"МУЖ НА ЧАС" БОЛЬШЕ НИКОМУ НЕ НУЖЕН

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
"МУЖ НА ЧАС" БОЛЬШЕ НИКОМУ НЕ НУЖЕН
Около четырех лет назад в рекламных изданиях появились объявления об оказании мелких бытовых услуг в формате «муж на час». Название одной из первых компаний, предложивших домашнюю помощь, мгновенно стало ассоциироваться с самой услугой.
«Мужской» бум иссяк так же внезапно, как и появился. Новый формат бытовых услуг за Уралом оказался невостребованным. Сегодня предприниматели-одиночки отмечают полное отсутствие спроса на услуги домашнего сервиса, а аналогичный организованный бизнес в чистом виде в Новосибирске отсутствует. Выполнение мелких домашних работ берут на себя компании по ремонту и отделке помещений. Здесь несформированный спрос на мужские руки дополняет стабильно растущий строительный рынок.
Периодически на рынок выходят новые предложения домашних мастеров. Малый бизнес не оставляет попыток освоить узкий сегмент рынка. Но очень скоро компания отказывается от невостребованной услуги и сосредоточивается на внутренней отделке помещений или ремонте аудио-, видео- и бытовой техники. Специалисты в области бытовых услуг утверждают, что этот сегмент рынка в Новосибирске уже поделен между управляющими компаниями и строительно-монтажными бригадами.
Между тем предмет заработка для «мужа на час» отличается от того, чем готовы заниматься и занимаются специалисты-ремонтники. А не хотят они этим заниматься в силу отсутствия стабильного спроса, характерного для бывших жилищных контор. Квартиры и дома переходят из ведения ЖЭУ под патронат ТСЖ или управляющих компаний, что в восприятии значительной части квартировладельцев и квартиросъемщиков все еще одно и то же. В сознании потребителя альтернативы домоуправлениям нет. Однако смена вывески ЖЭУ на УК не привела к изменению структуры или форм работы этих организаций. Тем не менее, жилконторы, которые все еще не способны оперативно и качественно охватить весь спектр бытовых проблем, возникающих у населения, составляют конкуренцию организованному бизнесу бытовых услуг.
«Сегодня эти услуги находятся в руках управляющих компаний и ТСЖ, - комментирует директор эксплуатационно-технического центра Валерий Сазановец. - Бороться со сложившейся системой коммунального обеспечения пока не представляется возможным. Все коммуникации находятся у них на ключе. Особенно трудной остается ситуация с ремонтом сантехники. Подключить радиатор в жилом доме управляющие могут просто не позволить - перекрыть водоснабжение могут только они. Домоуправление осталось малоподвижной структурой».
Кроме того, как выяснилось, Новосибирск не испытывает потребности в услугах домашнего мастера. Московские «мужья на час» опираются в основном на женскую половину населения со стабильным доходом. Прекрасная половина города не привыкла решать домашние проблемы с помощью чужого, да еще и «платного мужа». «В бытовых услугах у нас не видят преимуществ, - высказывается один из домашних мастеров Алексей. - Вызов мастера на дом не стал общепринятым явлением. Редкие заказы на починку домашних мелочей не окупают рекламных и транспортных расходов. Поставить услугу на поток может только постоянная реклама. Для одиночек такие затраты слишком велики».
Бытовые проблемы население решает силами соседей, родственников и знакомых слесарей. Исключение составляет ремонт техники, отмечает коммерческий директор ООО «Агентство услуг» Екатерина Алексаночкина. «Количество заявок на ремонт бытовой техники возрастает с каждым днем. Эта техника становится все более некачественной. Причем объемы поломок постоянно растут, а нехватка запчастей остается очень острой. Это проблема наряду с кадровой остается для рынка сегодня главной», - замечает она.
Сервисные компании, предоставляющие выездных мастеров, работают в двух основных направлениях: ремонт любой техники и отделка помещений. Эти услуги дополняются в разных случаях монтажом систем тепло- и водоснабжения, электромонтажными работами, установкой межкомнатных дверей и даже организацией праздников. Конкуренция в этой среде разворачивается в направлении ремонта и отделки помещений. Подобной деятельностью в основном занимаются одиночки и небольшие бригады. В пику подобным «любителям» специализированные организации подчеркивают, что способны предоставить качественный сервис, подтвержденный гарантией. «Значительная часть рынка ремонта и отделки - нелегальные бригады, - сообщает заместитель директора Городской сервисной службы Надежда Пасека. - Иногда они перебивают заказчика заниженной ценой, уже после составления сметы. Но такие работники не дают никакой гарантии».
