Деловая пресса

Главная

О проекте

Партнеры

Рассылка

Свидетельства СМИ

Реклама

Контакты

Публикации

Разместить информацию
Портал электронных
средств массовой информации
для предпринимателей


Поиск
Расширенный поиск


ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ


Бизнес за рубежом



Новости электронной коммерции



Российские политические портреты



Новости малого бизнеса



Вести Отечества



Новости Cистемы ММЦ



Внешнеэкономическое обозрение



Россия выбирает



Торговая неделя



Москва: мэр и бизнес



Новые технологии



Налоги и бизнес



Бизнес и криминал



Деловая Москва



Лизинг Ревю



Маркетинг и практика предпринимательства





Торговая неделя

  номер 6 (100) от 31.03.2003 Архив


<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


НА ХВОСТЕ У ЕВРОПЫ

Если темпы развития уральских продуктовых сетей сохранятся на уровне 2002 года, через 3 - 4 года по уровню развития продуктовой розницы мы догоним Москву и некоторые страны Восточной Европы

Рейтинг продуктовых сетей Урала-2002 показал мощную тенденцию вытеснения сетевыми компаниями предприятий других форм торговли. По оценкам аналитического центра "Эксперт-Урал", за год доля сетевых компаний в общем товарообороте продуктов питания по экономически развитым регионам Урала выросла с 7 до 10%. А это, по данным компании Andersen Consulting, уровень Москвы в 2000 году. Еще два-три года такого роста - и Екатеринбург, Пермь, Челябинск, а чуть позже Тюмень и Уфа достигнут текущего уровня столицы, который составляет 18%. В этом случае потребитель, а это мы с вами, получит качественные сервис и товар, а региональная экономика - несколько процентов к валовому продукту. Вопрос: хватит ли сил у лидеров для сохранения темпов роста? Чтобы ответить на него, попробуем разобраться в движущих силах рынка.

2002 год: выиграли все

В прошлом году продуктовые сети росли во всех регионах Урала. В Уфе более чем втрое увеличила продажи компания " Форвард", объединяющая две сети - " Полушка" и " Гурман". В Екатеринбурге в шесть раз нарастила товарооборот сеть "Монетка". Только вышедшие на рынок в 2002 году челябинские "Незабудка-Сервис" и "Дикси" сумели выручить несколько миллионов долларов каждая. Почти 50-процентного роста добился лидер рейтинга - супермаркет "Кировский". Причем на рынке уже достаточно насыщенном, где кроме него работает свыше десятка продуктовых сетей. От 40 до 70% прироста дали пермская "Семья", екатеринбургские сети "Семь Ключей" и "Мегамарт".

В совокупности эти успехи позволили сетевым компаниям занять в среднем около 10% рынка экономически развитых регионов Урала - Свердловской, Челябинской, Пермской, Тюменской областей, Башкирии, ХМАО и ЯНАО. Качественного рывка в развитии сетевых компаний Оренбургской и Курганской областей, по нашим данным, не произошло.

Подъем обусловлен совпадением двух условий - это рост рынка и наличие игроков, инвестирующих в него. Будут ли дальше действовать эти условия? Судя по сохранению темпов экономического роста в ключевых регионах Урала, инвестиционной активности в нефтегазовом секторе, хорошей конъюнктуре в черной металлургии, увеличению объемов производства в машиностроении - да.

По итогам 2001 года розничный товарооборот продуктов питания по региону вырос на 34%, а в прошлом году увеличился еще на 29%. Во всех областях, за исключением Оренбургской, ежегодный прирост рынка за этот период превышал 25%. Движущей силой расширения рынка были и будут растущие доходы населения. Правда, на рынке станет заметно теснее. Причины - усиление конкуренции со стороны более мелких сетевых компаний, выход на рынок новых игроков и, конечно, экспансия москвичей.

А вот с другим условием - инвестициями - дело обстоит сложнее.

Инвестируй и развивайся

Именно инвестиции позволили Москве всего за два года увеличить долю торговых сетей в обороте почти в два раза - с 10 до 18%. Это уровень Польши 1997 года. Еще немного, и столица догонит восточно-европейские страны, где доля сетей составляет от 20 до 50% в продуктовом товарообороте.

Успех обеспечили иностранные инвесторы (по крайней мере в случае с турецкой сетью " Рамстор", немецкой "Метро" и французской "Ашан"). А также огромный финансовый рынок столицы, который закрыл инвестиционные потребности столичных сетей "Перекресток", "Седьмой континент", "Копейка". На Урале нет ни того, ни другого. Местные банки слабы по сравнению со столичными, и сумма кредита в несколько миллионов долларов для них - потолок. Иностранные инвесторы на Урал пока тоже не спешат.

Корреляция между инвестиционной активностью игроков и ростом продаж просматривается очень четко. Компании, в 2001 - 2002 годах вложившие наибольшие суммы в расширение площадей, получили в прошедшем году наибольший прирост товарооборота. В целом у 11 участников рейтинга количество торговых точек выросло на 31 (в 2001 году - на 25), торговые площади на 44% (25 тыс. кв. метров), а продажи - на 63%. Общий рост розничного товарооборота продуктов питания по Уральскому региону в то же время составил 29%.

