КАЖДЫЙ ТРЕТИЙ РОССИЯНИН НЕ ЧИТАЕТ КНИГ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
КАЖДЫЙ ТРЕТИЙ РОССИЯНИН НЕ ЧИТАЕТ КНИГ

Интерес к чтению в России катастрофически снижается.

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям решило объявить 2007 год Годом чтения. Правительство идет на это не от хорошей жизни. Сегодня каждый третий россиянин не читает книг. Литература становится одним из второстепенных предметов в школе. А в районных библиотеках, которые еще недавно были доступны всем желающим, начали брать плату за доступ к знаниям. И дело не только в коммерциализации библиотек. Во многих из них происходит замена романов классиков на современное бульварное чтиво. Еще немного, и, как говорят специалисты, Россия в смысле глобальной книжной безграмотности населения сравняется с Америкой

Еще 15 лет назад Россия считалась самой читающей страной в мире. Сейчас треть населения страны не читает и даже не держит дома книг. По мнению социологов, процесс этот закономерный. В современной России меняется способ приобщения людей к культуре. Новые знания, которые раньше получали из книг, теперь россияне черпают из телевизора или из Интернета. По мнению психологов, процесс отчуждения от чтения идет уже давно и связан с особенностями человеческого восприятия. "Статическая картинка всегда менее интересна, чем движущаяся. Это закон, – рассказала "НИ" специалист психологического центра Ольга Дурова "Второе Я". – Когда ты смотришь телевизор, создается иллюзия того, что ты в компании. Чтение же всегда подразумевает одиночество, перед которым многие испытывают страх. Кроме того, книга требует определенного напряжения, концентрации умственных сил. А их уставшие на работе люди предпочитают экономить. Раньше книги выигрывали у кино, поскольку изображали то, что на экране показать невозможно. Но сейчас ситуация изменилась. Благодаря современным спецэффектам в фильмах возможно то, чего словами не описать".

Мы все учились понемногу

В результате, по данным Роспечати, доля активных читателей за последние два года снизилась с 26% до 23%. Фактически половина взрослого населения страны вообще не покупает книг. С детьми ситуация обстоит еще хуже. "За последние семь-восемь лет школьники стали читать примерно на 30–40% меньше, – рассказал президент Фонда образования РФ Сергей Комков. – Главная причина снижения интереса к чтению заключается в изменении акцентов преподавания литературы, которая сейчас фактически низведена до уровня второстепенного предмета. Происходит это, в частности, из-за глобальных изменений в самой системе преподавания. Российское образование всегда носило фундаментальный классический характер. В 90-е годы активно стала внедряться прикладная система преподавания. Дети стали учить только то, что им напрямую может пригодиться в жизни. Уже 1,5 поколения учатся по этому принципу, а ведь достаточно трех поколений – и вернуться к прежней системе будет уже нельзя. Так произошло, например, в Америке. Поэтому-то мы сейчас и бьем тревогу".

Спад интереса к чтению признают и учителя столичных школ. "Сейчас статистика такова: большинство детей программу читают, есть даже единицы, которые прочитывают 40 книг за лето, но обязательно около 5 человек в классе не читают вообще, – рассказала учитель литературы московской школы № 42 Алла Юдина. – Несмотря на то что количество и доступность информации выросли – качественных данных о книгах почти нет. Как ребенок может выбрать себе нужную книгу, когда ему о книгах никто не рассказывает?".

Школьный список литературы в этой ситуации тоже не помощник. "Мне все-таки удается поддерживать интерес детей к чтению", – пояснил учитель литературы и директор столичной школы №370 Юрий Котельников.

"Но при этом мне приходится самому исключать из преподавания ряд произведений, прописанных в программе, – говорит г-н Котельников. – Столько книг ученики просто физически не в состоянии прочитать. Для этого пришлось бы увеличить число уроков литературы с четырех до двадцати в неделю. Более того, темы итоговых сочинений держатся в секрете до конца мая, а их около четырехсот. Их просто невозможно подготовить". Получается, что сама школьная программа заставляет детей рассматривать литературу как предмет, к которому надо готовиться быстро и спонтанно.

Вне зоны доступа

Однако даже если дети стремятся к чтению, достать книги им удается не всегда. Большинство россиян просто не может себе позволить купить книгу. Средняя зарплата по стране составляет 10 тыс. руб., так что заплатить 200 руб. за роман решится не каждый. Единственный выход – идти в библиотеку, если она, конечно, в городе есть. По оценкам г-на Комкова, сейчас каждый третий российский город районного значения не имеет собственной библиотеки. Более того, закрытие библиотек продолжается. "Сейчас есть положение, по которому в каждом муниципальном образовании должна быть своя библиотека, – рассказал г-н Комков. – Однако соблюдается оно далеко не всегда, так как финансирование переложено на муниципальный бюджет, а денег в нем на все нужды района не хватает. В дальнейшем ситуация только ухудшится. После принятия закона об автономных учреждениях темпы закрытия библиотек увеличатся. Сначала они будут сдавать в аренду часть площадей, чтобы содержать книжный фонд, а затем просто будут вытеснены из своих помещений".

"Состояние 80% провинциальных библиотек плачевное, – призналась "НИ" заместитель председателя Общественной палаты по вопросам культурного и духовного наследия Галина Боголюбова. – Библиотеки требуют ремонта и модернизации фондов. Необходимо переходить на современные электронные носители информации. Но как это сделать, когда в провинции на содержание библиотек выделяется "невероятная" сумма – 3–4 тыс. рублей в год?! На прошедшем на днях в Москве Форуме молодых библиотекарей Иосиф Кобзон сказал меткую фразу: "Спьяну, может, с дуру, средств жалеют на культуру". Я ее полностью разделяю".

