ДОБРЫЙ ВЕТЕР В ПАРУСАХ "ВОЛЖСКОГО ПЕКАРЯ"

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
ДОБРЫЙ ВЕТЕР В ПАРУСАХ "ВОЛЖСКОГО ПЕКАРЯ"

Сегодня "Волжский пекарь" известен всем в Тверской области, да и не только в ней. Предприятие стабильное, по нынешним временам крепко стоящее на ногах, продукция у него высокого качества и широчайшего - 350 наименований! - ассортимента, как его не знать? А отведав его вафель, вкусной слойки круассана, фаготтини, торта с кремом из взбитых сливок, ребенок за руку будет мать тянуть к "Дому хлеба", "Золотой ниве" или в "Сласти у моста". Вкусно! Что там ребятишки - пожилая москвичка прислала на предприятие письмо: "Купила ваш "Мариинский" хлеб, пришла домой, отрезала кусочек, отрезала второй - да так за один присест весь батон и съела. Он же вкусен, как пирожное!"

Люди и коллективы, сумевшие добиться успеха, как правило, интересны всем. Каждому хочется узнать: а как ты сумел? Может, и я смогу? Поделись секретом побед!

Успех "Волжского пекаря" особенно интересен потому, что коллектив сумел добиться его, сделав стартовый толчок в самые тяжелые годы. Сегодня вся промышленность области переживает период подъема, из года в год увеличиваются объемы производства, причем темпами, завидными для многих регионов России. Но если оглянуться на начало реформ, то придется признать: практически все предприятия или по крайней мере большинство из них прошли через состояние "клинической смерти". "Волжский пекарь", тогда хлебокомбинат N 2, не только не знал подобной беды, но, напротив, именно в это время сосредоточил силы, внимание и средства и очень своевременно начал развиваться в нужном направлении. Причиной тому отнюдь не какое-то счастливое стечение обстоятельств. Просто большинство предприятий в предреформистские годы требовали экономических свобод, не будучи готовыми к ним. А руководство "Волжского пекаря" основательно изучило опыт зарубежных коллег, менеджмент и маркетинг, инвестиционную политику и кредитование. И в период, когда многие просто проедали прибыль и "сворачивали" производство, "Волжский пекарь" стал расширяться, реконструироваться, внедрять новые линии и технологии, осваивать новые виды продукции, новые виды деятельности (торговля, автотранспорт).

Можно сказать: и все бы так захотели! Хотенья-то мало, деньги откуда взять?

Здесь сказалась экономическая подготовка руководителя предприятия. Генеральный директор "Волжского пекаря" Лилия Корниенко не боялась брать кредиты и с теплой благодарностью говорит об областном и городском отделениях Сбербанка, которые с пониманием относились к нуждам предприятия и, учитывая его социальную значимость, во все времена брали с него "божеские" проценты. Даже когда тарифные ставки подскочили под 260-280, с "Волжского пекаря" банк брал всего лишь 220 процентов.

Кредиты шли на текущие нужды - на сырье и материалы, а всю прибыль от реализуемой продукции (она была достаточно скромной, поскольку цены на хлеб регулировались во все времена) пускали на расширение предприятия и закупку оборудования.

Нужно отдать должное тем, кто стоит на "капитанском мостике" предприятия. Они четко определили основные стратегические направления его деятельности. Было просто необходимо ускорить денежный оборот, и для этого потребовалась собственная специализированная торговая сеть. Тем более что государственная к тому времени пришла в полный упадок. Аренда государственных магазинов и последующий выкуп двух из них - эта работа последовательно и упорно велась все десять лет реформ. Сложность заключалась еще и в том, чтобы убедить городские власти в необходимости этого шага, "повернуть" их лицом к проблемам хлебопеков. Многие, наверное, и сегодня помнят, с каким жаром выступала Лилия Корниенко перед областными и городскими законодателями, а сколько аргументированных писем было написано отцам города! А потом коллектив выкупал помещения под магазины на конкурсной основе, приобретал передвижные торговые точки. Торговля давалась сложно, но когда результаты стали видны, и другие последовали примеру "Волжского пекаря". Хотя раньше считали торговлю лишней обузой.

Второй составляющей успеха стал свой автопарк. И здесь пришлось пройти через препоны психологической неготовности к работе по-новому. В сиюминутном плане аренда, конечно, дешевле покупки машин, но если посмотреть на перспективу, то собственные автомашины не только быстро окупаются, но и позволяют экономить. А главное, именно свой автотранспорт позволил "Волжскому пекарю" резко расширить рынки сбыта, выйти за пределы региона и начать "завоевывать" московских и подмосковных потребителей. Излишне, наверное, говорить, что для этого продукция предприятия по качеству должна быть как минимум не хуже московской, а в чем-то и лучше.

По мере того как предприятие расширялось, делать это за счет прибыли становилось все тяжелее. Средств не хватало. Пришлось снова прибегнуть к помощи банка, хоть уже и опосредованной - к созданной при нем лизинговой компании. Лизинг - слово чужое (хотя в годы войны оно звучало широко). Тем не менее освоили его быстро. Аренда оборудования с последующим выкупом выгодна тем, что с первых дней получения и установки оборудования оно начинает работать на погашение долга. Так сказать, само себя выкупит, да еще потом предприятию и чистую прибыль даст. Многие технологические линии "Волжского пекаря" приобретены именно лизинговым путем.

Не боится "Волжский пекарь" пользоваться и овердрафтом - беззалоговым кредитом. Руководители предприятия уважают надежность Сбербанка, с пониманием относятся к тому факту, что 60 процентов банковских средств - это заемные средства населения, и банк отвечает перед своими вкладчиками за их возврат и рост процентов. Что ж, снимая со сберкнижки сумму, значительно больше той, которую вы первоначально вложили, вспомните о вкусных булках, пряниках, вафлях "Волжского пекаря" - в "набежавших" вам процентах есть доля их реализации.

Конечно, "Волжский пекарь", как и многие другие предприятия, охотно пользовался бы кредитами в более широком масштабе - брал бы деньги на долгий срок, на капвложения. Но приходится считаться с реальностью. Есть вопросы, которые решает "голова" - Центробанк, и высокие страховые взносы делают пока этот вид кредита невыгодным. Но время идет, порядки меняются, и предприятие твердо рассчитывает, что и в этом вопросе не в столь отдаленном будущем сможет положиться на банковскую помощь.

Сегодня у руководителей предприятия много новых планов и задумок. Иначе и быть не может у генерального директора, которая трижды на российском уровне удостаивалась звания "Лучший директор года". И национальная премия имени купца Гавриила Солодовникова, которой "Волжский пекарь" был удостоен в прошлом году за лучшую фирменную сеть магазинов в России, тоже о многом говорит. А сейчас еще и налоговая служба по достоинству оценила "Волжского пекаря", вручив сертификат доверия. Это значит, что налоги в бюджеты всех уровней предприятие платит сполна и своевременно. Добрый ветер в парусах "Волжского пекаря"! ("Тверская жизнь", 05.06.2002)

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>