КНИГА СТАНЕТ КОЛБАСОЙ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
КНИГА СТАНЕТ КОЛБАСОЙ

Возникновение книжных гипермаркетов приведет к конфликту между традиционным и новым взглядами на то, какими должны быть эти магазины

В скором времени книготорговое объединение “Топ-Книга” откроет в Москве книжный гипермаркет. Об этом RBC daily сообщили в руководстве компании. Магазин расположится в торговом комплексе “Мега” в Химках. По словам генерального директора “Топ-Книги” Георгия Лямина, это будет своего рода “проба пера”: в городе уже работает несколько крупных магазинов подобного формата, и как рынок воспримет появление нового игрока, пока сказать трудно. Его участники сдержанно отнеслись к инициативе компании: по их мнению, московские покупатели пока не готовы совершать покупки в книжных магазинах самостоятельно, им требуется помощь и участие консультантов. Поэтому, считают они, обезличенные книжные гипермаркеты, где человек предоставлен сам себе, могут оказаться не слишком эффективными.

Новосибирское объединение “Топ-Книга” – одна из крупнейших компаний на книготорговом рынке. В ее состав входят 150 магазинов в 74 городах страны, в восьми городах она имеет оптовые представительства с ассортиментом свыше 100 тыс. наименований. В Москве компания представлена сетью книжных магазинов “Читай-город”, а также магазином “Литера”, работающим в формате Cash & Carry. О намерении открыть еще и гипермаркет в столице г-н Лямин заявил в интервью RBC daily. По его словам, компания долгое время негативно относилась к идее создания магазинов свыше 1000 кв. м, но сейчас хочет попробовать силы в новом сегменте. Конкурировать “Топ-Книге” придется с долгожителями рынка, которых также можно назвать гипермаркетами – магазинами “Библио-Глобус”, “Москва”, “Молодая Гвардия”, “МДК”, а также с гипермаркетом сети “Букбери” на Никитском бульваре.

Напомним: сегодня в России ощущается резкий дефицит книжных магазинов. Причем если в крупных городах, вроде Москвы и Санкт-Петербурга, ситуация не столь критична, то в регионы книги зачастую просто не поступают. Издатели говорят о том, что в магазины сейчас попадает только 5-6 книга, а общий недостаток точек реализации они оценивают в 2-3 тысячи магазинов. В то же время участники рынка отмечают консервативность посетителей книжных магазинов: у давних участников рынка уже давно сформировалась своя аудитория, которая неохотно меняет “свои” магазины на новые.

“При условии, что в стране в принципе не хватает книжных магазинов, мне, как потребителю, формат гипермаркета не понравился бы, – сказал RBC daily представитель издательства “Эксмо” Алексей Шехов. – На мой взгляд, в Москве, где уровень доходов выше, чем в среднем по России, более перспективным представляется открытие книжных бутиков”. По мнению г-на Шехова, книжные гипермаркеты займут нишу магазинов экономкласса, правда, при этом существует ряд условий, только при соблюдении которых они смогут стать прибыльными. “Книга – не высокорентабельный товар, – прокомментировал он. – Поэтому, чтобы оправдать расходы на открытие такого магазина, надо либо очень много продавать, либо продавать очень дорогие книги”.

У “Эксмо” есть основания строить пессимистичные прогнозы: весной этого года закрылся супермаркет “Книжная страна”, располагавшийся на бойком месте – в торговом центре “На Страстном”. И хотя в этом случае арендная ставка и расположение магазина будут иными, собеседник RBC daily все же считает открытие гипермаркета рискованной затеей. “Открыть книжный магазин сложно, но сложнее сделать его прибыльным, – считает Алексей Шехов. – К тому же покупатели этих магазинах достаточно консервативны”.

Но в то же время эксперты соглашаются с тем, что появление новых магазинов – благо не только для покупателей, но и для издателей, заинтересованных в увеличении каналов сбыта своей продукции. “Безусловно, гипермаркеты нужны, поскольку они позволяют обеспечивать максимально широкий ассортимент продукции, – прокомментировал RBC daily генеральный директор сети ООО “Букбери” Алексей Шестаков. – А меньшее количество изданий, связанных с поддержкой ассортимента, позволит поддерживать цены на необходимом уровне. Если же при этом магазин может предложить более высокий уровень обслуживания, чем, например, в “Олимпийском” (имеется в виду книжная ярмарка в спорткомплексе – RBC daily), такой вариант интересен”.

Вместе с тем все отмечают, что затраты на создание крупных книжных магазинов довольно большие, и куда более эффективно разрабатывать сегмент небольших магазинов, которые к тому же куда быстрее окупаются. Еще одна причина для этого – рассматривать покупки в книжных магазинах иначе, чем обычный поход по магазинам. “Я считаю, что покупатель не готов самостоятельно приобретать книги, ему нужно внимание, участие консультантов, получение от них определенной информации, – сказала RBC daily директор книжного магазина “Москва” Марина Каменева. – А в гипермаркетах покупатель предоставлен самому себе”. По мнению г-жи Каменевой, следование западному варианту развития книжного рынка не подходит для России. “Ошибочно создавать безликие торговые площади с большим ассортиментом, – считает она. – Каждый магазин должен иметь свое лицо, и меня настораживает, что новые сети стандартизированы и похожи на зарубежные”.

Книжный магазин, по словам Марины Каменевой, должен представлять собой не просто торговую площадь, но еще и место для проведения досуга, словом, важна еще и атмосфера, благодаря которой покупатели будут туда возвращаться. О том, насколько оправданы надежды на самостоятельность покупателей, можно будет судить уже в ближайшее время. Но, очевидно, книготорговый рынок подошел к той черте, когда игрокам придется выбирать между традиционным обслуживанием с участием консультантов-продавцов и предоставлением покупателей самим себе.

/RbcDialy, 16.11.2004/

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>