Чтобы зарабатывать, специалисты по рембыту считают очень важным создание базы постоянных заказчиков. К таковым они относят корпоративных клиентов, но в силу сложившейся практики, когда организациями занимаются ТСЖ, сервисным компаниям в основном достаются частные лица.
Востребованные бытовые услуги в основном предполагают установку и ремонт сантехники, не связанной с водопроводом, мелкие электротехнические, столярные и плотницкие работы. Поэтому специальных документов для проведения подобных работа домашнему мастеру не требуется. Одиночке достаточно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и начинать поиск клиентов. Но на практике не происходит даже этого.
В отличие от частников, многим предприятиям, помимо регистрации, приходится получать лицензии. Основной предмет заработка сервисных компаний - ремонт помещений. В зависимости от его сложности деятельность организации может потребовать лицензирования тех или иных работ. Все, что касается внутренней отделки, лицензии не предполагает. Лицензия требуется на выполнение электромонтажных и сантехнических работ, а также работ, связанных с перепланировкой помещений. Кроме того, как замечает В. Сазановец, при работе в сегменте B2B ответственность сторон контролирует договор, заключенный сервисной конторой с предприятием-заказчиком.
Для одиночек затраты на организацию бизнеса минимальны: в основном они касаются публикации рекламных объявлений в печати и Интернете. Однако мастера-одиночки отмечают, что популяризацией своей деятельности занимаются недостаточно, потому что на рекламу вечно нет денег. Стоимость услуги не окупает затрат на рекламу. В Новосибирске стоимость бытовых услуг редко рассчитывается исходя из стоимости времени, потраченного мастером, - обычно 300-400 рублей в час. Чаще мастера используют фиксированные расценки, опирающиеся на вид выполненных работ.
В Москве, напротив, услуги частных специалистов получили развитие. Но там организации опираются в основном на состоятельных потребителей. Стоимость работы мастера в столице достаточно высока - 500-600 рублей в час. У нас такая тарифная политика не срабатывает. К основным затратам при создании предприятия по ремонту в сегменте малого и среднего бизнеса прибавляется аренда помещения. Приблизительный расчет рентабельности услуги, по опыту Е. Алексаночкиной, выглядят следующим образом.
Большинство организаций делят доходы с мастерами в соотношении в среднем 50/50. Расклад следующий: 40-60% от стоимости вызова остается у специалиста. (В эту сумму входят и транспортные расходы, а для разъездов мастер обычно использует личный автотранспорт). Из оставшейся суммы 20-30% - это затраты на рекламу, столько же забирает аренда. На развитие предприятию остается не более 10%. Основные задачи, которые решают компании, связанные с бытовыми услугами, следующие: формирование стабильного спроса, создание имиджа аккуратного и доброго мастера на все руки. Почти все опрошенные руководители говорили, что решить эти задачи в первую очередь можно только за счет рекламы. Сарафанное радио в сервисном бизнесе не работает, а постоянных клиентов очень мало. В итоге на рекламу расходуется не менее 10% бюджета компании. «Нашим преимуществом, безусловно, является трехзначный номер 054, - акцентирует внимание Н. Пасека. - Мы активно продвигаем этот номер, как единую справочную по оказанию любых услуг, связанных с домашними заботами».
Кроме формирования устойчивого спроса постоянные усилия сервисных компаний направлены на решение кадрового вопроса. «Особенностью рынка на сегодняшний день является рассеянный характер штата сотрудников, - с сожалением замечает Е. Алексаночкина. - Постоянный рабочий персонал есть далеко не у всех компаний. Многие работают через посредников. Мы стремимся создать постоянный коллектив, но нехватка рабочих кадров - проблема рынка услуг в целом».
Необходимость обучения собственных мастеров приводит к созданию постоянных ученических классов. Такое решение приветствуют многие руководители, но не у всех предприятий есть средства на эту затею. «Мы запланировали и уже воплощаем в жизнь строительство административно-учебного центра, - рассказывает Н. Пасека. - Центр будет профессионально готовить мастеров современной отделки и ремонта, будь то наклеивание обоев или ремонт телевизора. Здесь человека можно будет проверить до выполнения настоящего заказа. Можно будет узнать, чего он делать не умеет, и вовремя научить. Только хорошая подготовка кадров сдвинет проблему с места». Квалифицированные мастера отсутствуют и в области ремонта техники и электроники, сообщает газета "Эпиграф".

/газеты "Эпиграф"/
<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>