Деловая пресса

Главная

О проекте

Партнеры

Рассылка

Свидетельства СМИ

Реклама

Контакты

Публикации

Разместить информацию
Портал электронных
средств массовой информации
для предпринимателей


Поиск
Расширенный поиск


ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ


Бизнес за рубежом



Новости электронной коммерции



Российские политические портреты



Новости малого бизнеса



Вести Отечества



Новости Cистемы ММЦ



Внешнеэкономическое обозрение



Россия выбирает



Торговая неделя



Москва: мэр и бизнес



Новые технологии



Налоги и бизнес



Бизнес и криминал



Деловая Москва



Лизинг Ревю



Маркетинг и практика предпринимательства





Торговая неделя

  номер 6 (100) от 31.03.2003 Архив


<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


"БАНАН, В ОТЛИЧИЕ ОТ МОРОЖЕНОЙ КУРИЦЫ, ЖИВЕТ ВСЕГО НЕДЕЛЮ"

Владимир Кехман, президент компании JFC

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

У торгующей фруктами компании JFC странная история. Ее основателю и президенту Владимиру Кехману несколько раз удавалось продать ее акции иностранным инвесторам. Но каждый раз те оставались недовольны новым для бизнесом и Кехман выкупал акции обратно. Сейчас он снова ведет переговоры с западной компанией, которая, возможно, станет его партнером.

- Каков объем российского рынка фруктов?

- По нашим оценкам, в денежном выражении годовой оборот немного недотягивает до $1 млрд. И за эти деньги могут побороться любые компании - сейчас фактически каждый может начать торговать. Но везет не всем - успех во многом зависит от наличия инфраструктуры, так как банан в отличие от мороженой курицы, которую можно хранить в морозильной камере по полгода, "живет" всего неделю.

В советское время бананы привозили зелеными, зелеными продавали, а потом они дозревали у нас дома, в шкафах. Тогда не существовало предпродажной подготовки, не было необходимой инфраструктуры. Когда мы начинали, мы не могли ничего приватизировать - все надо было создавать с нуля.

Банан должен пройти так называемое дозревание - переход из зеленого состояния в желтое. Сначала в специальной камере банан нагревают до 18 градусов, потом в камеру поступает натуральный газ-этилен, далее в течение суток все полностью вентилируется - и "дозревает" еще 3 - 4 дня.

Это перспективный рынок, на который с интересом смотрят многие компании, в том числе и иностранные. Я считаю, что к 2004 г. Россия окажется единственным свободным рынком фруктов в Европе, который не будет квотирован государством.

- Кто может в ближайшее время появиться на этом рынке - российские продовольственные холдинги, связанные с сырьевыми компаниями, или иностранные производители фруктов?

- Могут и те и другие. Недавно я встречался с руководителем одной из транснациональных компаний (называть ее еще рано). Они занимаются фруктами и хотят появиться в России. Известно, что на первом этапе они хотят дойти до границы, мы будем заниматься продажей их продукции в России. Но на втором этапе предполагается слияние - они скорее всего купят часть акций нашей компании.

- Это первая попытка привлечь стратегического инвестора?

- С 1997 г. я 3 - 4 раза продавал часть JFC. Но покупатели не были связаны с нашим бизнесом, они не понимали всех тонкостей, и позже приходилось выкупать акции обратно.

Торговля фруктами - очень тяжелый бизнес, все слишком быстро меняется. Сегодня, к примеру, все хорошо, можно делать прогнозы. А завтра в Эквадоре начинает подниматься температура, ярко светит солнце - и через 2 - 3 недели производство вырастает на 20 - 30%. А из Эквадора завозится 90% бананов, которые продаются в России.

- Вы все время говорите про торговлю именно бананами. А другими фруктами и овощами торговать менее выгодно?

