, имеет наибольшую сеть абонентов в республике: в этом году он отметил регистрацию 100-тысячного абонента. Причина - относительно демократичные тарифы и условия.

Намного скромнее клиентура у "БашСелла", обслуживающего в основном Уфу и пригороды. Компании пришлось дважды менять имя: она создана в 1997 году как " БашЮнисел" компаниями " Восток-Мобайл", "Телекоммуникационные системы" и Уфимским авиационным техническим университетом. Пострадала от дефолта: "Восток-Мобайл" выбыл из игры, и после долгих поисков инвесторов его долю выкупила сначала фирма с ирландским капиталом, потом с турецким. В июне 2000 года сеть запустили в эксплуатацию под торговой маркой " Билайн", но в связи с намерением самого "Билайна" развивать собственную региональную сеть компания лишилась недавно и этой "вывески".

Еще одного участника рынка, Уфимскую ГТС, к беспроводной связи привела нужда - проблема телефонизации районов, в которых проведение обычной проводной связи затруднено. С августа 2000 года ГТС развивает сеть беспроводного радиодоступа на основе технологии CDMA WLL. Специализируясь на установке стационарных аппаратов, она не стремится конкурировать с поставщиками "мобильников". Но приличное число абонентов и самый дешевый повременный тариф заставляют конкурентов считаться с ГТС. Стабильный спрос натолкнул руководство компании на мысль о разворачивании сетей не только в Уфе и ее окрестностях, но и в ряде других городов.

Несколько лет эта четверка компаний вела вялотекущую (поскольку каждая занимала свой сегмент рынка) борьбу за клиента. Все операторы мобильной связи имели местное происхождение и работали каждый в своем стандарте, редко вторгаясь в чужую епархию. Кроме того, соучредителем всех их, за исключением "БашСелла", был региональный оператор электросвязи - "Башинформсвязь".

Вторгшийся нынешней весной на башкирский рынок "МегаФон", внедряющий стандарт GSM 900/1800, оказался первым "чужаком", не связанным происхождением с местными структурами. Он и стал катализатором борьбы за место под солнцем, впервые создав прямую конкуренцию операторов связи в рамках одного стандарта.

Новые соты

К моменту появления конкурента местные компании имели и внутренние проблемы. Аналоговый NMT-стандарт, используемый ССБ, устарел и должен уступить место более функционально богатым цифровым технологиям. То же относится к стандарту D-AMPS, в котором работает "БашСелл". Уфимская ГТС оказалась перед лицом проблемы скорее политической": как утверждает начальник УГТС Владимир Чесский , американский стандарт CDMA не пользуется расположением Минсвязи РФ. Это ведомство лоббирует стандарты европейские и поэтому тормозит сертификацию нового оборудования. Лучше всех чувствовал себя, пожалуй, "БМ-Телеком", монопольное положение которого на рынке GSМ-связи позволяло ему до последнего времени держать высокие цены.

Экспансия "МегаФона" заставила пересмотреть ценовые позиции всех операторов. ССБ снизила местные тарифы для своих клиентов на 25%, а цены на междугородные и международные звонки - в 1,5 раза. "БМ-Телеком" уменьшил первоначальный авансовый платеж, ввел нулевой порог отключения и посекундную тарификацию разговоров, бесплатное подключение, запустил систему WAP и начал тестировать следующую ступень обеспечения связи с Интернет, GPRS. Словом, постарался приблизиться к уровню сервиса столичных компаний, чтобы иметь моральное право заявить в своей рекламе: "Местного абонента удивить сложно".

"МегаФон", однако, принес в регион то, чего местные операторы объективно предложить не могут. Проект носит общефедеральный характер, заявленная цель - ликвидировать внутри сети понятие национального роуминга. Предполагается, что в перспективе клиенты "МегаФона" будут в поездках по всей России получать унифицированный набор стандартных услуг по "домашним" тарифам. Сеть строится по принципу, который можно сравнить с нарезкой федеральных округов: каждый оператор, участвующий в проекте, обслуживает укрупненный блок из 10 - 15 субъектов РФ, внутри каждой такой зоны звонки абонентов между собой считаются местными.