Несколько лет назад в большинстве крупных московских библиотек сделали ремонт. Теперь "храмы книги" блестят свежеокрашенными полами, а от ярко-белых стен слепит глаза. Однако внешнее благолепие плохо сочетается со скудостью книжных фондов. По словам г-на Комкова, ежегодно библиотечные фонды сокращаются на 5–7%. Ветхие книги заменяются дешевой литературой современных авторов. Такие книги библиотекари охотно принимают, так как за счет них удается привлекать читателей.

Это и понятно. Бульварные романы и детективы лидируют и в рейтингах продаж. По статистике одного из книжных магазинов Москвы, в топ-10 из серьезной литературы входят лишь Радзинский и Довлатов. А на первых местах по числу продаж стоят произведения Оксаны Робски и Александры Марининой. "Что же поделать, если нашим клиентам Маринина нравится больше, чем какой-нибудь Бунин"? – говорит исполнительный директор магазина "Библио-глобус" Лариса Голованова. – Маринина же тоже хороший автор".
Корыстный век, корыстные сердца

Попытки как-то изменить ситуацию заставляют руководство библиотек брать деньги с посетителей. Так "храмы книги" получают стабильный источник финансирования, но теряют клиентуру. "В нашем и в соседнем районах большинство библиотек стали коммерческими, – рассказал заведующий московской библиотекой № 29 Владимир Полухин. – А мы так и остались бесплатной, за счет этого посетителей стало больше".

Аналогичная ситуация складывается и в других крупных городах России. Чтобы выжить, абсолютное большинство библиотек Нижнего Новгорода сегодня оказывают платные услуги населению. Например, организуют выдачу книг за деньги из так называемого внебюджетного книжного фонда, формируемого из книг читателей. В читальных залах платным являются просмотр новых журналов и услуги ксерокопирования. Зачастую сотрудники муниципальных библиотек не выписывают квитанцию при оформлении той или иной платной услуги, а просто кладут деньги к себе в карман. Осуждать за это малооплачиваемых библиотекарей никто из читателей даже не думает.

"Сегодняшние трудности связаны, в первую очередь, с проблемами комплектования книжного фонда и низкой заработной платой сотрудников, – сообщила заместитель директора по информационно-библиотечному обслуживанию научной библиотеки Нижегородского государственного университета имени Лобачевского Лидия Казанцева. – Существовавший в советское время порядок комплектования научных библиотек предписывал, что каждое издательство, выпускающее книгу соответствующего профиля, высылало в библиотеку так называемый обязательный экземпляр. Читатель знал наверняка: то или иное издание имеется в книжном фонде библиотеки. Сегодня никто никому ничего не обязан, и читатели часто не могут найти в библиотеке нужную книгу".

Ульяновские библиотеки пребывают сегодня в состоянии краха. Областной Дворец книги, основанный в честь Николая Карамзина, уже не первый год находится в аварийном состоянии. Некоторые залы библиотеки попросту закрыли – персонал опасается, что регулярно отваливающейся с потолка штукатуркой может убить посетителей.

Библиотекари признают, что ульяновцы стали читать значительно меньше, а учащиеся сегодня предпочитают искать информацию в Интернете. Впрочем, местные власти не спешат культивировать интерес горожан к чтению. К примеру, совсем недавно ульяновский губернатор Сергей Морозов на встрече с журналистами заявил о том, что областную детскую библиотеку легче снести, чем достроить – мол, здание трещит по швам и на его ремонт якобы требуется 300 млн. рублей. Эта новость ввергла в настоящий шок ветеранов строительной индустрии города, заявивших, что возведенная к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина библиотека имеет большой запас прочности и рассчитана на 100–150 лет.

Мэр Архангельска Александр Донской вообще предложил заменить библиотеки Интернетом, так как они не выполняют свои функции. Он отметил, что в библиотеках не появляется новых книг, поэтому ряд из них вполне может заменить Интернет. "Нужно понять, что всем угодить мы не в состоянии. Нужно пересмотреть подходы к формированию бюджета, а не держаться старых схем", – добавил мэр. Г-н Донской считает, что Архангельск слишком много средств вкладывает в образование детей. Он привел в пример школу искусств и художественную школу, где обучение одного ребенка обходится городу за 5 лет в 58 тыс. рублей и 19 тыс. рублей соответственно. По словам мэра, у города много других проблем, чтобы тратить такие суммы на обучение детей, притом, что родители платят менее 5 тыс. рублей за 5 лет.

Что делать?

Правительство решило бороться за повышение уровня интереса детей к книге, объявив 2007 год Годом чтения. Российское агентство по печати и массовым коммуникациям уже объявило конкурс на проведение общероссийского исследования "Чтение детей и подростков" и организацию пилотного книжного фестиваля в Новосибирске. Вместе с тем, работники образовательных учреждений считают все эти меры недостаточными и малоэффективными, тем более что на деле законодательство в сфере образования только осложняет жизнь школам и библиотекам.

Есть и несколько альтернативных проектов. В частности, предполагается создать телепередачу, в роли ведущего которой будет выступать профессиональный библиотекарь. Главной его задачей будет популяризация книг классических авторов. Другая мысль – ввести в школьную программу книги про Гарри Поттера. По мнению педагогов, начав с невероятно популярных сегодня романов, дети смогут прийти к серьезному чтения, так как перестанут бояться книг.

Однако эксперты считают, что решить проблему с привлечением детей к чтению возможно только в том случае, если государство будет нормально финансировать образование. "После того, как было решено выделять деньги не на школу, а на каждого ученика, многие директора оказываются перед выбором, кого из сотрудников придется сократить, – пояснил г-н Комков. – И, конечно, придется сокращать библиотекарей. О какой поддержке чтения при таком отношении государства может идти речь".

/Sostav.ru, 30.09.06/

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>