- Мы "банановая" компания, они занимают более 50% наших продаж. Но клиент хочет получить полный ассортимент. Это бананы, апельсины, мандарины, грейпфруты, яблоки, груши, виноград, лук, картофель - то, что нужно каждый день. Конечно, выгодно возить одни бананы - это самый технологичный продукт. Он не грязный, не нуждается в обработке. Но клиент не может брать только бананы, поэтому приходится заниматься другим. Хотя рентабельность по бананам самая стабильная - 1 - 3% в год от оборота.

- Почему вы решили заниматься именно фруктами и как появилась компания JFC?

- В самом начале 90-х гг. , когда я еще работал в Самаре, в нашу оптовую компанию совершенно случайно попали два вагона итальянских апельсинов. Мы их продали буквально за три дня, заработали хорошие деньги и задумались об этом как об отдельном бизнесе. И уже в 1994 г. в структуре концерна "ОЛБИ" мы с моим партнером Сергеем Адоньевым организовали фирму "ОЛБИ-Джаз".

В 1996 г. , когда концерн "ОЛБИ" был продан Национальному фонду спорта, мы покинули эту организацию и учредили компанию JFC, в которой 50% принадлежало мне и 50% - фирме "Союзконтракт". Потом "Союзконтракт" прекратил свое существование, и началось развитие компании, которая сейчас называется ЗАО "Группа JFC".

- Какие компании составляют группу JFC?

- Сейчас это три компании. Первая, JFC International, занимается импортом продукции - везет ее до границы России. Вторая управляет нашими складскими терминалами, и третья обеспечивает сервис на территории страны.

Но сейчас эта структура меняется: останется две компании, одна из которых будет заниматься только импортом, вторая - организовывать логистику и сервис не только для нашей компании, но и для всех экспортеров и производителей, которые хотят продавать эту продукцию на территории России.

Мы активно развиваем сервисную компанию, которая держит всю инфраструктуру. А это более 50 000 кв. м складских помещений, газификационные камеры. У нас 30% российского рынка бананов и примерно четверть - по другим фруктам.

- Кто владеет компанией?

- Три топ-менеджера - я и еще два моих партнера.

- Зачем вы продавали акции? Куда собирались вкладывать полученные деньги?

- Последний раз мы привлекли стратегического инвестора для совместного строительства разгрузочного терминала в петербургском морском порту. Тогда совладельцем JFC была компания First Quantum. Но на определенном этапе мы не сошлись в понимании, кто и чем должен управлять, поэтому пришлось разойтись. В январе этого года мы полностью с ними рассчитались и сейчас опять ведем переговоры о создании в порту необходимой инфраструктуры.

Кроме того, мы хотим развивать свой флот. В прошлом году мы купили рефрижератор, рассчитанный на 220 000 коробок - 4500 т. В этом году хотим взять еще 2 - 3 таких же судна, чтобы обеспечить 50% собственных поставок. Но такое судно сейчас купить трудно, так как в мире последние несколько лет не строят рефрижераторы - ни простые, ни ледового класса.

- А порты на Черном море? Нельзя ли возить грузы через них, чтобы не зависеть от ледовой обстановки на Балтике?

- Мы частично возим через Новороссийск и тоже хотим строить там терминал, своими силами. Но в Новороссийском порту сейчас происходит то же, что и в Петербургском лет 10 назад.

[Владельцы порта] в основном ориентированы на нефть, за счет которой и живут. Для них рефрижераторные грузы второстепенны, это лишняя головная боль. И эта "веселая" ситуация усугубляется постоянными штормами.

Но мы все равно ведем переговоры, так как там в 1993 г. на западные деньги были построены два рефрижераторных склада, на основе которых можно сделать свой терминал.

- А нет ли аналогичных планов у других российских импортеров?

- Я про это не знаю, но думаю, что скорее всего нет, так как вряд ли у них есть необходимые ресурсы.

- Вы не пробовали привлекать деньги другими способами, без продажи части бизнеса?