Башкирия попала в состав укрупненного Поволжского округа, состоящего из 12 субъектов РФ. Компания " МСС-Поволжье" соединила внутрисетевым роумингом Самарскую, Саратовскую области и Башкирию, в ближайшие полгода готовится присоединить к ним Ульяновскую, Волгоградскую и Астраханскую области, позже добавятся Татария, Мордовия, Чувашия, Калмыкия, Мари-Эл и Пензенская область. Безроуминговая связь, считает генеральный директор "МСС-Поволжье" Валерий Ермаков , привлечет корпоративных клиентов, чей бизнес связан с частыми поездками по регионам-соседям: затраты на региональный роуминг можно существенно уменьшить. Там, где плата чужим операторам за роуминг пока неизбежна (многие регионы не подключены), в сети используют единую тарифную сетку внутрисетевого роуминга.

Сеть "МегаФон" в Башкирии включает сейчас коммутатор и 33 базовые станции. К августу их станет 45, и сеть покроет территорию проживания 60% населения республики. До конца года "МегаФон" намерен подключить не менее 80 тысяч абонентов. По словам Валерия Ермакова, компания рассчитывает на половину рынка республики. Между тем другие участники рынка уступать не собираются.

"БМ-Телеком", ближайший конкурент "МегаФона", уже сегодня охватывает примерно такую же территорию, на какую претендует пришелец, и в нынешний монтажный сезон планирует еще нарастить возможности. И планы, скорее всего, реализовать удастся: недавно владельцем фирмы "БМ-Телеком" стала столичная компания "Мобильные ТелеСистемы" (МТС). МТС приобрела "БМ-Телеком", обслуживающий около 100 тыс. абонентов при коммутаторе емкостью 500 тыс. номеров и 70 базовых станциях, за 41 млн долларов. Столичная компания купила 60-процентную долю уставного капитала фирмы у ОАО "Башинформсвязь", ее главного учредителя, а оставшиеся 40% - у частного лица, совладельца фирмы. В ближайшие планы МТС в Башкирии входит установка новых станций в населенных пунктах республики, не охваченных этой сетью, и некоторое понижение тарифов "БМ-Телеком".

До недавних пор тарифное соперничество два варяга вели, придерживаясь разной тактики. Если "БМ-Телеком" поспешил в последние месяцы выдать клиентам все блага, которые имел в запасе, то "МегаФон", умудренный опытом конкурентной борьбы в Москве, предпочел оставить задел на будущее. Не торопясь, один за другим, он ввел пять тарифных планов для частных лиц и корпоративных клиентов с едиными для всего Поволжья расценками, в том числе тарифный план, основанный на системе pre-paid - оплате пластиковыми картами. "БМ-Телеком" с такими картами уже работает, но тарифы держит чуть выше "мегафоновских".

Очевидно, однако, что средние тарифы в регионе скоро уравняются: участники рынка ориентируются друг на друга. Резко выпадает, пожалуй, лишь "БашСелл", стоимость подключения к сети которого составляет 120 - 140 у.е., при том что практически во всех компаниях эта услуга бесплатна. Как считает директор башкирского отделения "МСС-Поволжье" Ришат Габдулхаков , у сотовиков в Башкирии, и вообще на периферии, больше резервов для уступок клиентам, чем в Москве. В регионах есть еще "куда подвинуться" и в тарифах, и в условиях обслуживания, не говоря уже о географическом расширении сетей. Емкость рынка тоже достаточна: по мнению г-на Габдулхакова, "мобилизовать" в Башкирии можно как минимум четверть населения. В борьбе за абонента игрокам на рынке придется соперничество сочетать с сотрудничеством. Так, уже достигнута договоренность, согласно которой абоненты "МегаФона" и МТС смогут обмениваться друг с другом SMS-сообщениями.

А недавно еще две компании приобрели лицензии на развитие мобильной связи в Башкирии - " Билайн GSM" ("Вымпелком-Регионы") и ассоциация СМАРТС из Поволжья. Обе планируют начать работу уже в 2002 году, а значит, потеснить участников рынка. ("Эксперт-Урал", 17.06.2002)

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>