Абсолютными лидерами по темпам роста стали екатеринбургская "Монетка", уфимская сеть "Форвард" и тюменская "Продэкс" (в прошлом рейтинге она фигурировала под маркой "Сибинтел-холдинг"). Эти компании увеличили продажи в 2,5 - 6 раз. Все трое за прошлый год нарастили площади на 50 - 250%. Челябинская "Пирамида" увеличила площади на 60%, но поскольку открытие новой точки произошло в конце 2002 года, эффект в виде прироста выручки сказался уже в текущем, 2003 году.

Меньший относительный прирост площадей показали лидеры рейтинга - "Кировский" и "Купец". Зато абсолютное увеличение составило у "Кировского" свыше 5 тыс. кв. метров - больше, чем у любого другого участника. Это позволило ему увеличить продажи на 30 млн долларов и оставить основных конкурентов далеко позади по этому показателю.

Наконец, именно инвестиции в расширение площадей привели к динамичному росту самых молодых сетей - челябинских "Дикси" и "Незабудки". Первая открыла в прошлом году семь магазинов-дискаунтеров, вторая - четыре. По количеству открывшихся точек эти сети идут сразу следом за лидером "Кировским". Правда, сравнение не совсем корректно: последний открывал магазины площадью в несколько раз больше. А "Монетка", "Продэкс" и "Пирамида" открыли всего по одной точке, зато размер каждой составил несколько тысяч метров.

Успехи впечатляют. Но хватит ли ресурса для сохранения прежних темпов развития?

Попробуем оценить перспективы сетей продуктовой розницы на Урале.

Единственный путь развития

По данным начальника ПЭО ЗАО "Супермаркет Кировский"Алексея Иванова, открытие среднего супермаркета стоит около 800 тыс. долларов. По оценкам компании Andersen Consulting, для того, чтобы начал сказываться основной выигрыш от сетевой организации торговли - эффект масштаба, сеть должна связывать не менее 20 магазинов. И компании это понимают. Так, по словам председателя правления холдинговой компании "Форвард" Андрея Онегова, в этом году сеть планируется расширить на 20 точек. Причем как за счет строительства, так и с помощью аренды. По данным начальника отдела маркетинга компании " Незабудка-Сервис" Артема Ратошнюка, к маю компания закончит ремонт и оснащение оборудованием четырех точек, летом откроет еще три, а затем доведет общее количество магазинов до 16. Расширяться планируют и другие компании.

Порог 20 точек на сегодняшний день переступили, однако, лишь три сети из одиннадцати. Остальным, чтобы достичь его, нужны вложения в среднем около десяти миллионов долларов (для дискаунтеров сумма меньше, но количество точек больше; для гипермаркетов или cash&carry - наоборот). Извлечь такие средства из торгового оборота проблематично. Если предположить, что чистая маржа после всех выплат составляет 10% (на самом деле она, возможно, и меньше, поскольку торговая наценка, по данным участников рынка, составляет сегодня всего 15 - 20%), то у игроков с оборотом в несколько десятков миллионов долларов шансов справиться собственными силами практически нет. Им потребуются заемные средства. Причем такие, какие местная банковская система обеспечить не в состоянии: наскрести в местных банках сумму порядка пяти миллионов долларов можно, но получить эти деньги на несколько лет - нереально. Единственная альтернатива - иностранные инвесторы и, возможно, фондовый рынок. Иначе перспективы достижения столичного уровня отодвинутся на несколько лет. Либо, что более вероятно, местные сети уступят значительный кусок растущего рынка конкурентам.

Но инвесторы, неважно внутренние или иностранные, никогда не займут такие значительные суммы "темной лошадке". Поэтому для капитализации бизнеса региональные сети должны пройти единственный на долгосрочную перспективу путь, который уже осваивают москвичи: отстроить систему управления, повысить прозрачность бизнеса, информационную открытость, перевести финансовую отчетность на международные стандарты, сформировать положительный имидж. Уральские компании это понимают. Об этом свидетельствует рост числа игроков, предоставивших для участия в рейтинге данные, которые раньше скрывались за семью печатями.

Впрочем, одними инвестициями в конкурентной борьбе не победить. Здесь нужен весь арсенал средств, включая нестандартные маркетинговые ходы, административный ресурс, смелость для экспансии на другие территории. ("Эксперт, Урал" №11 (93) от 24.03.2003)




<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


 
БЕСПЛАТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ

  • ДОБАВИТЬ коммерческое предложение

  • ОПУБЛИКОВАТЬ информацию об организации

  • ОСТАВИТЬ заявку на кредит / инвестирование

  • РАЗМЕСТИТЬ объявление о покупке / продаже бизнеса

  • РАЗМЕСТИТЬ информацию о вакансии

  • Бесплатные сервисы онлайн



    КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
    на 15.05.2021
    USD73,9968-0,3598
    EUR89,6249-0,3094
    E/U1,2112+0,0017
    БВК81,0294-0,3371
    Все валюты

    ПОГОДА 
    Россия, Московская обл., Москва
    днем
    ночью

    (прогноз)
    Погода в России и за рубежом

    ВАШЕ МНЕНИЕ



      Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    2003 - 2021 © НДП "Альянс Медиа"
    Правила републикации
    материалов сайтов
    НП "НДП "Альянс Медиа"

    Политика конфиденциальности