- Нас кредитуют банки, и это полностью нас устраивает. Плюс прибыль: я не покупаю себе дома на юге Франции, вся прибыль идет на развитие. Если посмотреть, сколько ты вкладываешь - сколько получаешь, то ни одна серьезная российская компания сюда не придет.

- У вас есть инвестиционная программа на 2003 г. ? Куда и сколько вы планируете вложить в первую очередь?

- В целом в ближайшие три года мы хотим вложить в развитие $50 млн. В основном в логистику. Мы уже заключили договор о приобретении 50 грузовиков. Собираемся покупать рефрижераторные суда. Недавно купили в Москве логистическую компанию.

Там есть такая оптовая база - "Новые Черемушки", и при ней была фирма "Фруктовый центр", которая занималась подготовкой овощей и фруктов и последующей развозкой по розничным точкам. Мы владеем долей в 51%. У нас есть еще одна компания в Москве для работы с розницей - JFC-Cargo. Кроме того, будем увеличивать количество газационных камер в Краснодаре, чтобы довести их общее количество в России со 150 до 200.

- Все ваши терминалы находятся в основном на европейской части страны. А нет ли планов по развитию за Уралом - Сибирь, Дальний Восток?

- Мы не видим смысла открывать наши представительства в Сибири. Клиенты оттуда у нас есть, они работают через Москву или Петербург. Дальний Восток - это особая ситуация, другой рынок, совершенно непохожий на наш. По овощам и фруктам они очень тесно связаны с Китаем.

Мы оптимизируем сбыт в европейской части страны: недавно закрыли представительство в Самаре и продали терминал - за три года существования он не развивался, так как обслуживал только локальный самарский рынок.

- Для полной цепочки "поле - магазин" вам не хватает только собственных банановых плантаций. Не собираетесь ли их приобрести?

- Нет. Потому что каждый должен заниматься своим делом. Мы инвестируем в логистику, инвестируем в марку, в сервис. Но, кроме того, мы и так занимаемся производством: делаем желтые бананы из зеленых. Если посмотреть на наше оборудование, то оно абсолютно производственное. Есть определенный цикл. Если его нарушить, можно погубить 30 - 40% продукта.

- Как складываются отношения вашей компании с торговыми сетями? Многие производители жалуются на то, что сети устанавливают жесткие условия и работать с ними невозможно.

- Сейчас сети пока не готовы платить за качество. Во всем мире в первую очередь в супермаркете видишь фрукты. У нас их продают так же, как и другие товары.

Есть положительный опыт работы с сетью "Копейка" в Москве. У них централизованные закупки для всех магазинов в отличие от остальных сетей, благодаря чему доля фруктов и овощей в продажах составляет 17%. Это большой отрыв от любой сети в России.

Есть положительный опыт с "Пятерочкой", но они хотят получать самые дешевые цены на бананы, а мы свои бананы позиционируем как самые дорогие.

С Metro сложнее. Наши партнеры из Аргентины рекомендуют нам работать с этой компанией, так как они работают с ними во всем мире. Мы, конечно, прислушиваемся к мнению партнеров, но окончательное решение еще не принято.

Мы поняли, что в банане качество - главное, торговые сети этого еще не поняли, поэтому бегают за ценой.

- Что такое дороговизна в отношении бананов?

- Коробка наших бананов на 30 - 40 центов дороже, чем у любой другой компании. Мы скупаем по самой дорогой цене в Эквадоре и продаем по самой дорогой цене в России. В Эквадоре можно купить дешевле и продать дешевле. Но, условно говоря, есть "Мерседес", а есть "Ауди". Вроде бы то же самое, иногда "Ауди" даже лучше - меньше ломается, экономичнее. Но "Мерседес" - это "Мерседес". То же и с бананами. Есть наша "Бонанза" или "Фаворита", который может дойти до Новосибирска - и с ним ничего не произойдет, а есть банан, который приедет в тот же Новосибирск и будет на 30 - 40% состоять из брака.

