ТУРИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК ТАТАРСТАНА: МИНУС 25%

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
ТУРИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК ТАТАРСТАНА: МИНУС 25%
Главный тренд ушедшего года для туристического рынка РТ – тотальная экономия клиентов на отдыхе, сокращение числа игроков и новые попытки Казани привлечь часть турпотока.
По словам замминистра по делам молодежи, спорту и туризму РТ Анатолия Березинского, в прошлом году наблюдалась общая динамика снижения как по въезду, так и выезду туристов, которая составила около 20-25%. Причем эти цифры применимы как в целом к России, так и к Татарстану. Зато, как сказал Березинский, несколько увеличился внутренний туризм. Люди стали больше ездить в Сочи, Самару, Казань.
С этим мнением не согласен руководитель турагентства "Пирамида-тур" Айдар Бакиров, который считает, что отечественным туристическим центрам пока нелегко конкурировать с зарубежными: "По моим ощущениям, больше отдыхать в России люди не стали. Наоборот, доля внутреннего туризма сокращается, ведь по соотношению цены и качества российские курорты зарубежным пока не конкуренты. При этом могу сказать, что Казань в этом плане отличается в лучшую сторону. Чувствуется, что столица Татарстана понемногу начинает восприниматься как туристический центр".
О том, что турпоток сократился, свидетельствует и падение объемов пассажирских авиаперевозок. Так, международный аэропорт "Казань" за первые 9 месяцев прошлого года сократил количество обслуженных пассажиров по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 17,7% - до 496 тыс. человек.
С точки зрения продаж турпутевок, самое большое падение спроса возникло на дорогие сегменты. Это, прежде всего, Западная Европа, в которую туристический поток из Татарстана уменьшился почти наполовину. Конечно, существует определенная категория населения, которая как раньше отдыхала на курортах Италии, Испании и Франции, так и сейчас не отказываются от этого. Но в большинстве своем средний класс экономит.
"Те, кто раньше ездили в Европу, в прошлом году отдыхали в Египте и Турции либо в Европе, но, останавливались в более дешевых гостиницах. Многие же из тех, кто раньше по ценовым причинам предпочитали турецкие и египетские берега, вовсе отказались от заграничного отдыха", - говорит гендиректор компании "Персона Грата", президент ассоциации туристических агентств РТ Рамиль Мифтахов.
Интересно, что согласно статистике, несмотря на кризис, платные услуги населению в сфере туризма и гостиничного размещения остались практически равны объему 2008 года, а, возможно, и превысили их, так как на сегодняшний день есть статистика только за 11 месяцев прошлого года. Гостиницы Татарстана в январе-ноябре 2009 года заработали 1,59 млрд. рублей. Если брать весь 2008 год - это цифра составила 1,62 млрд. Туристических услуг населению в 2009 году оказано на сумму 817,4 млн. рублей, в 2008 - на 847, 5 млн., сообщил Березинский. Он же отметил следующий позитивный факт:
- Отрадно, что к 147 средствам размещения, которые мы имели на территории Татарстана, в прошлом году прибавилось еще несколько. Только в Казани в 2009 году открылись восемь новых гостиниц. Это положительная тенденция, которая говорит о том, что, несмотря на кризис, предприниматели вкладывают средства в развитии туристической инфраструктуры. Я думаю, что к Универсиаде 2013-го года мы придем с хорошими условиями по размещению туристов.
Возрастающую роль спортивной составляющей в туризме и ее влияние на развитие всей отрасли подчеркивает и руководитель турагентства CompanionSP Сергей Пасечник: "Думаю, что если бы сборная России вышла в финальную стадию чемпионата мира по футболу, то в этом году мы бы отправили в ЮАР порядка 50-ти болельщиков. Ведь в данном случае это отличная возможность - совместить спортивный туризм с посещением интересной страны. Пока ни одного тура в ЮАР на чемпионат мира мы не продали, но думаю, что здесь будет тенденция к более позднему бронированию. Вообще спортивный туризм сейчас - это еще только развивающаяся сфера. Сейчас формируется класс активных болельщиков, есть известные команды, но пока только футбольный "Рубин" дает хорошую тему для поездок".
Впрочем, футбол футболом, но в туризме, прежде всего, важны культурно-историческая составляющая и развитая инфраструктура. В этом плане кризис не помешал сохранить хорошие показатели Елабуге, которая является одним из самых динамично развивающихся туристических центров в Татарстане. Город, население которого составляет чуть более 70 тыс. жителей, в прошлом году посетили около 200 тыс. туристов.
Помимо Елабуги, разработкой программы развития туризма стали заниматься еще 14 районов Татарстана, среди них - Арск, Зеленодольск, Верхний Услон, Высокая гора, Мамадыш, Чистополь, Свияжск, Болгары. Экономическая ситуация стала не единственной причиной снижения туристической активности населения. На это оказывали влияние и некоторые другие факторы. Так, по словам директора по развитию гостиницы "Фатима" Мадины Сабиржан, после крушения "Невского экспресса" большая группа школьников из Санкт-Петербурга отменила свои каникулы в Казани.
Кризис - это время для проверки истинного показателя профессионализма для бизнесменов и с этой точки зрения он не повлиял радикально на работу крупных игроков рынка. К примеру, CompanionSP открыл дополнительный офис по продаже индивидуальных программ, а также представительство в Набережных Челнах.
По словам Мифтахова, большие проблемы, вплоть до закрытия, были у тех компаний и предпринимателей, для кого туризм не был основным бизнесом. Крупные же компании, вполне успешно работающие на туристическом рынке, пострадали не так сильно. По его мнению, в этом году не стоит ждать резко улучшения ситуации, а для восстановления докризисных объемов может потребоваться до 4-5 лет.
Бакиров и вовсе считает, что кризис пошел даже на пользу, отсеяв явных аутсайдеров: "Кризис и общий спад на туристическом рынке пошел на пользу большинства сильных и профессионально работающих компаний. По крайней мере, у нас не было уменьшения количества продаж путевок, наоборот, наблюдался небольшой прирост клиентов. Видимо, произошел отток клиентов из слабых и закрывшихся фирм, а их клиенты перераспределились".
Что касается планов на этот год, то, по мнению большинства специалистов, прошлогодний спад должен прекратиться. "Думаю, что мы достигли определенного дна на туристическом рынке и в этом году ситуация вряд ли изменится коренным образом, - считает Мифтахов. - Резких взлетов или падений уже быть не должно. Все будет зависеть от основных экономических показателей. Скорее всего, основные тенденции нынешнего туристического года будут понятны уже в марте-апреле. Основными популярными направления останутся все те же Турция и Египет. Туда из Казани как летали, так и будут летать. Летом планируется восстановить прямые перелеты в Израиль. Эта программа заработала в прошлом году, но затем подверглась сокращению. Есть планы по Чехии, ведь Прага - это один из самых недорогих турцентров в Европе с отличной культурной составляющей. Ближе к началу сезона возобновятся прямые рейсы в Испанию и Хорватию, а вот ситуация с итальянским направлением остается пока не понятной", - считает президент ассоциации туристических агентств РТ.

/"БИЗНЕС Online"/
<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>