- Вас не устраивают условия, которые вам предлагают сети?

- На банан во всем мире идет спецнаценка, он по-другому продается и покупается. Его нельзя продавать так же, как обычные овощи. Торговые сети, к сожалению, этого не чувствуют, для них самое главное - цена. Сегодня через сети продается не более 5% общего объема бананов в России, хотя в Европе и Америке эта цифра больше 60%.

Наш положительный опыт с сетью "Копейка" доказывает, что при правильном подходе объем фруктово-овощной продукции в ассортименте магазина может значительно увеличиться. Другие сети этого не хотят. Не все, конечно, - например, "Ашан" понимает, как надо продавать бананы, платит нам за сервис и торгует.

Может, пока люди не понимают, что надо платить за качество, так как общий уровень жизни не очень высокий. Вот как только средний чек будет не 300 руб. , а хотя бы 1000 руб. , все появится, это вопрос времени.

- А возможны фруктовые или банановые брэнды российского происхождения или на фруктах по-прежнему будут клеить только брэнды импортеров?

- У нас есть своя торговая марка - Bonanza. Пока мы искали агентство, которое могло бы ее отрекламировать, мы продали все, что хотели продать под этим знаком. И отказались от рекламы. Но сейчас всерьез рассматриваем возможность создания еще каких-то фруктовых марок. В первую очередь будем делать их для сетей. Если появится стратегический партнер, его имя тоже может быть "нашим".

- В России в год человек съедает примерно 40 кг фруктов при норме потребления 100 кг. В США съедают в среднем по 126 кг. Делают ли что-то импортеры для того, чтобы увеличить эту цифру?

- У нас есть профессиональная ассоциация. Называется Фруктово-овощной альянс, создана компаниями-импортерами. Она должна была заниматься организацией рынка. Но нужно было платить ей $600 в квартал, и даже эта сумма вызывала у членов альянса вопросы. В итоге ничего не делается.

БИОГРАФИЯ.

Владимир Кехман родился 9 февраля 1968 г. в Самаре.

С 1985 по 1989 г. учился в Самарском государственном педагогическом университете на факультете иностранных языков. С 1990 по 1991 г. - заместитель генерального директора компании "Росоптпродторг " (Самара).

С 1991 по 1993 г. - директор брокерской конторы "Град" (Самара).

С 1993 по 1996 г. - вице-президент компании "ОЛБИ-Джаз" (Санкт-Петербург).

С 1996 г. - президент компании JFC (Санкт-Петербург).

Женат, трое детей.

О КОМПАНИИ.

Компания JFC основана в Петербурге в 1994 г. Занимается поставками, предпродажной подготовкой и распределением свежих фруктов и овощей. Оборот компании составляет $200 млн в год, что соответствует примерно 300 000 т продукции.

Владеет терминалами в Петербурге, Москве (три терминала) , Краснодаре, Екатеринбурге и Челябинске.

Владельцы - менеджеры компании. ("Ведомости", 27.03.2003)




<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


 
БЕСПЛАТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ

  • ДОБАВИТЬ коммерческое предложение

  • ОПУБЛИКОВАТЬ информацию об организации

  • ОСТАВИТЬ заявку на кредит / инвестирование

  • РАЗМЕСТИТЬ объявление о покупке / продаже бизнеса

  • РАЗМЕСТИТЬ информацию о вакансии

  • Бесплатные сервисы онлайн



    КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
    на 15.05.2021
    USD73,9968-0,3598
    EUR89,6249-0,3094
    E/U1,2112+0,0017
    БВК81,0294-0,3371
    Все валюты

    ПОГОДА 
    Россия, Московская обл., Москва
    днем
    ночью

    (прогноз)
    Погода в России и за рубежом

    ВАШЕ МНЕНИЕ



      Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    2003 - 2021 © НДП "Альянс Медиа"
    Правила републикации
    материалов сайтов
    НП "НДП "Альянс Медиа"

    Политика конфиденциальности